Процесс строительства гаража из пеноблоков, с одной стороны, достаточно простой, но с другой - он требует строгого соблюдения технологии. Поэтому для тех, кто никогда раньше не сталкивался с таким материалом как пеноблок, но хочет возвести из него гараж, предлагаю ознакомиться с нюансами и тонкостями этой работы. Данная информация позволит вам справиться с поставленной задачей самостоятельно и не допустить ошибок.
Начинать строительство гаража необходимо с проектирования. Но зачем вообще нужен проект? Он позволяет решить одновременно несколько задач:
Поэтому проект крайне желателен, а иногда без него и вовсе не обойтись.
Прежде чем составлять проект, необходимо определиться с видом гаража. Эти строения различаются по следующим параметрам:
Вместо полноценного второго этажа целесообразней сделать мансарду, т.е. крышу с ломаными стропилами. Это позволит сэкономить на строительстве.
Таким образом, предварительно необходимо продумать все нюансы того, как вы будете эксплуатировать гараж.
Подобрав оптимальный тип гаража, необходимо определиться с его размерами. Они подбираются с учетом габаритов автомобиля. Для одной машины требуется гараж шириной минимум 3,5 м. Но, чтобы он получился просторным, желательно сделать его шириной не менее 4,5 м.
Для двух автомобилей минимальная ширина составляет 6 м. Что касается длины, минимальное значение - 5 м. Желательно строить гараж длиной не менее 6 м.
Возможно вы захотите использовать гараж еще и как мастерскую или хозблок. Под дополнительные помещения тоже необходимо предусмотреть место.
Завершающий этап проектирования - составление чертежа коробки. Изобразить конструкцию можно и от руки. Главное - указать на схеме размеры и особенности конструкции.
Также необходимо подготовить схему крыши. Если гараж одноместный, оптимальным решением является односкатная крыша. Ее угол наклона должен составлять 8-12 градусов. Чтобы обустроить односкатную кровлю, надо просто одну стену сделать выше другой.
Если гараж двухместный, целесообразней делать двускатную крышу. Она представляет собой конструкцию, образованную треугольными фермами, расположенными с шагом 60-90 см. оптимальный угол наклона двускатной крыши составляет около 30 градусов.
Чтобы вы не ломали голову над проектированием, в качестве примера приведем несколько чертежей. На первом из них изображено компактное строение с односкатной крышей. В таком гараже не поместится дополнительная мастерская или двухколесный транспорт рядом с автомобилем.
На втором чертеже аналогичный гараж, но с двускатной крышей. Такой проект имеет смысл выбрать, если в вашем регионе зимой выпадает обильное количество осадков.
Если вам нужен гараж для двух автомобилей, можно взять за основу схему, которая приведена ниже. Один въезд такого гаража увеличен, что позволяет парковать в нем крупное транспортное средство.
Конечно, при необходимости все размеры вы можете все размеры подкорректировать.
Теперь, зная габариты будущего строения, можно выполнить подсчёт количества блоков. Но, для этого нужно знать каких размеров будет сам газоблок. К примеру, размер блока составляет 300х600 мм.
Если гараж будет иметь длину 6 метров, то в одном ряду боковой стенки будет 600/60=10 блоков. При высоте в 2,5м гараж будет иметь 250/30=8,3~9 рядов. В результате для одной стены понадобится 9*10=90 блоков. Соответственно, для двух стен вы используете 180 блоков.
По такой же схеме рассчитываются пенобетонные блоки для торцевых стенок. После расчета количества блоков, можно узнать стоимость коробки. Единственное, к полученной сумме добавьте стоимость клея. На один куб блоков в среднем уходит один его мешок.
Учтите, что блоки бывают разной толщины. Для гаража минимальная толщина стен должна составлять 25 см. Но желательно использовать блоки толщиной не менее 300 мм. Минимальная марка блока при такой толщине - D300, но при условии, что блок автоклавный и качественный.
В таком случае строение получится достаточно прочным и в то же время теплым.
Процесс строительства включает в себя несколько шагов:
Прежде чем строить блоковый гараж, как и любой другой, необходимо подготовить площадку следующим образом:
Тип фундамента зависит от особенностей грунта. Если грунт устойчивый, построить гараж можно на мелкозаглубленном ленточном фундаменте. Если же грунт пучинистый, понадобится заглубленный ленточный фундамент.
Если грунт неустойчивый, к примеру, болотистая местность, оптимальным решением является плитный фундамент. Также для неустойчивых грунтов подходит металлический свайно-винтовой фундамент.
Статьи по теме:
Строительство ленточного фундамента выглядит так:
Иллюстрации | Действия |
Подготовка траншей:
|
|
Армирование. В траншеи устанавливается каркас из арматуры. Он представляет собой два пояса, соединенных между собой стойками и перемычками. Каждый пояс содержит два прута арматуры, расположенные на определенном расстоянии. | |
Установка опалубки. Из фанеры, дерева или другого материала выполняются щиты и устанавливаются над траншеями. Для их фиксации применяются перемычки и распорки. | |
Заливка. Траншеи заливаются бетоном марки М200. Бетон обязательно трамбуется. |
Если вам нужен плитный фундамент, заливается плита толщиной около 250 мм. Для ее армирования используется специальная армировочная сетка, которая укладывается в два слоя. Для заливки такой плиты грунт предварительно надо углубить и засыпать котлован песком.
Винтовой свайный фундамент подразумевает использование свай-буров, которые ввинчиваются в грунт ниже уровня промерзания почвы. Верхушки свай срезаются в одной плоскости, после чего к ним по периметру приваривается ростверк. В качестве последнего обычно используют швеллер.
Если вы собираетесь заниматься ремонтом автомобиля, необходимо подготовить смотровую яму. Делается она так:
Иллюстрации | Действия |
Выкапывание ямы. Выкопайте яму по центру гаража. Глубина должна быть такой, чтобы вам удобно было заниматься ремонтом сидя или стоя. | |
Армирование и установка опалубки:
|
|
Заливка. Залейте опалубку и дно ямы бетоном марки М150. |
Чтобы яма не разрушалась, уложите по контуру металлический уголок.
Теперь можно приступать к основному этапу - строительству стен. Работа выполняется так:
Иллюстрации | Действия |
Гидроизоляция. Уложите на поверхность фундамента слой рубероида. | |
Укладка первого ряда:
|
|
Укладка второго ряда:
|
|
Армирование:
|
|
Обустройство перемычек и армопояса под мауэрлат:
|
Для обустройства перемычки над проемом следует использовать два уголка 100х100х9 мм. После укладки на блоки уголки нужно соединить перемычками, чтобы придать жесткость и предотвратить смещение.
Такие же уголки следует использовать для стоек. Последние привариваются к перемычке, и уголкам, которые укладываются на проем. В результате получается коробка, на которую можно навешивать ворота.
В качестве примера рассмотрим как выполнить монтаж односкатной кровли:
Иллюстрации | Действия |
Монтаж мауэрлата:
|
|
Укладка стропил. Уложите на мауэрлат стропила 50х150 мм с шагом 60 см. Чтобы закрепить их сделайте в мауэрлате пазы, а также используйте уголок и гвозди либо шурупы. | |
Подготовка к укладке кровельного покрытия:
|
|
Укладка кровельного покрытия. Процесс монтажа кровельного покрытия зависит от его типа. Поэтому при выполнении данной операции придерживайтесь инструкции от производителя материала. |
Гаражные ворота можно приобрести готовые или сделать самостоятельно. Для их изготовления понадобится уголок или профильная труба. Из нее изготавливаются рамы в виде прямоугольников с заполнением. К рамам привариваются стальные листы.
Чтобы установить ворота, необходимо использовать специальные гаражные навесы. Последние просто привариваются к стойкам ворот и коробке. Самое сложное - это выставить ворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Поэтому необходимо тщательно выполнить разметку расположения навесов.
На этом стройка завершена. Теперь можно приступать к отделке.
Я остановился на этом строительном материале, потому что ячеистый бетон дешев, служит долго и хорошо сохраняет температуру. Пеноблоки легкие, строительство проходит быстро.
Гаражи почти не отличаются размерами и архитектурными особенностями, но расчеты количества строительного материала сделать все-таки придется:
Для примера возьмем строение с параметрами 5 м - длинные стены, 3 м - торцевая и 2 м - высота. Пока не будем учитывать площадь ворот, но потом ее нужно вычесть.
После простых расчетов получаем:
Потратиться придется не только на возведение стен, цена пеноблоков составит всего около 35% общих вложений. Следует еще учесть затраты на фундамент, пол, кровлю, ворота.
Ориентировочная общая стоимость составит около 133 745 руб.
Это строение представляет собой обшитый металлическими листами с внутренней и наружной стороны каркас, внутри конструкции - утеплитель.
Основной недостаток такого гаража - низкая защищенность, так как металл можно легко разрезать. Если вы планируете установить гараж во дворе собственного дома, этим обстоятельством можно пренебречь.Оптимальные параметры гаража из металлопрофиля 3*6*2,3 метра.
Я советую собирать конструкцию из готовых комплектов, в которые входят все необходимые элементы. Нередко встречаются объявления о продаже таких б/у гаражей. Если металл не поврежден, вы сэкономите немалую сумму. Еще один вариант бюджетного гаража - установка без фундамента, но это возможно только на плотном грунте.
Минимальная цена гаража при самостоятельной сборке составит около 50 000 руб. Если вы решите устраивать смотровую яму, утепление и коммуникации, стоимость увеличится до 70 000 руб. Готовый утепленный комплекс стоит около 150 000 руб.
Подобные строения когда-то называли финскими домиками. Современные конструкции представляют собой щиты, утепленные минеральной ватой или пенополистиролом.
К недостаткам деревянных домиков можно отнести относительную недолговечность (около 30 лет), подверженность взломам, промерзание на стыках панелей. Большинство этих недостатков можно устранить, обшив гараж металлом.
Панель размером 6 750 на 190 мм и толщиной 100 мм стоит около 1 500 руб., с полиуретановым утеплителем - 1 625 руб., с пенополиизоциануратом - 2 500 руб. Для гаража толстые панели не нужны.
Для большого гаража размером 4*7*3 м потребуются панели площадью 58,5 м2 с учетом размеров въездных ворот. Таким образом, для сооружения достаточно приобрести 7 сэндвич-панелей, общая стоимость которых составит 11 375 руб. К этой сумме нужно добавить цену деревянного бруса, металлических уголков, кровли и ворот.
При выборе материала для гаража исходите из климатических условий вашей местности и места установки. Во дворе собственного дома повышенные меры безопасности можно не соблюдать, вполне подойдут бюджетные сэндвич-панели, гараж из пеноблоков - универсальное решение.
Гараж для большинства автовладельцев является вторым домом, поскольку это помещение является не только надёжной защитой для машины, но и мастерской, складом под автозапчасти. Построить гараж можно из разных материалов, что напрямую зависит от размера кошелька и запросов его будущего владельца. Помимо привычного всем кирпича и дерева можно использовать такие материалы, как газо- и пенобетон.
В изготовлении пенобетона применяется цемент и особым способом созданная пена. Путём перемешивания раствора пузырьки постепенно распределяются по всей массе, создавая ячейки. Жидкая масса заливается в формы, после чего естественным образом охлаждается и затвердевает.
В зависимости от того, какой прочности требуется материал, уровень его плотности варьируется в пределах 200–1200 кг/м3, что отражается на марке готового продукта.
Пеноблок легкий, но прочный материал
Пенобетон выпускается следующих марок:
Органическим пенообразующим веществом в XIX веке выступала бычья кровь либо мыльный корень.
В состав пенобетона, называемого также пеноблоком, в настоящее время входит цемент, песок, средство для пенообразования и вода. Благодаря этому современному материалу на сегодняшний день быстро возводятся и утепляются невысокие здания.
В отличие от газобетона, пеноблок обладает высокой популярностью среди строителей, что объясняется упрощённым процессом изготовления единицы изделия.
Гараж из пеноблока построить очень легко
Основополагающими критериями при выборе пенобетона для возведения гаража выступают:
Незначительное количество отрицательных качеств пеноблоков не может перекрыть перечисленных преимуществ, но информация о них поможет избежать негативных последствий строительства гаража.
Гараж из пеноблоков может быть любых размеров
К основным недостаткам относят:
Чтобы избежать негативных последствий, следует приобретать пеноблок только у зарекомендованных на рынке производителей. Для защиты от влаги достаточно будет создания теплоизоляционного фасада.
Нередко можно перепутать пенобетон с газоблоком по их внешней схожести и ячеистой структуре. Единственным отличительным признаком является то, что газобетон имеет одинаковые соединённые поры, а у пеноблока они разделены и разных размеров. В этом случае в первом варианте неизбежно большое поглощение влаги, что снижает теплоизоляцию.
При выборе пеноблока в качестве основного материала для возведения гаража важно помнить о его низкой механической прочности, что требует особого внимания при установке крыши и ворот. Под лёгкий пенобетон такие конструкции подойдут только из дерева, поскольку металлические изделия пеноблочные стены просто не выдержат. Кровельная конструкция, возможно, потребует монолитного армопояса, а при длине помещения более 10 м - контрфорса.
Построить гараж из пеноблока можно быстро своими руками
При виде пеноблока и шлакоблока многие не смогут найти внешних различий, но индивидуальные особенности каждого из них сделают разным применение в строительстве, а также при возведении гаража. По качеству пеноблочная кладка будет сходна с кирпичной стеной, притом, что по стоимости первый вариант обойдётся значительно дешевле. Если сравнивать шлакоблок и пенобетон, то качественные характеристики примерно одинаковы, но приобрести современный материал из вспененного бетона придётся за цену, превышающую традиционный шлакоблок.
При изучении эксплуатационных данных можно смело говорить о продолжительном сроке службы пеноблоков, которые на протяжении всего времени использования гаража ни разу не потребуют каких-либо кардинальных ремонтных работ. Для поклонников современных энергоэффективных технологий пеноблочное сооружение станет отличным вариантом, обеспечивающим безупречную сохранность тепла.
Тенология кладки кирпича, шлакоблока и пеноблока сходна
Приступая к работе с любым строительным объектом, следует определиться с будущим проектом, что позволит распланировать расход материалов и весь бюджет в целом. Немаловажным аспектом выступают особенности почвы, прохождение грунтовых вод. Данная информация поможет определить конструкцию фундамента.
Создать проект гаража можно в специализированной компьютерной программе, но при самостоятельном выполнении он представляет больше возможностей для планировки по индивидуальным запросам.
Схема гаража может быть очень условной
На этом же этапе предстоит определиться с назначением гаража - будет ли в нём только храниться автомобиль либо помещение сможет функционировать и для других целей. Основные критерии выбора:
Проект гаража может быть максимально подробным
С учётом данных требований можно приступать к проектированию, где первым вопросом станет определение типа и параметров фундамента, высоты стен. Для стандартных конструкций действуют следующие ориентировочные показатели:
Даже если взять за основу готовый проект или чертёж, то необходимо подкорректировать его с учётом места строительства, в частности, глубины залегания вод, грунтовой структуры.
Схематическое изображение может быть представлено в нескольких ракурсах
Традиционно блоки имеют размеры 600x300x200 мм, при этом стены могут быть толщиной как 200 мм, так и, если их перевернуть, то 300 мм. Определяющим фактором при выборе толщины выступает наличие отопления - для холодного гаража достаточно 200 мм, а тёплое требует, минимум, 300 мм. При полной готовности проекта можно приступать к детальным расчётам количества блоков по нижеприведенной схеме (для примера взят гараж 4x5x3 м):
Данная схема расчёта действует на любые гаражные коробки.
Во время транспортировки пенобетона возможны небольшие дефекты материала, например, сколы углов, растрескивание из-за неправильной погрузки. Помимо этого, толщина шва при кладке может существенно отличаться от стандартного. Для того чтобы блоков хватило на весь гараж, рекомендуется закупить материала на 5% больше, чем рассчитано.
Пеноблоки имеют стандартные размеры
Строительство гаража завершится намного быстрее, если все необходимые материалы и инструменты будут под рукой:
Самостоятельное строительство гаража поможет не только сэкономить деньги на найм рабочих, но и станет гарантией качественного выполнения монтажа. Вся работа производится в несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
На этапе разметки все начинается с определения местоположения углов помещения, где вкапываются колышки, а между ними натягивается верёвка так, чтобы угол натяжения был строго 90 градусов. Более простым и точным вариантом является проведение осевой разметки. При одинаковой длине бечёвки можно уверенно говорить о соблюдении угла.
По мере завершения разметки следует встать в месте расположения будущих ворот. Важно убедиться в том, что их можно будет беспрепятственно открывать и закрывать. При отсутствии преграды переходим к следующему этапу - установке фундамента.
Разметка должна быть сделана максимально ровно
Благодаря лёгкому весу пеноблока на первый взгляд гараж не требует заглублённого тяжёлого фундамента. Однако, при выборе его типа следует учитывать особенности почвы на месте гаража. Так, актуальность ленточного фундамента высотой 0,5 м будет оправдана в случае залегания грунтовых вод до 2,5 м в глубину, а также при наличии однородного и плотного грунта.
Если же почва пучинистая, то не обойтись без монолитного фундамента. Объяснить данный выбор достаточно просто - блоки не поддаются изгибам, что приводит к растрескиванию материала и разрушению постройки в целом. Монолитная же конструкция способна плавно подстраиваться под поведение грунта.
Монолитный фундамент не подходит для гаража со смотровой ямой, здесь целесообразней будет установка заглублённого ленточного либо комбинированного ленточно-свайного фундамента.
На пучинистых почвах лучше обустраивать монолитный фундамент
Действие по монтажу фундамента рассмотрим на примере ленточной конструкции на глубину 0,8 м:
При наличии в проекте смотровой ямы можно приступить к её монтажу уже на этапе затвердевания бетона.
Смотровая яма должна монтироваться с учётом протекания грунтовых вод. Так, при глубине от 2,5 м и более необходимость дренажной системы отпадает, при более близких водах придётся остановиться на данном этапе.
Ниже подробно расписан вариант создания смотровой ямы с дренажем. Длина ямы под стандартный автомобиль, как правило, составляет 2 м, глубина же может варьироваться в зависимости от некоторых факторов, среди которых основополагающим является рост автомастера. В среднем глубина будет около 1800 мм с учётом размеров клиренса машины в 120–175 мм и добавочных 300 мм.
Последовательность монтажа смотровой ямы:
При выкапывании смотровой ямы нужно учесть слой изоляции
Дно смотровой ямы обязательно нужно застелить геотекстилем
Дно смотровой ямы нужно забетонировать
Стенки смотровой ямы может отделать любым материалом или обустроить на них полки
Прежде чем приступить к закладке стен, необходимо поставить ворота, которые будут частично фиксироваться в самих стенах. Предварительно поверх фундамента в несколько слоёв укладывается рубероид в качестве гидроизоляции.
Для усиления каркаса ворот с каждой стороны приваривается арматура - 4 куска длиной 40 см и диаметром 12 мм. Важно проследить, чтобы прутья легли на швы пеноблока. Перед установкой воротной рамы арматура грунтуется и окрашивается.
Чаще всего в гараже устанавливаются распашные ворота
При креплении ворот следует вооружиться отвесом и уровнем для точного измерения их положения. С целью фиксации конструкции можно подложить по диагонали деревянные бруски. Для создания надёжного основания над воротами сооружается специальная балка. Сделать её очень просто из металлического каркаса, залитого бетоном. Здесь важно правильно определить длину балки. Так, к общей длине дверного проёма прибавить на каждую сторону не менее 200 мм.
Для гаража из пеноблоков можно использовать и подъёмные ворота
Неплохим вариантом может стать установка уже готовой балки как двутавр. В этом случае работа упрощается, достаточно только сделать металлический уголок 50×50 мм по размерам, подходящим к воротам, и закрепить его так, чтобы внутри помещения он плотно прилегал к стене. Поверх уголка набрасывается цемент, после чего монтируется двутавр.
При строительстве в будущем второго этажа гаража следует выполнить закладку на весь периметр помещения армопояса, что станет надёжной опорой под плиты перекрытия и кровельную конструкцию. Учитывая особенности гаража из пеноблоков, важно соблюсти данное требование.
Кладку стен любого помещения, независимо от его назначения, начинают с угла. Блоки кладутся так, чтобы их длинная сторона проходила вдоль стены. Монтаж пеноблоков осуществляется при помощи специального клея или на цементный раствор. При сравнении этих двух средств можно сказать о лучших теплоизоляционных качествах клея, помимо этого, он расходуется намного экономичнее. Единственным преимуществом цементно-песчаного состава выступает низкая стоимость.
По заранее выставленным углам натягивается бечёвка, по которой и осуществляется монтаж стен. Через каждые 2 ряда выполняется армирование путём укладки специальной сетки или другого армирующего материала.
Для кладки пеноблоков можно использовать специальный цементный раствор
Прутья, приваренные к каркасу ворот, должны быть вмурованы в межблочные швы. Как только кладка достигнет балки перекрытия, ни в коем случае нельзя смещать блоки в ряду. Чтобы подогнать материал под соответствующие параметры, не нарушив шовной связки, достаточно подрезать блок.
При планировании установки односкатной кровли необходимо укладывать пеноблоки под наклоном к задней стене (примерно 5 см на каждый метр).
Создание уклона под односкатную крышу не составит труда - достаточно спилить ножовкой излишки пенобетона. Если же кровля будет двускатной, то следует задуматься о вариантах закрытия кровельных фронтонов. Для работы подойдёт любой облегчённый материал, например, вагонка.
По всему периметру создаётся опалубка в высоту 30 см путём укладки армирующего металлического каркаса с последующим бетонированием. При использовании балок в основе кровельного перекрытия необходимость в мощном армопоясе отпадает, тогда и опалубка может тоже не устанавливаться. В данном случае стена покрывается густым слоем раствора, поверх которого крепится арматура и снова слой цемента. Все излишки материала снимаются кельмой. Состав должен иметь однородную структуру, не рекомендуется, чтобы он был очень жидким, тогда он просто стечёт по стенам, но и очень густой раствор чреват неизбежным растрескиванием стены в скором времени.
Кровля гаража, как правило, делается путём кладки бетонной плиты покрытой рубероидом, однако при строительстве из пеноблоков эта технология использоваться не может. Стены, выполненные из пенобетона, очень хрупкие и могут не выдержать нагрузку плиты. Ниже представлен пример односкатной кровельной конструкции на основе двутавровой балки:
Остался монтаж козырька, справиться с которым можно самостоятельно - достаточно сделать металлический уголок, закрепить поверх него поликарбонат или любой понравившийся кровельный материал.
Двухскатная крыша более практичная
Как только с установкой смотровой ямы, стен и крыши будет закончено, останется постелить в гараже пол. Поскольку нагрузка от автомобиля на стяжку оказывается очень высокая, поэтому конструкция должна быть максимальной прочности. Лучшим вариантом в данном случае будет бетонное основание.
Там, где планируется пешеходная зона, допускается монтаж досок. Деревянный настил хорошо впишется и в рабочей зоне, где можно поставить столы и станки. Дерево считается более комфортным материалом, нежели бетонный пол.
Прежде чем приступить к заливке бетона, выполняется подготовка поверхности - площадь земли выравнивается и утрамбовывается, далее засыпается щебень 10–15 см, песок 5–10 см, гравий - 5–10 см. Финишный слой - бетонное основание заливается толщиной от 20 см и более.
И, наконец, остались отделочные работы и прокладка коммуникационных систем.
Идеальный пол для гаража из пеноблоков - бетонный
Строительство второго этажа в гараже на основе данного материала вполне возможно благодаря уникальным свойствам пенобетонных изделий:
Пеноблоки настолько лёгкие, что построить двухэтажный гараж не составит труда
При строительстве гаража на приобретение пеноблоков уходит около 1/3 от общего бюджета, большая часть денежных средств направляется на создание фундамента и кровельную конструкцию. Несмотря на это, данный материал для возведения гаража является самым подходящим.
Обладая оптимальными для малоэтажного строительства характеристиками, пенобетонные блоки часто используются для возведения гаража. В этом случае их преимущества (легкость, способность к выводу внутренней влаги, простота обработки и монтажа) проявляются лучше всего, стены из этого материала хорошо защищают машину в любое время года. Все строительные работы несложно выполнить своими руками, технология считается бюджетной. При закладке простой постройки достаточно собственного чертежа, при желании обустройства двух этажей, подводе инженерных коммуникаций стоит заказать проект у специалистов.
Учитываемые при проектировании нюансы: параметры грунтов, потребность в смотровой яме, количество размещаемых авто, наличие дополнительных функций. Минимальная ширина составляет 4 м при проеме в 3, рекомендуемая длина – 6, высота варьируется в пределах 2,5-3. Смотровую яму планируют с учетом будущего расположения машины, ее оптимальная ширина – 90 см при глубине не более 1,9 м. К особенностям эксплуатации относят высокую паропроницаемость, блок не кладут на грунт, стены закрывают штукатуркой или сайдингом. При правильно выбранной схеме пирога (проницаемость наружных материалов не может быть выше внутренних) авто надежно защищено от коррозии.
Работы начинаются с составления детального проекта, учитывающего количество и размеры окон, расположение ворот и других дверей, потребность в отверстиях для коммуникаций. Число элементов зависит от схемы кладки – при монтаже в ширину их уходит в 1,5 больше чем в высоту. В качестве примера: на 10 рядов сплошного гаража с толщиной стен 20 см понадобится 34 блока. При размещении их более широкой стороной число рядов возрастет до 15, изделий – до 510 шт. 1 м3 стандартного размера включает 27,78 шт, 1 поддон – 40, рассчитать итоговый объем легко.
Построить бокс на две машины сложнее, в этом случае возможны два варианта проекта: с двумя дверьми или одной, второй чаще всего вытянутый, он выбирается при ограниченном пространстве (автомобили устанавливаются один за другим). При желании совмещается с хозпомещением или с навесом. Требуемое количество пеноблоков находится аналогичным образом. Ввиду хрупкости изделий при транспортировке и разгрузке стоит приобретать их с 5-10% запасом.
Выбор фундамента, что следует учесть перед разметкой
Блоки из пенобетона не оказывают существенной весовой нагрузки, но из-за низкой прочности на разрыв их рекомендуют класть на устойчивое и монолитное основание, прерывать ленту по периметру недопустимо, вход в гараж организовывается с небольшим подъемом. Желательно оценить удобство въезда еще на этапе составления чертежа: возле ворот не должно быть деревьев, заборов или других построек. Окончательный вариант зависит от параметров грунта и потребности в смотровой яме:
Первый вариант считается оптимальным в плане бюджета и трудозатрат, такое основание несложно возвести своими руками. При закладке ленточного фундамента следует выкопать траншею на 70 см вглубь и на 20-30 см шире будущей стены, тщательно утрамбовать ее дно, последовательно засыпать и уплотнить 10-15 см песка и 7-10 щебня, установить опалубку и армокаркас и заполнить ее бетоном с маркой прочности не ниже М200.
Главным требованием является создание единого монолита, раствор заливается за 1 день, без образования швов. Приступать к следующему этапу строительства разрешается не раньше, чем через 3 недели.
Стандартное руководство включает такие этапы:
1. Анализ состояния грунта, проектирование, разметка и выравнивание участка.
2. Земляные работы.
3. Закладку фундамента и набор бетоном прочности.
4. Гидроизоляцию верхнего края основания (ленты или цокольного ряда) с помощью рулонных стройматериалов, чем выше будет их срок службы, тем лучше. Защитная прослойка размещается между слоями цементно-песочного раствора, смешанного в пропорции 1:3.
5. Кладка пеноблоков. Все ряды за исключением первого желательно размещать на тонкий слой строительного клея, замешенного в строгом соответствии с инструкцией. Если геометрия блоков этого не позволяет, то в целях экономии смесь с близким коэффициентом теплопроводности замешивается самостоятельно, рекомендуемые пропорции включают 1 часть цемента, 1 – пенополистирольных гранул и 3 – песка. В сравнении с несущими стенами жилых домов потребность в армировании минимальная (за исключением двухэтажных гаражей), для обеспечения надежности достаточно прокладки металлической сетки в растворе через каждые 2-3 ряда.
6. Обустройство балки над проемом гаража. Въезд должен быть широким (не менее 3 м), для удержания блоков требуется надежная перемычка. Обычно ее сваривают из двух уголков и поперечных полос металла и закрепляют с заходом на пеноблоки стен не менее 20 см. Для продления срока службы она обрабатывается антикоррозийными грунтами. Для фиксации перекрытия используется тот же кладочный состав, что и остальных стеновых изделий. О разновидностях железобетонных перемычек читайте в .
7. Возведение кровли: одно-, двухскатной или мансардного типа. Первую разновидность построить проще всего: поверх покрытого гидроизоляцией ряда пеноблоков размещается деревянный брус, к которому привязывают стропильную систему. На балки набивается обрешетка, после чего кровля застилается шифером, металлочерепицей или мягкими рулонными материалами. К важным нюансам технологии относят использование на этом этапе хорошо выдержанной и сухой древесины, прошедшей обработку антипиренами и антисептиками.
8. Обустройство полов. Простейшим вариантом является бетонная стяжка, для ее этого внутри гаража снимается около 15 см верхнего грунта, все пространство тщательно трамбуется и засыпается песком и щебнем, для исключения просачивания влаги из бетона по всей площади с заходом на стены расстилается пленка. Конструкцию армируют сеткой, для создания ровной поверхности рекомендуется применять строительные маяки, впоследствии вынимаемые. Особое внимание уделяется качеству верхнего слоя, ввиду истирания ее шинами для продления срока службы интенсивно эксплуатируемые полы стоит обработать упрочняющими составами или провести их железнение.
9. Отделка стен: оштукатуривание или закрытие вентилируемым сайдингом.
В процессе кладки пенобетонные блоки поправляются незамедлительно, для пристукивания используется резиновый молоток, контроль уровня проводится на каждом ряду. Сложная внешняя отделка не требуется – достаточно оштукатуривания, но в целях избежание накопления влаги важно оставить вентиляционные отверстия, идеальным вариантом считается принудительная вытяжка.
Еще одним способом экономии является отказ от смотровой ямы, это сократит сроки строительства гаража из пеноблоков своими руками и исключит риски заполнения ее грунтовой влагой. Дополнительные двери требуются при желании эксплуатирования постройки не только для авто, но и в качестве хозяйственной. В регионах с обильными осадками для отвода влаги с крыш от фундамента рекомендуется установить водосток.
Стоимость пеноблоков
Расценки на кладочные изделия заводского качества напрямую зависят от марки:
При желании просчитать, сколько стоит построить гараж из пеноблоков, ориентируются на среднюю цену – 14000 рублей/м2, при реализации сложного двухэтажного проекта денежные вложения возрастают за счет закладки армопояса. Приведенные цены на стройматериалы не включают затраты на транспортировку и разгрузку, при возведении на удаленных участках их стоит обсудить заранее.
Сооружение гаража может осуществляться из самых разных материалов, но не все они равнозначны между собой по своим качествам. На пустом участке начинать стоит именно с гаража, поскольку еще до строительства дома на новом участке нужно будет предусмотреть место для хранения инструментов и материалов. Польза такого порядка возведения состоит и в том, что можно будет поставить машину, приезжая для контроля работы строителей.
Заранее нужно решить, каким именно образом будет выполнен гараж, каков окажется круг вспомогательных функций у него, получится ли построить сооружение своими руками либо придется обращаться к специалистам. Все хранилища автомашин в зависимости от расположения по отношению к главной постройке делятся на встраиваемые, пристраиваемые и автономные сооружения. Пристройки отличаются от встраиваемых объектов тем, что в них есть только одна общая с домом стена и единый на два сооружения вход.
Важно помнить, что отдельные постройки нужно размещать в 9 м от основного жилища и в 10 м от сооружений на соседних участках.
Пол гаража, сделанного из пеноблока, может быть надземным (все сооружение поднято над землей) или частично подземным (с углублением в грунт на 1/3 либо ½). Частично подземные постройки сооружаются исключительно на сухой твердой почве, подземные воды в которой залегают глубоко. Подземные сооружения уходят в грунт вплоть до крыши, а иногда на ней еще расположен земляной слой.
Преимуществами использования пеноблока перед другими видами блоков являются:
Столь привлекательную конструкцию еще и несложно будет построить, потому что нет необходимости в тяжелой технике и больших затратах труда.
Великолепные характеристики пенобетона объясняются его химическим составом и неповторимой технологией изготовления. Она позволяет создать пористую структуру, при этом препятствуя проникновению воздушных пузырьков. Как результат, по сравнению с конструкциями из газобетона гораздо ярче выражены такие ценные свойства:
Потому пеноблок оказывается идеальным решением даже для относительно сырых участков местности. Он не требует специальной внешней отделки; в противовес этому строения из газоблока, оставленные открытыми, быстро потрескаются от контакта с водой. Что же касается шлакоблока, то он всегда тяжелее и не обеспечивает необходимой теплоты конструкции, поэтому его обязательно нужно утеплять.
Проектирование гаража очень важно, оно не менее значимо, чем при постройке полноценного жилого дома. Обычно проект стараются сделать в формате чертежа, только при небольших затруднениях в работе можно ограничиться составлением эскиза. Типовой вариант гаража из пеноблока на 2 машины можно всегда отыскать на специализированных ресурсах интернета или сделать вручную в любом графическом редакторе.
Важно учитывать, что любой замысел полагается не просто составлять по определенным правилам, но и согласовывать с надзорными службами.
Контролеры проверяют:
Для самих индивидуальных застройщиков не менее значимыми будут другие параметры - толщина стен, используемый конструкционный материал, потребность в нем (сколько нужно кубов пеноблоков и сколько понадобится отделочных материалов в конечном счете). Если не работать вручную, а обратиться в проектную фирму, можно будет получить вдобавок к этому еще и точный расчет стоимости необходимых конструкций. Рассчитать потребность в газоблоках или ином виде материалов самостоятельно с той же точностью не получится, не имея специальных знаний на должном уровне.
Есть довольно много тонкостей, которые обязательно должны быть учтены. Буквально на каждой стадии строительства гаража из пенобетона такие нюансы присутствуют, именно поэтому они должны быть разобраны поэтапно.
Разметка производится в строгом соответствии с указаниями проекта, для нее используют колья и шнур. Глубина закладки фундамента должна быть ниже промерзающего слоя, если грунт склонен к пучению (в таком случае нельзя строить подвалы или даже смотровые ямы). На сухой и плотной почве рекомендуется оборудовать монолитный фундамент ленточного тип а.
Многие люди стараются строить двухэтажный гараж, в таком случае его надо располагать минимум:
Но это все – требования нормативных актов, а для строителей большее значение имеет точный расчёт количества используемых пеноблоков. Хороший проект предусматривает определение размеров с учетом организации смотровых ям, подвалов, глубины расположения грунтовых вод и структуры почвы. Типичный размер плит (блоков) составляет 600х300х200 мм, толщина кладки оказывается 0,2 либо 0,3 м. Разделив длину стен на параметры отдельного блока, нужно округлять полученный результат в большую сторону.
При подсчете числа рядов исходят из того, что типовая высота гаражей - 300 см (если в конкретном случае она отличается, цифра будет иной). Высота одного блока составляет 30 см, то есть при стандартной величине нужно ставить десять рядов. Не стоит забывать о необходимости вычитания пеноблоков, заменяемых:
Гараж габаритами 5х6х3 м потребует примерно 320 единиц пеноблоков. Во внимание требуется также принять толщину швов и вероятный производственный или транспортировочный брак. Избежать дополнительной покупки материала помогает создание резерва в 5%.
Строительство с помощью пенобетона имеет свои особенности, и инструменты для работы тоже отличаются. Обязательно потребуется емкость, где будет замешиваться раствор, а также миксер, облегчающий выполнение этой работы. В качестве замешивающего устройства рекомендуется применять перфоратор, который производительнее дрели и способен выдержать значительную нагрузку. Размечать блоки при работе рекомендуется с помощью рулетки, угольника и карандаша. При помощи специального угольника размечают стороны блока перпендикулярно.
Большую роль имеет применение инструментов для вертикальной и горизонтальной ровности , поскольку эти параметры определяют крепость постройки, величину расхода материалов и стоимость работы. Это прежде всего уровень, причем специалисты рекомендуют использовать сразу несколько строительных уровней, как минимум лазерного и гидравлического типов. Специально для придания нужной формы постройке из пеноблоков применяют металлические захваты (угловыми струбцинами формируют внешние углы постройки). Резать пенобетон можно электрическими и ручными инструментами, корректировка отдельных граней производится обыкновенной пилой или специальной, для обработки пеноблоков.
Штробы для прокладки арматуры и технические коммуникации прокладывают штроборезом (выбор между электрическими и ручными механизмами определяется требуемой производительностью). Когда блоки уложены как следует, нужно класть клей в виде бороздок. Не составляет особого труда выполнить эту работу шпателем «гребенкой», однако, если предстоит выполнить много работ, рекомендуется применять ковши с зазубренными краями. Каретка бункерного типа может иметь различную ширину, которая определяется шириной укладываемых блоков. С помощью такого инструмента можно работать аккуратнее, терять меньше времени на подрезку подтеков и сократить расход строительного раствора в целом.
Чтобы подровнять укладку блоков и уплотнить их размещение, используют резиновые молотки. Для придания точных геометрических форм и исправления рельефа целесообразно применять наждачную бумагу наиболее крупной фракции.
Пенобетон – относительно легкий материал, по крайней мере, по сравнению с кирпичом. Потому отбор типа основания определяется свойствами грунта. Чаще всего застройщики выбирают ленточные фундаменты , и лишь в наиболее сложной почве рекомендуется применять свайный либо монолитный тип конструкции. У «ленты» есть два подтипа - с разным уровнем заглубления. Значительное внедрение в грунт нужно, если подземные воды расположены выше 200-250 см глубины. Когда же требуется возвести небольшой гараж на глинистой земле, специалисты отдают предпочтение столбчатому варианту , глубина исчисляется как уровень промерзания + 0,2 м.
Бывает так, что пеноблоки нужно класть на почву с низкой устойчивостью, тогда применяют сваи . Внедрить их можно на глубину до 600 см, что позволяет обойти верхний слабый слой и упираться непосредственно в более сильные пласты. Если почва не только слаба, но и склонна к пучению, рекомендуется ставить вниз бетонную плиту. Такое решение непригодно для сооружений повышенной массивности и почти не переносит изгибающие воздействия.
Строительство бетонных гаражей из этого материала обеспечивает достаточную функциональность постройки – по техническим стандартам вполне хватает стен толщиной 0,3 м, причем блоки промышленного изготовления формата D500 способны перенести нагрузку в 500 кг на 1 кв. см. При покупке материалов рекомендуется брать не только прямые, но и угловые блоки – это значительно облегчает и ускоряет работу. То, как правильно построить гараж из газобетонных или пенобетонных блоков, практичнее всего рассмотреть на каждой из стадий работы.
Как и во многих других случаях, стены начинают ставить с угла. Нижние ряды выставляют на стандартный раствор из цемента и песка. Чтобы можно было поставить ворота, рекомендуется вводить в стыки между блоками распорные штыри длиной по 0,4 м каждый. Слой гидроизоляции под стенами формируется из различных рулонных материалов, выбор определяется конкретной ситуацией.
Кладку стены ведут, сдвигая блоки каждого последующего ряда на треть длины. Над проемом, где встанут ворота, рекомендуется устанавливать поперечную балку, выполняющую роль перемычки. В самом низком и самом высоком кладочных рядах подготавливаются отверстия под вентиляцию (если не устанавливается приточно-вытяжная система в данном проекте). В верхней части конструкции обязательно делают неразрывный упрочняющий пояс.
Когда он готов, под прямым углом к направленности строения кладут двутавровые балки, разрыв между ними составляет 0,8 м; наконечник каждой балки должен выпирать из стены на 200 мм. Ее нижнее ребро позволит разместить шпунтованную доску и подготовить потолок, положить слой гидроизоляции (желательно – пленочной), а затем - слой теплозащиты. Стяжка должна иметь толщину в 30 мм.
Если в процессе укладки пеноблоков возникают механические дефекты или отклонения от нормальной плоскости, они должны быть сразу устранены.
В большинстве случаев крышу на гаражах делают односкатной, обшивая перекрытие досками поверх стальных балок. Там, где будут сделаны точки опор для балок, кладут монолитные блоки. Доски застилаются рубероидом, края рулонов которого поднимаются вверх на 100-150 мм, причем плоскость крыши должна быть хотя бы на 0,2 м выше любой стены. Поверх стяжки вновь кладется водостойкий материал, тот же рубероид справится с этой задачей блистательно. Гидроизоляцию расставляют внахлест. Кровлю обязательно дополняют козырьком, выставляемым над входом в гараж.
В гараже из керамзитоблоков или пеноблоков лучше оборудовать крепкий пол. Даже самый легкий автомобиль или мотоцикл при движении создают достаточно большую нагрузку, выдержать которую сможет только бетонное основание. Единственным местом, где можно использовать дерево, являются участки, предназначенные исключительно для пешеходов. В любом случае придется позаботиться о присыпке: