Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » Появление искусства и религии у первобытных людей. Происхождение искусства и религии. Зарождение религиозных верований

Появление искусства и религии у первобытных людей. Происхождение искусства и религии. Зарождение религиозных верований

Слайд 2

Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей Рели́гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей

Слайд 3

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека.

Слайд 4

Человек прямоходящий

(лат. Homo erectus) -как непосредственного предшественника современных людей. активно изготовляли каменные орудия (ашёльская культура), использовали шкуры в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнём; около 1,9 миллиона лет назад начали готовить пищу на огне

Слайд 5

Неандерта́лец

Homo sapiens neanderthalensis; - ископаемый вид человека, обитавший 140-24 тысячи лет назад.

Слайд 6

Зарождение религиозных верований

Культ медведя (Швейцария) Погребение юноши-неандертальца в Ле-Мустье

Слайд 7

Кроманьонцы

(фр. Homme de Cro-Magnon - кроманьонский человек) - ранние представители современного человека в Европе и отчасти за её пределами, жившие 40-12 тысяч лет назад (период верхнего палеолита).

Слайд 8

Формы религиозной деятельности первобытных людей

Анимизм Магия Фетишизм Тотемизм

Слайд 9

Анимизм

(от лат. anima, animus - «душа» и «дух» соответственно) - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Слайд 10

Магия

Ма́гия (лат. magia, от греч.μαγεία; волшебство) - обряды, связанные с верой в сверхъестественные возможности человека (колдуна) воздействовать на людей и явления природы

Слайд 11

Фетишизм

(франц. fetiche, от португ. feitico – колдовство, амулет) придание неодушевленным предметам (фетишам) особого значения, наделение их магической силой и поклонение им.

Слайд 12

Тотемизм

вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами)

Слайд 13

Поздний палеолит - время зарождения искусства.

"Живописные изображения были всегда связаны с культом, не только в ледниковую эпоху, но и позднее, в мезолитическую, в эпоху неолита, бронзы, и, наконец, на протяжении всех средних веков, вплоть до настоящего времени". Искусство, так же как и религия, есть "путь человека к раскрытию вечной тайны божества", есть один из способов приблизиться к богу. исследователь первобытного искусства Герберт Кюн)

Возникновение искусства и религиозных верований

Предпосылки

Осознание своей смертности и попытка примириться со своей смертной природой привели к возникновению веры в загробную жизнь. Стремление воздействовать на природные явления и события привели к возникновению магии и религии.

Первобытное искусство было частью религии. Оно было тесно связано с обрядами и ритуалами древних людей. Имело магическую функцию.

Искусство существовало уже в эпоху позднего палеолита (около 40-10 тыс. лет назад).

События

Появление веры в загробную жизнь. Об этом ученые делают вывод по раскопкам древних захоронений, в которых была найдена красная охра. Она символизировала кровь, а значит, жизнь (вера в жизнь после смерти).

Возникновение религиозных верований
. Анимизм : вера в одушевленность всех предметов, окружающих человека (вера в то, что все они имеют душу). Anima - лат. «душа».
. Тотемизм : вера в происхождение группы людей (рода) от какого-либо животного, растения или предмета.
. Фетишизм : поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественные свойства. Фетиши (амулеты, обереги, талисманы) способны оберегать человека от беды.

Появление искусства
. Фигурки, вырезанные из мягкого камня, из бивней мамонта или вылепленные из глины.
. Наскальные рисунки: создавались в темных пещерах, ученые предполагают, что они не были предназначены для эстетического восприятия. Скорее всего, они играли какую-то роль в обрядах первобытного человека.

Заключение

В эпоху позднего палеолита впервые возникают религиозные верования, такие как анимизм, тотемизм, фетишизм. Религия первобытных людей была неразрывно связана с магией. Искусство, которое возникло в тот же период, не было отделено от магии и религии, не имело чисто эстетической функции.

Конспект

Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя. Как зародились религиозные верования? Каким культам поклонялись наши далекие предки? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Одним из главных проявлений духовной жизни человека является религия. Религиозные верования были у всех народов. Некоторые ученые считают, что религиозные верования появились еще у неандертальцев. Археологи находят погребения, в которых кроме останков находят предметы быта и орудия труда (рис. 1).

Рис. 1. Древняя могила ()

У неандертальцев существовал культ медведя. Черепа пещерных медведей служили объектами колдовских действий, из которых впоследствии развились религиозные верования и обряды.

Религиозные верования кроманьонцев были более сложными. В захоронениях рядом с их стоянками кроме предметов быта и орудий труда ученые находили охру, имевшую цвет крови — цвет жизни. Можно предположить, что у «человека разумного» зародилась вера в бессмертие души. Одушевление предметов, сил и стихий природы называется анимизмом .

В период появления родовых общин возникло религиозное представление о сверхъестественном родстве между членами рода и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевленные предметы. У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

С тотемизмом связан и промысловый культ. Существовали колдовские обряды, связанные с охотой и рыболовством. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах исчезнет рыба. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности (рис. 2). Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. С удивительным мастерством древний художник рисовал мамонта с гибким хоботом, оленя с закинутыми назад ветвистыми рогами, медведя, израненного и истекающего кровью. Сохранились изображения смертельно раненого бизона и убитого им охотника. В некоторых пещерах нарисованы люди, изображающие животных. На голове у человека рога, сзади хвост; он как бы танцует, подражая движениям оленя.

Рис. 2. Человек заколдовывает зверя ()

Около ста лет назад испанский археолог обследовал пещеру Альтамиру, в которой жили в древности люди. Неожиданно он обнаружил на потолке пещеры изображения животных, написанные красками. Сначала ученые считали, что эти картины написаны совсем недавно; никто не верил, что древние люди умели рисовать. Но затем подобные изображения были обнаружены во многих пещерах. Археологи нашли также вырезанные из кости и рога фигурки людей и животных. Никто уже не сомневался, что картины и фигурки — произведения искусства далекого прошлого (рис. 3).

Рис. 3. Альтамира. Бизоны ()

Произведения искусства показывают, что «человек разумный» был наблюдателен, хорошо знал животных, а его рука проводила на камне и кости точные линии.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Чудеса и тайна природы ().
  3. История Древнего мира ().

Домашнее задание

  1. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
  2. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленка, девушка — в иву, с какими верованиями связаны эти сказочные превращения?
  3. Какие предметы, найденные археологами при раскопке древних захоронений, подтверждают предположение о возникновении религиозных представлений у людей?
  4. Зачем первобытные люди изображали животных?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История открытия пещерной живописи Археолог Марселино де Саутуола начал исследовать пещеру Альтамира в Испании в 1875 году. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет, которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию. Из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма. В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.

Искусство и религия первобытных людей Цель занятия: продемонстрировать начальную связь искусства и религии и одновременность их возникновения.

Хронология открытия пещерной живописи 1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания. 1895 – открытие живописи в пещере Ла-Мут, Франция. 1901 – открытие живописи в пещерах Комбарель и Фон-де-Гом, Франция.

Хронология открытия пещерной живописи 1912 – открытие живописи в пещере Тюк-де-Одубер, Франция. 1914 – открытие живописи в пещере Труа-Фрер, Франция. 1940 – открытие живописи в пещере Ласко, Испания. 1959 – открытие живописи в Каповой пещере, Урал, Россия.

Магия − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.

Наскальные изображения являются формой магического действия

Обычай хоронить своих сородичей говорит о вере в сопричастность между миром живых и миром мертвых.

Миром управляют высшие силы – духи. Шаманы с помощью магии, по представлениям древнего человека, могут повлиять на духов и изменить текущее положение дел. Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями.

Миф – символ человеческого бытия, отражающий верный порядок вещей. Ритуал необходим для воплощения этого порядка. Элевсинские мистерии совершались ежегодно в честь Деметры (богини плодородия и земледелия) и Персефоны (богини плодородия и царства мёртвых) в Элевсине. Главное содержание их - миф о похищении Персефоны. Дочь Деметры была похищена Аидом, богом подземного мира. Деметра после похищения дочери пустилась на поиски. Узнав о её судьбе, она удалилась в Элевсин и дала клятву, что пока ей не вернут дочь, то ни один росток не пробьётся из земли. Обеспокоенный неурожаем Зевс приказал Аиду вернуть Персефону. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести. Но так как Аид дал съесть Персефоне перед уходом из подземного мира зёрнышко граната, чтобы она вернулась к нему, то дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью. Боги пришли к соглашению, что Персефона две трети года будет жить в Верхнем мире, а оставшееся время посвятит себя Подземному владыке.

Рефлексивный экран Аргументированные ответы на вопросы: 1. Что вы ожидали от урока и что получилось? 2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему? 3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? 4. В чем вы видите собственное развитие? 5. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? 6. Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали? 7. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы в следующий раз сделать нашу работу на уроке более успешной.

Предварительный просмотр:

Разработка занятия №5.12

ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Искусство и религия первобытных людей (1 час).

Цель занятия: продемонстрировать начальную связь искусства и религии и одновременность их возникновения.

Задачи занятия:

образовательные: объяснить понятия искусство и религия .

развивающие: сформировать умение интерпретировать произведения искусства и содержание мифов.

воспитательные: показать длительный путь духовной эволюции древнего человека.

Структура занятия:

Этапы занятия

Тайминг

Основные информационные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

3 мин

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

5 мин

Устный опрос:

1. Почему раннюю историю человечества называют каменным веком?

2. Почему лук и стрелы человек придумал после таяния ледника?

3. Какое наблюдение помогло человеку в изобретении лука и стрел?

4. Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли. Что помогло человеку выжить?

Мотивация, актуализация знаний

6 мин

1 слайд

На слайде изображены археолог Марселино де Саутуола и его 9-летняя дочь Мария де Саутуола. Они стали первооткрывателями того, о чем мы сегодня поговорим. Давайте познакомимся с их историей. 2 слайд

Какую сферу жизни древнего человека открыли археолог и его дочь?

Искусство древнего человека.

Целеполагание

2 мин

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

3 слайд

О первобытном искусстве.

Запись в тетрадь темы занятия:

Изучение нового материала

20 мин

Пещерная живопись,

Закон сопричастности,

Магия,

Духи,

Шаман,

Религиозные верования,

Миф,

Ритуал

1. Человек становится художником.

4, 5 слайды

Давайте с вами рассмотрим основные произведения пещерной живописи и посмотрим на хронологию ее открытия.

Первую дату необходимо записать в тетрадь.

1. Кто изображен на фотографиях?

2. Насколько эти изображения сложны?

3. Почему нет изображения растений, а люди изображены схематически?

4. Как вы думаете, зачем древний человек рисовал?

5. Как Марселино понял, что эти изображения принадлежат Каменному веку?

2. Закон сопричастности.

Первобытный человек не мог объяснить природные процессы, происходящие вокруг него, с помощью естественных причин. Поэтому он прибегал к мистическому объяснению. Мистика окружала человека, с ее помощью человек объяснял сны, смерть, болезни, рождение и т.д. Все элементы мира находились друг с другом в мистической связи.

Из этого факта вытекают все остальные выводы.

6 слайд

Необходимо разобрать термин:

Магия

Для наглядности можно рассказать о куклах вуду, как наиболее ярком примере.

7, 8 слайды

Как изображения могли помочь людям?

9, 10 слайды

Неандертальцы впервые начали хоронить своих сородичей, о чем это может говорить?

11 слайд

Так как все в мире взаимосвязано, то на будущие процессы можно повлиять. Со временем такую функцию в обществе пробрели шаманы.

Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями .

3. Что такое мифы.

12 слайд

Необходимо обратить внимание на символизм мифа: смена времен года. Элевсинские мистерии необходимы для обеспечения правильного порядка смены сезонов, и для этого на этих мистериях воспроизводили сюжет мифа.

Откуда историки могут узнать о древнейших мифах?

Ученики записывают:

1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания.

1. Животные, на которых человек охотился.

2. Довольно сложны, мало кто сможет нарисовать животных с таким же мастерством.

3. По какой-то причине растения были не интересны, а человек интересен в гораздо меньшей степени.

4. Видимо, изображение животного имело значения в реальной жизни человека, может быть, это часть магического действия.

5. Изображения довольно примитивны по содержанию, видно, что жизненная действительность состояла преимущественно из охоты.

Ученики записывают определения в тетрадь.

Изображая охоту, охотник, таким образом, моделировал будущую ситуацию охоты.

Это может говорить о вере в сопричастность между жизнью и смертью.

Ученики переписывают текст со слайда в тетрадь.

Ученики переписывают текст со слайда в тетрадь.

Ученики записывают определения: Миф Ритуал

Закрепление

3 мин

Точечные вопросы:

1. Почему в рисунках древних художников преобладают изображения крупных животных?

2. Почему к шаманам часто относились с почтением?

3. С какими мифами вы уже знакомы?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия, рефлексия

4 мин

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

Как взаимосвязаны искусство и религиозные верования?

13 слайд

Рефлексивный экран.

Учащиеся по цепочке отвечают на вопросы.

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

2 мин

14 слайд

Домашнее задание:

Учащиеся записывают домашнее задание.

Схема тетради:

Искусство и религия первобытных людей

1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания.

Магия − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.

Наскальные изображения являются формой магического действия. Обычай хоронить своих сородичей говорит о вере в сопричастность между миром живых и миром мертвых. Миром управляют высшие силы – духи . Шаманы с помощью магии , по представлениям древнего человека, могут повлиять на духов и изменить текущее положение дел. Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями . Миф – символ человеческого бытия, отражающий верный порядок вещей. Ритуал необходим для воплощения этого порядка.


Конспект урока истории в 5 классе по теме Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фассахиева Наталия Рафиковна

Учитель истории

МАОУ НГО СОШ №12

Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Найдите ошибки в тексте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

Задание 2. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?
  2. Как изменился животный мир?
  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
  4. Что называется родовой общиной?
  1. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия.

Что такое религия? Почему она появилась.

Запишем тему урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

  1. Изучение новой темы

План

  1. Причины появления религии.
  2. Появление искусства.

Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа . Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи .

У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога – идола , думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.

Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными .

Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.
  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.
  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.
  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.
  5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

Работа с документом.

Давайте мы тоже «побываем» в Альтамире. (просмотр видеоролика).

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Лергиия
  2. Пграну
  3. Спиьовжи
  4. Авржет
  5. Бирсоаетлвость
  6. Оидл
  7. Араальтми
  1. Подведение итогов урока.

Список литературы:

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Михайловский Ф.А
  2. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. Арасланова О.В., Соловьев К.А.
  3. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Годер Г.И.

Интернет-ресурсы:

  1. http://miro101.ru/index.php/10-klass/61-naskalnaya-zhivopis 01.11.2014
  2. http://www.youtube.com/watch?v=WncWu61Htm8 01.11.2014

Приложение 1

Раздаточный материал.

  1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

  1. Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли "хранители научной истины" испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.
  1. Расскажите об открытие пещерной живописи?
  2. Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?
  3. Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.
  1. Лергиия
  2. Пграну
  3. Спиьовжи
  4. Авржет
  5. Бирсоаетлвость
  6. Оидл
  7. Араальтми

Тема соотношения религии и искусства очень важна как для атеистической теории, так и для практики атеистического воспитания.

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Даже в эпоху господства религии в духовной жизни общества искусство нередко выступало как сила, враждебная религии и противостоящая ей. История свободомыслия и атеизма неразрывно связана с историей искусства. Прогрессивное искусство прошлого и сейчас может быть с успехом использовано в системе атеистического воспитания трудящихся. Важную роль в формировании научного мировоззрения у тружеников развитого социалистического общества призвано играть советское искусство. Сила искусства - в его доходчивости, в его эмоционально-психологическом воздействии. С помощью искусства атеистические идеи могут проникнуть в самые различные слои населения. В формировании нового человека существенную роль играет развитие эстетического творчества масс, все более полное удовлетворение их эстетических потребностей. Отсюда вытекает важность изучения вопроса о роли искусства в системе атеистического воспитания.

У истоков религии и искусства

Научное понимание соотношения религии и искусства невозможно без изучения их генезиса. Проблема происхождения религии и искусства вызывала и вызывает в настоящее время острые дискуссии. Споры, ведущиеся между учеными разных специальностей (археологами, этнографами и т. п.) по вопросам происхождения искусства и религии, вызваны отчасти тем обстоятельством, что в распоряжении ученых находятся лишь отрывочные, разрозненные факты, относящиеся к первобытной эпохе, а также тем, что истолкование археологических источников (дошедших до нас наскальных изображений, предметов мелкой пластики, орнамента и т. п.) не является, как правило, однозначным и создает возможность нескольких гипотетических суждений. Однако это лишь одна сторона дела. Другая - и гораздо более важная -- состоит в том, что проблема происхождения религии и искусства была и остается ареной острой идеологической борьбы, борьбы идеализма и религии против научного, материалистического мировоззрения. Поэтому как методологические предпосылки, так и выводы многих буржуазных ученых определяются их общими философскими, мировоззренческими позициями, что неизбежно накладывает отпечаток на интерпретацию ими известных науке фактов.

Первобытное искусство было открыто лишь во второй половине XIX в. В археологии в это время существовало мнение о первобытном человеке как о "троглодите", который стоял на весьма низкой ступени развития культуры и чья жизнь ограничивалась лишь удовлетворением основных материальных потребностей. Поэтому первые находки в Европе гравюр на кости оленя с превосходно выполненными изображениями животных первоначально датировались исследователями началом нашей эры, в то время как в действительности они были созданы минимум на десять тысяч лет раньше. Открытие цветных изображений животных в испанской пещере Альтамире в 1879 г. было встречено с недоверием большинством археологов. Яркость, живость и совершенство первобытных изображений столь контрастировали с привычными представлениями о "троглодитах", что понадобилось четверть века (и открытие аналогичных изображений в ряде других пещер на юге Франции), чтобы признать подлинность альтамирской первобытной живописи. Лишь в начале XX в. было общепризнано, что первобытный человек эпохи верхнего палеолита активно занимался художественным творчеством и оставил нам ряд наскальных изображений, скульптур и гравюр, отличавшихся художественной зрелостью и совершенством. В этой связи возникал вопрос: каковы были мотивы, заставлявшие первобытного человека заниматься художественным творчеством?

Большинство зарубежных исследователей, опираясь на так называемую магическую концепцию возникновения искусства, считали, что наскальные изображения и скульптуры, найденные в пещерах, создавались первобытными людьми в магических целях. Вокруг этих изображений и скульптур устраивались магические обряды, которые призваны, были обеспечить успешную охоту на животных, а также их размножение, что гарантировало удачную охоту в будущем. Отсюда делался общий вывод, согласно которому искусство якобы вырастает из магии, из религии. Например, известный западногерманский исследователь первобытного искусства Герберт Кюн писал: "Живописные изображения были всегда связаны с культом, не только в ледниковую эпоху, но и позднее, в мезолитическую, в эпоху неолита, бронзы, и, наконец, на протяжении всех средних веков, вплоть до настоящего времени". Искусство, так же как и религия, по мнению Г. Кюна, есть "путь человека к раскрытию вечной тайны божества", есть один из способов приблизиться к богу.

Действительно, многие наскальные изображения в пещерах и скульптуры, найденные в них, создавались и использовались для магических целей.

Однако никак нельзя считать, что все первобытное искусство связано с магией. Известны многие произведения первобытного искусства (гравюры, статуэтки), которые выполнены на орудиях труда и предметах домашнего обихода. Так, например, найдены копьеметалки, на ручках, которых вырезаны изящные фигурки козлика, куропатки, других животных. Многие бытовые вещи эпохи палеолита украшены орнаментом. Все подобные предметы использовались для производственных или бытовых, но не культовых надобностей. Здесь эстетическое освоение мира не было связано с первобытной религией.

Но дело не только в этом. Сам факт связи первобытного искусства с магией отнюдь не свидетельствует о том, что оно возникло из магии. Как указывают многие исследователи, первобытное сознание носило синкретический, слитный, недифференцированный характер. В нем переплетались и сливались мифологические и магические образы и представления, зачатки эстетического освоения мира, первоначальные нормы, регулировавшие поведение людей, и, наконец, первые эмпирические знания об окружающих людей предметах и явлениях. Исследования советских ученых (А. П. Окладникова и др.) показали, что произведения искусства неразрывно связаны со всей жизнедеятельностью первобытных людей, что они полифункциональны, т. е. удовлетворяют одновременно несколько их жизненных потребностей. Слитность, недифференцированность, синкретизм первобытного сознания не означает, что одни его элементы (эстетические) возникли из других (магических). Следует, напротив, подчеркнуть, что общественные потребности, вызвавшие к жизни первобытное искусство и первобытную магию, не только отличны друг от друга, но и противоположны.

Эстетическое отношение к миру и его эстетическое освоение возникают на основе и в процессе трудовой, производственной деятельности людей. Процесс труда есть не только процесс присвоения человеком продуктов природы. Он есть вместе с тем, как показал Маркс, процесс "очеловечивания" природы, в ходе которого человек запечатлеваег в предметах труда свои цели, способности, опыт и умение. Используя свойства, закономерности природных вещей, человек преобразует, формирует эти вещи согласно своему замыслу, своей цели. Он выявляет их внутренние возможности, реализует их в нужном для него направлении и одновременно воплощает в предметах свои способности и силы. Создавая предметы для утилитарных целей, человек в то же время стремится реализовать в них "меру", заложенную объективно в каждом предмете, наилучшим образом выявить в них такие свойства, как симметрия, гармония, ритм. При этом человек наслаждается самим процессом творчества, способностью овладеть каждым предметом, подчинить его своим целям. Так, в процессе трудовой деятельности возникает впервые как сторона этого процесса эстетическое отношение к миру. В дальнейшем это отношение развивается, усложняется, охватывает все больший круг объектов и, наконец, отделяясь от утилитарного процесса производства, выступает как специфическая форма деятельности, самостоятельная форма освоения мира. Рождается искусство.

Таким образом, эстетическое освоение мира и его высшая форма - искусство -- появляются в процессе творческого, свободного труда человека, основанного на подчинении ему сил природы, в процессе все более полной реализации человеческих способностей, умений и знаний. Можно сказать, следовательно, что искусство есть одно из проявлений свободы человека.

Как известно, социальные истоки религии вообще и магии как одной из ее первых форм прямо противоположны. Религия возникает как порождение и отражение бессилия первобытных людей перед лицом природы, ее рождает страх перед неведомыми и чуждыми явлениями окружающего мира, неспособность овладеть ими. Первобытная магия тесно связана с процессом труда, но связь эта весьма своеобразная. Магия представляет собой совокупность фантастических, иллюзорных представлений и колдовских действий, с помощью которых первобытные люди пытаются Добиться практических результатов (удачной охоты, рыбной ловли, победы над врагами-иноплеменниками и т. п.) в тех случаях, когда у них отсутствует уверенность в возможности добиться этих результатов с помощью реальной практики. Английский этнограф Б. Малиновский удачно определил социально-психологическую почву магии, охарактеризовав ее как "колебания между надеждой и страхом". Предпринимая магический обряд, первобытные люди, с одной стороны, страшатся воздействия на их жизнь неведомых для них и неконтролируемых ими сил (например, исчезновения дичи в лесу, рыбы в реке или океане, внезапного массового заболевания сородичей, нападения врагов и т. п.), а с другой - надеются на то, что данный обряд предохранит их от бедствий и несчастий, которых они боятся. Отсюда ясно, что социальной основой первобытной магии является практическое бессилие людей, их зависимость от природных и социальных сил, которыми они не в состоянии овладеть и природы которых они не понимают. Следовательно, религия и магия как одна из ее форм представляют собой отражение и проявление несвободы людей.