Сабантуй переводится с тюркских языков как "свадьба (торжество) плуга" - сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба) . В татарском языке праздник называется тат. сабантуй или тат. сабан туе . Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает праздник). Башкирское название праздника имеет аналогичную этимологию, от башк. hабан - плуг.
У чувашей этот праздник ранее назывался чуваш. сухат - пахота (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ - праздник плуга или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется чуваш. акатуй . Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника - агапайрем. Аналогичный праздник татарстанской мордвы - Балтай имеет татарскую этимологию и означает праздник меда . Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов.
Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи.
Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).
Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году .
Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.
Впервые письменно зафиксирован у башкир в восемнадцатом веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Лепехина Ивана Ивановича и немецкого этнографа, ученого Георги Иоганна Готлиба
Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права.
Eё содержимое, вероятно, скопировано с Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. (Историко-этнографическое исследование). - Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52-57 практически без изменений. |
Батыр Сабантуя с призом
Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу , молоко , масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы (смысл терминов дэрэ , зэрэ неясен; возможно, имеется родство с турецким dere – река – каша готовилась у воды), а в восточных и юго-восточных районах Татарстана - карга боткасы - «грачиная каша» или «воронья каша». Так как истоки праздника лежат в архаичных, доисламских верованиях, и одном из них, культе птиц - вороны .
На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками - тула оек ), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного (вытканного узорами) - кызыл башлы сёлге - полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста - баурсак и готовили конфеты.
В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят…». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.
В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8-10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.
Помимо сёрэн сугу на лошадях в некоторых деревнях устраивали сёрэн пеший - жэяуле сёрэн . Несколько ряженых мужчин шли по домам, где собирали яйца и требовали угощения. На того же, кто его не давал, грозили накликать различные беды, но обычно отказывали им редко.
Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен ), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.
На следующий день проводились состязания: как правило, майдан (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.
Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. Лошадей , участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5-10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.
Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.
Широко распространилась традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских , удмуртов , мари , чувашей , башкир , узбеков .
Президенты Татарстана и России М. Ш. Шаймиев и В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000
В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000
В настоящее время Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования.
Главный Сабантуй устраивается в столице Татарстана Казани (ныне в Берёзовой роще посёлка Мирный). Сабантуи проводятся также за пределами Татарстана в местах со значительным татарским населением. Также ежегодно попеременно в одном из регионов России с крупной татарской диаспорой официально проводится Федеральный Сабантуй.
Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей - ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.
Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов - сбор подарков - әйбер җыю , яулык җыю . В некоторых сёлах, например, Лениногорского , Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.
Обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.
Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.
Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него. Часть яиц продают, а полученные деньши используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. д.
Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.
Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.
После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.
После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.
Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - корэш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.
Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.
Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.
Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.
На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.
Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязаютя в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.
Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.
Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.
После окончании майдана вечером молодежь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуей) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.
2001 год - Саратов,
2002 год - Тольятти (Самарская область),
2003 год - Димитровград (Ульяновская область),
2004 год - Йошкар-Ола,
2005 год - Нижний Новгород,
2006 год - Саранск,
2007 год - Челябинск,
2008 год - Астрахань,
2009 год - Ульяновск,
2010 год - Ижевск,
2011 год - Екатеринбург,
2013 год - ...
IV (2013 год) - ...
Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Вашингтон , Нью-Йорк , Сан-Франциско , Берлин , Ташкент , Монреаль , Торонто , Прага , Стамбул и многих других.
В субботу 23 июня в Казани отпразднуют татарский народный праздник Сабантуй. Гуляния развернутся в лесопарковой зоне озера Лебяжье и в Березовой роще жилого массива Мирный. Обе площадки откроются в 9.30 и будут работать до 16.00.
Гостей ждет концерт и турнир по национальной борьбе курэш, победитель которого получит барана и автомобиль. На спортивных зонах площадок пройдут 15 национальных конкурсов и состязаний. Для детей будут работать отдельные площадки с детскими программами.
Творческие коллективы из районов будут выступать на специально организованных сельских подворьях, отражающих культуру и быт татарского народа.
Для посетителей будут работать летние кафе и торговые точки, где можно купить сувениры, национальную еду и изделия народных промыслов.
После обеда народные гуляния продолжатся на территории Казанского ипподрома.
Здесь в 15.00 стартуют конные скачки. Всего зрителей ожидает 12 заездов, после чего гостям праздника покажут концерт.
К местам проведения Сабантуя можно добраться на общественном транспорте. В Березовую рощу автобусы будут отправляться с четырех остановок:
На маршруты до Березовой рощи выйдут 73 автобуса. Они будут ходить с 8.00 до полного окончания праздника. В автобусах действует внутригородской тариф. На Сабантуй можно будет добраться и на электричке со станции «Казань-1».
На Лебяжье озеро будут ходить автобусы №№ 36, 46 и 72, а также от ост. ”Ремплер» в поселке Залесный - бесплатные автобусы с интервалом в 5 минут. Автобусы, проходящие по Горьковскому шоссе, будут работать в усиленном режиме - на маршрут выйдет 72 машины.
До ипподрома гостей довезет троллейбус № 3, а с остановки «метро «Проспект Победы» через ипподром до Центрального парка культуры и отдыха будет курсировать дополнительный шаттл.
В день проведения Сабантуя с 6.00 до 17.00 будет организовано одностороннее движение по дороге от «Лесного городка» до Фермского шоссе, а Фермское шоссе станет пешеходной зоной.
Для жителей ЖК «Лесной городок» сохранят 2-стороннее движение с возможностью выезда по ул. Братьев Баталовых в сторону Оренбургского тракта.
Сабантуй – старинный праздник, который посвящен окончанию весенних полевых работ, особенно любим в Татарстане. Его название, в котором слилось два тюркских слова – «сабан» («плуг») и «туй» («праздник») – означает «праздник плуга».
Сакральный обычай предполагал символическое венчание с природой, поэтому слово «туй» в данном случае также уместно трактовать, как «свадьба, бракосочетание».
Подобные торжества существуют и у других народов нашей страны: башкир, чувашей, марийцев, удмуртов. А народы Северного Кавказа, балкарцы, ногайцы, казахи называют этот праздник Сабантой.
Он известен уже несколько тысяч лет. Первые письменные упоминания о нем оставили путешественники по землям Волжской Булгарии. Свидетельства об этом празднике оставил в 921 году арабский посол Ибн Фадлан, который приезжал в земли башкир и татар для изучения их традиций и быта.
В настоящее время Сабантуй является государственным праздником в Республике Татарстан, Башкортостане, федеральным – в России и официальным городским – во многих городах мира. По инициативе татарских общин он проводится в таких городах как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Торонто, Берлин, Лейпциг, Монреаль, Прага, Стамбул и многих других.
С 2002 года он официально включен в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. К празднованию 100-летия образования ТАССР в 2020 году власти Татарстана собираются зарегистрировать интеллектуальные права на Сабантуй и создать посвященный этому празднику музей.
Изначально праздник земледельцев был приурочен к началу полевых работ и праздновался в конце апреля. После принятия тюркскими народами ислама, введением в годы советской власти Григорианского календаря, Сабантуй стали отмечать ближе ко дню летнего солнцестояния.
Сейчас празднование проводится в течение трех недель в июне. Определенной даты не существует, и каждый год о времени проведения Сабантуя сообщают лишь в начале весны. Если раньше эту дату устанавливали аксакалы, то теперь она назначается президентом республики.
В первые выходные после окончания весенних полевых работ Сабантуй отмечают в селах, спустя неделю – в крупных городах (Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме и др.), и, наконец, еще через неделю проходят торжества в столице Татарстана – Казани. Для празднования выбирается выходной день – воскресенье.
В сельской местности накануне праздника юноши седлают лучших коней и с песнями объезжают все селение, жители которого одаривают их платками, полотенцами, отрезами ткани и прочим.
Чтобы собрать как можно больше подарков и богаче нарядить коней, молодые люди заранее договариваются с соседями и родственниками. Полученные дары затем будут вручаться в качестве призов в состязаниях и соревнованиях, проводимых в честь Сабантуя.
Перед началом торжества все подарки размещают на специальных столах на майдане – центральной площадке праздника. Подношение даров заменило существовавший в прежние времена языческий ритуал жертвоприношения.
В административных центрах накануне праздника оборудуются площадки для концертов, организуются майданы для проведения конкурсов и состязаний. В некоторых населенных пунктах праздник начинается с молитвы, которую читает мулла.
Самые масштабные торжества проходят в Казани – на майдане Березового леса поселка Мирный и в лесопарковой зоне озера Лебяжье. На празднике в столице присутствуют представители власти, делегации дипломатических миссий иностранных государств, видные духовные и общественные деятели, представители крупного бизнеса.
Праздник в Казани открывает Президент Татарстана. В разные годы Сабантуй в Республике Татарстан посещали президенты РФ – Б. Н. Ельцин, В. В. Путин и Д. А. Медведев, которые принимали участие в местных национальных играх и обрядах. Одним из главных мероприятий в столице традиционно становится концерт с участием представителей всех регионов республики.
На празднике можно будет увидеть предметы народного быта и познакомиться с национальными традициями, на ярмарках – приобрести сувениры, национальную одежду и обувь.
В различных населенных пунктах пройдут концерты с участием звезд эстрады, профессиональных и самодеятельных танцевальных и музыкальных коллективов. Гостей ждут игры и конкурсы, состязания танцоров, певцов, чтецов.
Желающие смогут принять участие в различных мастер-классах по народным ремеслам. К Сабантую также приурочено награждение передовиков труда и победителей профессиональных конкурсов.
В детских садах и школах проводятся подобные праздники для ребят, устраиваются конкурсы талантов. Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи, соревнуются в ловкости и силе.
Что ещё бывает на Сабантуй в Татарстане? Неизменным пунктом праздничной программы становятся спортивные состязания: поднятие камней, борьба на руках, перетягивание каната (аркан тартыш), а также шуточные соревнования по бегу с наполненными водой ведрами на коромысле, прыжкам в мешках. Нередко проходят веселые бои мешками с соломой или травой, разбивание горшков с завязанными глазами.
Но особенно нравятся гостям такие номера, как джигитовка, соревнования на парных упряжках, быстрая езда под седлом и «кыз куу», во время которого парень должен догнать девушку и поцеловать ее на скаку. В Набережных Челнах и Казани проводятся скачки на ипподроме, состоящие из нескольких заездов.
Особенно ярким и захватывающим бывает турнир по борьбе на поясах «куреш» («кореш») – спортивному единоборству на кушаках (поясах). Вначале в состязаниях принимают участие мальчики, затем – юноши, потом – молодые и зрелые мужчины. Когда остается лишь два борца, начинается борьба батыров. Ее победитель получает главную награду Сабантуя – живого барана или ценный приз (автомобиль, бытовую технику, ковер и т.д.).
Этот вид борьбы в нашей стране включен в реестр национальных видов спорта. В 2010 году в Татарстане прошел чемпионат мира по курешу. Признан он и в других странах мира: членами Международной Ассоциации Куреш в настоящее время являются представители свыше 100 государств Азии, Африки, Америки, Европы и Океании.
Как принято готовиться к Сабантую? К этому празднику люди готовятся заранее: проводят генеральную уборку и небольшой ремонт в домах, покупают подарки для друзей и родных, накрывают праздничный стол.
К нему подают плов с бараниной и сухофруктами, перемечи – пирожки с мясом, бэлиши с различными начинками, чак-чак — традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочное печенье, залитое жидким медом. Согласно мусульманской традиции, спиртные напитки к празднику подавать не принято.
Мало кто знает о том, что Сабантуй – государственный праздник в Татарстане, который с удовольствием отмечают не только жители этой республики, но и во многих других регионах России.
То, как празднуют Сабантуй – веселое и увлекательное действо, и проводится оно сначала в деревнях, и лишь на завершающем этапе – в крупных городах. Как правило, в Казани и Уфе по поводу этого праздника ежегодно организовывают масштабные концерты, в которых принимают участие все желающие.
Во время Сабантуя проводится множество не только развлекательных, но и спортивных мероприятий. Участие в состязаниях принимают как профессионалы, так и все желающие, кто любит спорт и выступает за активный здоровый образ жизни.
В течение праздника постоянно устраивают увлекательные соревнования, и многие зрители с удовольствием играют в современные «веселые старты». Это отличает Сабантуй от других праздников, и все зрители, а также те, кто принимает участие в состязаниях, получают огромный заряд положительных эмоций, море позитива и отличного настроения.
Если вы не знаете, что такое Сабантуй и как его празднуют, то лучше всего однажды попасть на этот праздник и познакомиться с традициями татарского народа. Для этого стоит отправиться на родину этого праздника.
Однако, и в любом крупном городе, где есть многочисленная диаспора татар, также широко отмечают этот праздник. Точно установленной даты для Сабантуя нет, она определяется каждый год и обычно выпадает на конц мая или начало июня.
Обычно дата праздника устанавливается Указом Президента Республики Татарстан О проведении татарского народного праздника «Сабантуй», который, как правило, подписывается в конце марта и публикуется на сайте Республики Татарстан rt-online.ru.
Так, в прошлом году были установлены следующие сроки проведения этого праздника:
О том, когда и как появился праздник Сабантуй, однозначного мнения нет. Известно лишь, что он очень древний – ранние упоминания о нём старше трех тысяч лет. По мнению некоторых историков, этот праздник является прототипом греческих Олимпийских игр.
Также этот праздник приурочен к окончанию весенних полевых работ. Поэтому все люди искренне веселятся и радуются благополучному завершению этого сложного этапа земледелия и теперь наедятся на то, что затраченные усилия будут вознаграждены хорошим урожаем.
Если говорить о том, кого надо поздравлять с праздником Сабантуй, то помимо его участников и тружеников села, принято поздравлять с этим событием всех татар и башкир, которые живут за пределами своей исторической родины.
Если вас пригласили на мероприятия, посвященные этому празднику, не раздумывая соглашайтесь поучаствовать в них и наслаждайтесь вместе со всеми его неповторимой атмосферой.
Россия , Казань
Сабантуй в Казани: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Сабантуй в Казани в 2020 году.
В многонациональной России словом «сабантуй» часто обозначают весёлую и шумную, часто молодёжную, гулянку. Но на самом деле это исконно национальный праздник, причём приуроченный к определённому времени года. В нашей стране Сабантуй празднуют башкиры и татары, причём последние - с особым размахом. Иначе никак: ведь Сабантуй знаменует окончание весенних трудов и наступление долгожданного лета. В переводе с татарского «сабантуй» («сабан туе» или «сабан байраме») - это «свадьба плуга». У татар Мордовии есть похожий праздник, который называется Балтай («медовый праздник»). Нечто похожее есть и у северных кавказцев.
Сабантуй исторически длился долго, начинаясь весной и заканчиваясь уже ближе к лету. Сегодня положение дел несколько иное, и часто татары отмечают не один, а два Сабантуя: первый символически приурочен к концу весны, а второй - к началу осени, перед покосом.
Традиционный приз для последнего финалиста - живого барашка - вручают и по сей день, хотя в последние годы его всё чаще дополняют чем-то более «городским» (к примеру, автомобилем).
Сабантуй в Казани - последний из длинной череды праздников, которые проходят по всему Татарстану . С конкретной датой обычно подгадывают к воскресенью: официального дня для Сабантуя нет. Исторически Сабантуй был наполнен множеством обрядовых действ, которые выполнялись в строгой последовательности. В их число входили и покраска яиц, и хождение по гостям, и сбор продуктов для совместного приготовления определённых праздничных блюд. В наши дни всё стало немного проще, но тоже весело: Сабантуй в Казани - это народные гуляния, угощение и игрища. В последние годы мероприятия часто проходят за городом.
Традиция проведения Сабантуя подразумевает обязательную уборку в доме и сбор подарков накануне праздника. Само празднование и место, где оно проводится, называется одинаково - майдан. Здесь расставляют столы с угощением и всё, необходимое для соревнований. В Казани Сабантуй обязательно открывает речь президента республики, после чего начинается культурная программа с музыкой и танцами. После настаёт время спортивных состязаний, за победу в которых участники получают призы. Самая зрелищная часть состязаний - последняя, в которой бойцы-батыры сражаются друг с другом в национальной борьбе. Традиционный приз для последнего финалиста - живого барашка - вручают и по сей день, хотя в последние годы его всё чаще дополняют чем-то более «городским» (к примеру, автомобилем). Веселье на майдане проходит с позднего утра и до середины дня. После обеда начинается более молодёжная и менее официальная часть Сабантуя («вечерний Сабантуй»).
В советское время Сабантуй не очень-то одобрялся, а многие традиционные действия были запрещены. Сегодня всё обстоит с точностью до наоборот: все три президента РФ в разное время присутствовали на казанском Сабантуе и даже самолично принимали участие в конкурсах.
Время и место проведения Сабантуя в Казани ежегодно определяется указом администрации города.