Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » II. Развитие психологии в период античности. Развитие психологии в период античности Зарождение психологии как науки в эпоху античности

II. Развитие психологии в период античности. Развитие психологии в период античности Зарождение психологии как науки в эпоху античности

Это текст моих лекций с педагогической практики. Студентам-психологам будет интересно как краткое содержание курса "история психологии" с основными датами и деятелями этой науки.
Текст составлен мной!

Основные исторические этапы формирования
представлений о предмете психологии.

План.
1. Периодизация истории предмета психологии;
2. Душа как предмет психологии;
3. Сознание как предмет психологии;
4. Понимание предмета психологии как науки о психике в её направлениях;
5. Современная психология.


1. Периодизация истории предмета психологии.

Первые научные психологические представления возникли ещё в 6 веке до н.э., и развитие этих представлений долгое время происходило в рамках философии и других наук – естествознания, медицины. Лишь в середине 19 века психология выделилась как самостоятельная наука. Поэтому принято выделять два крупных этапа в истории представлений о предмете психологии: до возникновения психологии как отдельной науки (с 6 века до н.э. до середины 19 века) и этап существования психологии как науки (с середины 19 века до настоящего времени).
Каждый из этих крупных этапов делится в свою очередь на более мелкие. Однако существует множество вариантов таких более дробных периодизаций. Это может быть периодизация по хронологическому критерию (психология 18 века, психология 19 века и т.д.), возможно разделение развития психологии в разных странах (отечественная психология, психология в зарубежных странах, мировая психология). Но наиболее ясно отражает развитие предмета психологии периодизация, которая имеет в своей основе собственно смену взглядов на природу психического (Ждан А.Н. 1999; Марцинковская Т. Д., 2004).
На разных этапах истории человеческих цивилизаций люди различно представляли себе предмет психологии. Самым первым предметом психологии, развивавшейся тогда в недрах философских учений, была душа. Душе долгое время уделялось внимание исследователей, однако в эпоху Нового времени взгляды учёных сменились. Новым предметом психологии стало сознание. И только в середине 19 века, когда психология стала самостоятельной наукой, её предметом была названа психика. С тех пор и до наших дней психика остается предметом психологии. В современности предметом психологии является психика и психические явления как одного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. (Маклаков А.Г., 2008)
Далее рассмотрим краткую характеристику развития взглядов на предмет психологии в истории.

2. Душа как предмет психологии.
Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на её структуру. Эти представления возникли в системе первобытных верований, в мифологии, они отражались в древней поэзии, художественном искусстве, сказках, позднее развивались в религии. Душа считалась чем-то сверхъестественным, тем, что заставляет человека действовать, быть активным. Древние люди иногда представляли себе душу в виде зверька или маленького человечка, находящегося в теле человека. Сон или транс они воспринимали как временное отсутствие души в теле, а смерть – исчезновение души навсегда.
С возникновением философии психологические знания начинают развиваться научно. Происходит это в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции и в Древнем Риме. Психологические вопросы были частью философии. От донаучных представлений первобытных людей эти знания отличаются несколькими важными свойствами: они направлены на объяснение души и её функций, изучение её структуры - в отличие от мифологических представлений, не требовавших объяснения. Так как в те времена происходило постоянное взаимодействие народов и различных культур, многие представления о душе созвучны в философских школах Древней Греции и Древнего Востока.
Античная психология, которая развивалась в философских школах Древней Греции и Древнего Рима, во многом повлияла на дальнейшее развитие психологического знания и заложила его основы. В период античности были сформулированы основные проблемы психологии, которые решались потом на протяжении веков.
Первые античные мыслители искали первооснову мира, и с помощью неё объясняли всё существующее и в том числе душу. Например, Фалес (7-6 века до н.э.) считал, что первоосновой мира является вода, и душа человека состоит из воды. Анаксимандр (7-6 века до н.э.) тоже считал воду началом жизни. Гераклит (6-5 века до н.э.) назвал первоосновой огонь. Мир в его учении является «вечно живым огнём», а души людей – «его искорками». Анаксагор (5 век до н.э.) считал, что мир состоит из гомеомерий – различных веществ, которые упорядочены разумом – «нусом». Душа, по его мнению, является сотканной из самых тонких гомеомерий. Таким образом, первые античные мыслители считали, что душа состоит из того же, из чего и весь мир.
В классической античности самыми яркими и важными для развития предмета психологии были следующие философы: Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель.
В 4-5 веках до н.э. Демокрит проанализировал взгляды философов и обобщил их. Он пришёл к выводу, что существуют атомы, которые движутся по неизменным законам. Из атомов состоит весь мир. Душа представляет собой самые подвижные атомы – атомы огня. Демокрит считал, что душа состоит из частей, которые располагаются в разных частях тела: в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности тела и могут соприкасаться с микроскопическими копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе. Когда эйдол попадает в орган чувств, человек получает ощущение (зрительное, слуховое, тактильное и пр.) предмета, копией которого был этот эйдол. Эти копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего мира, а потому данная теория познания называется теорией истечений. Кроме ощущений, по Демокриту, душа человека обладает ещё мышлением. Мышление даёт большее количество знаний, чем ощущение. Развиваются мышление и ощущение параллельно.
Одним из важнейших философов античности был Сократ (470-399 до н. э.). Сократ понимал под душой прежде всего психические качества человека, его совесть и стремление к возвышенным целям. Душа, как считал Сократ, не является материальной и не состоит из элементов первоосновы мира. Человек должен стремиться к познанию истины, а истина заключена в абстрактных понятиях. Чтобы её познать, человек должен размышлять (при помощи своей души). Сократ изобрёл метод, помогающий человеку познать истину, и пользовался им, когда учил своих учеников. Этот метод представляет собой ряд наводящих вопросов, которые подталкивают человека к решению какой-либо задачи. Таким образом, Сократ связал душу не с физической активностью тела, как это делалось до него, а с разумом и способностью мыслить в абстрактных понятиях.
Следующий важнейший мыслитель античного периода - Платон (ок. 428 – 347 годов до н. э.). Платон продолжал идеи Сократа и связывал душу с разумом. По Платону, существует царство идей, которое недоступно органам чувств, и познать его можно только с помощью размышлений души. Идеи вечны и представляют собой идеальное отражение всех вещей. Вещи, которые мы можем видеть и ощущать в окружающем мире – лишь затемнённые копии настоящих идей. Душа является идеей, но перенесшейся в мир вещей и забывшей свой мир. Кроме того, Платон представлял душу не цельной, а состоящей из частей, которые находятся в постоянном конфликте, эти части - вожделеющая, страстная и разумная.
Ученик Платона Аристотель (384-322 годы до н.э.) переосмыслил его теорию и открыл новое понимание души как предмета психологии. Душа по Аристотелю не самостоятельная вещь, а форма, способ организации живого тела. Душа не может быть материальной. Душа – это сущность живого тела, по аналогии с тем, как острота является сущностью ножа. Аристотель предложил различные виды души в зависимости от того, сущностью какого организма она является. Так существует растительная душа, животная душа и разумная душа. Разумная душа присуща только человеку.
У Демокрита, Платона и Аристотеля было множество последователей. Атомисты – ученики и продолжатели Демокрита, развивали идею мира, состоящего из многочисленных атомов, элементарных частиц, и связывали с атомами душу. Последователи Платона – платонисты и неоплатонисты, развивали свои идеи в период поздней античности и в средневековье. Основная их идея заключалась в представлении об идеальном мире идей, который может познать душа. Учениками Аристотеля являются перипатетики. Их школа была очень организованной и активно развивалась. Они занимались изучением и преподаванием многих наук, в том числе естествознания, истории, этики; комментировали труды Аристотеля.
Кроме философии, предмет психологии рассматривался в эпоху античности в рамках медицины того времени. Самыми известными учёными-врачами были Алкмеон, Гиппократ и Гален.
Алкмеон (6 век до н.э.) известен тем, что впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу. Гиппократ (460-377 годы до н.э.) придерживался идей Демокрита и был согласен с Алкмеоном, что мозг отвечает проявления души, а именно мышление, разум, этические ценности и ощущения. Гиппократ стал известным благодаря разработанной им теории темпераментов. В соответствии с его учением, люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Гален (2 век до н.э.) сделал несколько открытий о строении и функциях головного и спинного мозга. Гален развил учение Гиппократа о темпераментах и описал 13 типов темперамента, из которых только один является нормой, а все остальные – отклонениями.
Завершение античного периода истории предмета психологии принято связывать с Аврелием Августином (354 – 430 годы н.э.), названным в православной традиции «Блаженным». Августин был философом, проповедником, известен как христианский богослов и политик. Он изучал неоплатонизм, продолжал идеи Платона и в своем творчестве связал их с идеями христианства. Августина принято считать основоположником христианской философии. Основная идея Августина, важная для развития предмета психологии, это учение об особом познании. Августин учил, что познание должно быть направлено не на внешний мир, а внутрь себя, в свою душу. Погружаясь в себя, человек должен преодолеть всё индивидуальное и найти истину. Чтобы добраться до этой истины, человеку необходима воля. Её Августин считал ядром человеческой души.
Душа являлась предметом психологии не только в период античности, но и в Средние века (5 – 13 века). Этот период истории характеризуется господством над философией и другими науками религии, становлением феодального общества. Некоторые учёные считают Средневековье временем тьмы и невежества, однако в эту эпоху трудились многие великие мыслители, были созданы разнообразные учения и сделаны знаменитые открытия. Психология в Средние века приобретает этико-теологический и мистический характер. В западных странах большое внимание начинает уделяться духовной жизни, этическим проблемам; и хотя происходит некоторое замедление изучения структуры, функций души и познавательных процессов, эти вопросы остаются активными в психологии стран Востока. Самыми известными исследователями средневекового Востока считаются Авиценна, Альгазен, Аверроэс. Они развивают учения античности вместе с активным исследованием физиологии человека и соотношением психологического с биологическим.
В европейской науке процветают другие ветви философии. Два важных направления, которые находились в борьбе между собой – реализм и номинализм. Реализм произошёл от идей Платона. Согласно этому учению, существуют общности, или универсалии, это идеи всех предметов. Важным в учении реалистов является то, что они представляли эти общности отдельно существующими предметами, находящимися в мире идей. Душа, как и в учении Платона, занимается их познанием. Номиналисты придерживались противоположной позиции. Они считали, что общности – это имена, абстрактные понятия, и в качестве отдельных предметов они не существуют. Номиналисты считали, что уделять внимание нужно самим предметам, изучать чувственный опыт, получаемый от них. Этот спор скрывает за собой важную для психологического знания проблему: происходит ли человеческое познание от ощущений или от идей, абстрактных понятий? Во времена наибольшего влияния на науку религии предпочтение отдавалось той позиции, в которой идеи оказывались первичными - реализму. Однако позднее роль религии снижается, этому способствуют многочисленные открытия в естественных науках – в исследовании природы, астрономии, математики. Номинализм становится всё более влиятельным направлением.
В разгар этого спора возникают противоречащие друг другу учения двух известных мыслителей – Фомы Аквинского и Роджера Бэкона.
Фома Аквинский (1225 – 1274 годы). Это самый известный представитель схоластики – религиозно-философского направления, сочетавшего христианские учения с трудами античных мыслителей, прежде всего Платона, Аристотеля, Августина. Фома Аквинский учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела человека, хотя и помещается в теле. У души есть способности, часть из которых нуждаются в теле (это вегетативные и животные функции), а часть присущи только самой душе (разум, воля). Душа занимается познанием, и познание имеет два уровня: уровень познавательных органов и интеллектуальный уровень. Уровень познавательных процессов Фома Аквинский считает низшим, и утверждает, что душа должна заниматься интеллектуальным познанием. Интеллект обладает способностью находить всё более широкие обобщения, вершиной которых является Бог. Бог есть высшая и конечная цель познания. Чтобы дойти до этой цели, душа человека имеет ряд врождённых понятий – математические аксиомы, логические принципы познания. Эти врождённые знания, по Фоме Аквинскому, заложены в душу человека самим Богом, поэтому самая важная деятельность принадлежит разуму.
Совсем другую позицию поддерживал Роджер Бэкон (1214 – 1292) (не путать с Фрэнсисом Бэконом, английским философом 17 века!). Роджер Бэкон спорил со схоластами и превозносил значение опытов и наблюдения в познании, в отличие от чистой деятельности разума и интеллекта. Он считал, что невозможно игнорировать ощущения, и что без них интеллект не сможет развиваться. Чтобы познать душу, как считал Р.Бэкон, опыта недостаточно, но он необходим. Развитый через опыт интеллект способен испытывать некое внутреннее просветление, подобное озарению, через которое и открывается сущность души.
В 14 веке начинается эпоха Возрождения. Интерес к психологии возрастает на фоне возвращения к классическим идеям античности, развития естественнонаучных исследований. Философия постепенно отделяется от религии, и возникает множество новых учений, прежде не возникавших, хотя и нельзя ещё сказать, что в них совершенно не было религиозного влияния. Но всё же открытий становится всё больше, и особенно в медицине и физиологии. Учёные узнавали всё больше о человеческом теле, в котором, как известно, находится душа, и их представления о душе менялись. Учёные отказываются от описания общих вопросов и переходят к конкретному изучению души и её функций. Одним из первых исследователей, совершивших такой переход, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). Он начал исследовать способности души, процессы, которые в ней происходят. Ф. Бэкон разделил душу на боговдохновленную (рациональную) и чувствующую. Способностями рациональной части души он назвал разум, рассудок, воображение, память, желание (или влечение), волю. К способностям чувствующей души относятся ощущение, выбор (стремление к благоприятным обстоятельствам и избегание неблагоприятных), произвольные движения.
Фрэнсис Бэкон подготовил почву для развития учений о сознании, так как отказался от изучения души в качестве особого предмета и предложил исследование её функций. Кроме того, он сделал многое для становления экспериментального метода в науке, в противовес доверию одним только органам чувств. Это послужило началом прогрессивного развития наук, в том числе и психологического знания, прикрепившегося к естественнонаучным исследованиям.

3. Сознание как предмет психологии.
В 17 веке наступает эпоха, которую принято называть Новым Временем. В этот период развития знаний о предмете психологии продолжают своё существование два спорящих между собой направления, которые отчасти вытекают из предшествующим им реализма и номинализма. Одно из этих направлений – рационализм. Рационалисты считали высшим и самым главным интуитивное мышление, свободное от ощущений, являющееся функцией души (понимаемой в смысле сознания). В начале Нового времени этот подход был более распространён, в этом заметно влияние схоластического прошлого, однако позднее он уступил главенствующую роль другому направлению – сенсуализму. Сенсуалисты видели процесс познания как начинающийся с ощущений и постепенно восходящий к мышлению, которое и образует сознание. Образы, полученные в ощущениях, всё больше обобщаются и переходят в абстрактные понятия на основе законов логики.
Но основная особенность периода Нового времени в истории предмета психологии заключается в следующем: душа как особого рода субстанция почти исчезает из научного рассмотрения. Активность тела человека теперь объясняется не присутствием в нём души, а законами механики, которая в этот период бурно развивалась. Кроме того, в этот период общество меняет свою структуру, религия перестает контролировать все сферы жизни, происходит возникновение новых социальных групп - и возникает необходимость создания новой системы нравственности. Становится важным понятие человеческого сознания – именно оно становится новым предметом психологии.
В начале эпохи Нового времени важнейший вклад в развитие психологического знания внесли такие мыслители, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Д. Локк и Т. Гоббс. Они поддерживали разные направления в науке: Декарт, Спиноза и Лейбниц относили себя к рационалистам, а Локк и Гоббс являлись сенсуалистами. Между этими двумя группами постоянно происходили дискуссии и споры.
Рене Декарт (1596 – 1650) является выдающимся учёным и философом 17 века. Декарт сделал существенный шаг в сторону от прежнего понимания души и выделил психическое как духовное бытие человека, в противопоставлении телу и материальному миру. Декарт задумался о том, действительно ли вещи, которые человек познаёт с помощью органов чувств, предстают ему тем, чем являются, и пришёл к выводу, что нужно подвергнуть сомнению наши знания о мире. Однако, как заключил Декарт, невозможно сомневаться в существовании «Я», сознания, самого мыслящего субъекта. Таким образом, он выбрал новый путь исследования предмета психологии: не объективное, а субъективное его описание. «Я» у Декарта является независимым от тела, он называет духовной нематериальной субстанцией, которая существует параллельно с материальной субстанцией тела. Они не смешиваются друг с другом и даже не влияют одно на другое. Тело приводится в движение при помощи системы, похожей на механизм. Декарт описал движение человеческого тела с помощью понятия «животных духов» - крошечных тел, которые передвигаются по нервам и заставляют сокращаться или растягиваться мускулы. Духовная часть человека отвечает за совершенно другую область человеческого существования – за чувства, или страсти, как их называли в то время. Декарт сделал подробное описание человеческих страстей, их структуру и разновидности. Страсти имеют и положительные, и отрицательные следствия, поэтому их нельзя избегать, но и оказываться в их власти крайне нежелательно.
Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) развивал поставленные Декартом проблемы, хотя во многом не соглашался с ним. Целью исследований Спинозы было помочь человеку выработать индивидуальную линию поведения. Он написал труд, состоящий из философских теорем и их доказательств. Начало рассуждений Спиноза ведёт от утверждения, что субстанция должна быть одна, а не две, как было у Декарта (материальная и духовная). Эта единая субстанция была названа им Богом, хотя представляла собой не Бога в обычном понимании смысла, а природу. А то, что нечто способно мыслить, а нечто – существовать в материальном мире в виде тела, Спиноза объяснял разными атрибутами этой субстанции. Таким образом, существует единый индивидуум, не разделённый на телесную и духовную части, но обладающий свойствами быть протяжённым (находиться в материальном мире) и быть мыслящим (иметь душу, сознание). Спиноза вышел за границы рассмотрения человека и сказал, что такими двумя атрибутами – протяжением и мышлением – обладает вся природа, так как она является единой и единственной субстанцией. В природе существуют разные стадии и формы мышления, поэтому человек отличен от животных и прочих объектов мира по способности мыслить и иметь сознание.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) многие свои труды посвятил критике Локка, а относительно природы психического придерживался того мнения, что телесное и духовное существуют параллельно в гармонии и друг на друга не влияют. Лейбниц уделял внимание тому факту, что опыт, который развивает духовное, хотя изначально получается телесно, может передаваться от человека к человеку, то есть знания не завершаются только личным опытом человека, а являются общей социокультурной системой.
Философ другого направления – сенсуализма, спорящего с рационалистами – Джон Локк (1632 – 1704). Локк говорил, что сознание человека, его психическое – пассивная субстанция, которая может воспринимать опыт. Локк сравнивал эту субстанцию с чистой доской, на которой постепенно запечатлеваются знания, полученные из опыта. Только то, что пришло из опыта, может быть на этой «доске», и ничего другого там нет, считал Локк. Опыт, по его мнению, начинается с ощущений и переживаний, которые в нём самом обобщаются и путём рассуждений складываются в знания. Эти знания и запечатлеваются в сознании. Сознание объединяет знания и переживания и делает из них личность. Кроме этого, Локк начал развивать учение об ассоциациях идей, которое получило в дальнейшем широкое развитие. (Термин «ассоциация» возник гораздо раньше, ещё в античности). Локк считал, что ассоциации – неверный путь формирования знаний, которого нужно избегать. Знания должны создаваться с помощью рассуждений.
Другой представитель сенсуализма – Томас Гоббс (1588 – 1679), считал, что бестелесной, духовной субстанции быть не может, так как само понятие «субстанция» предполагает наличие некоего тела. Тело человека, по Гоббсу, обладает способностью двигаться, а сознание – это возникающие проявления его движений. Ощущение возникает из-за воздействия предмета на нервы, чувство – из-за аналогичных движений в сердце. Откуда же берётся сознание, Гоббс объяснить не может, но разбирает психические процессы и явления, из которых оно состоит (память, мышление, представление и прочие) как следствия всё тех же движений.
В 18 веке появляется новая тенденция в развитии психологического знания: происходит становление ассоциативной психологии. Основные учёные, которые принимали участие в научных разработках этой проблемы – Дж. Беркли, Д. Юм и Д.Гартли.
Джордж Беркли (1685 – 1753) был непосредственным последователем Локка и перешёл от сенсуализма к субъективному идеализму. Беркли считал, что нам лишь кажется, будто мы видим тела в пространстве, а на самом деле то явление, что все предметы находятся вне нас, возникает из-за мышечных напряжений в органах зрения. Существует только дух, и весь материальный мир является лишь обманом чувств, которые соединились друг с другом с помощью ассоциативных связей.
Дэвид Юм (1711 – 1776) был последователем Беркли и развил понятие ассоциации. Юм представил всё человеческое познание как ассоциацию идей в сознании. Познание непосредственно самого мира невозможно, как считал Юм, потому что нельзя доказать, что мир существует на самом деле, а не является, как говорил Беркли, обманом чувств. Но сознание поддаётся изучению, и тот мир, который отражается в нашем сознании, тоже можно изучать.
Дэвид Гартли (1705 – 1757) также воспринял идеи Локка об опытном происхождении духовной жизни, развивал учения об ассоциациях и сформулировал первую законченную систему ассоциаций. Он описал элементы простейшие сознания: ощущения, идеи ощущений и аффективный тон – удовольствие/неудовольствие. Из этих трёх элементов строится духовная жизнь – при помощи ассоциаций. Физиологической основой ассоциации Гартли считал вибрации в нервах, которые могут быть различными, а могут совпасть, и тогда произойдёт ассоциирование. Мышления как процесса в системе Гартли нет.
Ветвь ассоциативной психологии в 19 веке тоже продолжает развиваться. Известные исследователи Т. Браун, Д.Милль, Д.С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер сделали большой вклад в развитие понятия ассоциации, описали законы, которым они подчиняются, пытались привести физическое основание под явление ассоциации.
Кроме ассоцианизма, в Новое время происходит становление эмпирического направления психологических исследований. В 18 веке это направление активно развивается во Франции в трудах таких учёных, как Ж. Ламетри, К.Гельвеций, Д.Дидро, П.Гольбах, Ф.Вольтер, Э.Кондильяк, Ш.Монтескье и Ж.Ж. Руссо. Их общая черта – внимание к активности человеческого сознания, влияние на сознание социальных условий, опора на естествознание. В 19 веке эмпиризм проникает в немецкую психологию: этим занимаются немецкие учёные И.Ф. Гербарт и его последователи М.В. Дробиш, Т.Вайтц, М.Лацарус и Г.Штейнталь; из других школ того времени самым известным учёным является Р.Г. Лотце и его ученики К. Штумпф и Г.Э. Мюллер. Все эти учёные пытались обосновать то, что психология может и должна стать наукой, проводили примеры, как можно измерять степень интенсивности представлений и других психических процессов.
В 18 веке психологическое знание начинает активно развиваеться и в России, во времена просветительского движения. Первыми русскими учёными, уделявшими внимание психологии, были М.В. Ломоносов и его последователи - А.Н. Радищев и многие другие, а также украинский мыслитель Г.С. Сковорода. Русские учёные размышляли о душе, сознании, методах обучения с учётом психологических знаний о человеке. Они опирались на открытия естествознания и утверждали, что именно мозг является самым главным органом в психической деятельности человека. В России 19 века психология развивается в рамках этико-философских трудов, языкознания и физиологии. Собственно психологические труды были написаны И.М. Сеченовым, Г. Струве, К.Д. Кавелиным. Психология в России на этом этапе становится готовой к тому, чтобы быть самостоятельной наукой.
Особое место занимают представители немецкой классической философии: Х.Вольф, И.Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Л.Фейербах. Христиан Вольф (1679 – 1754) систематизировал труды Лейбница и являлся его последователем. Он смутно упомянул возможность измерения в психологии, но больше развивал идеи о сущности, месте пребывания, свободе и бессмертии сознания и души. Иммануил Кант (1724 – 1804) критиковал Вольфа и вообще считал, что психология должна быть далека от ранга науки, значит, никаких измерений в ней быть не может. Кант утверждал, что и сознание, и внешний мир являются недоступными для познания, и человек может получить лишь их образы, совершенно не соответствующие реальности. Это искажение происходит из-за трансцендентальных схем, находящихся в сознании и позволяющих воспринимать действительность только в виде заложенных в них категорий. Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) развивал идеи об активности субъекта, о его деятельности, о разумной воле сознания. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) представлял себе психологию как учение об индивидуальном сознании, описывал, как сознание развивается, изучая само себя. Людвиг Фейербах (1804 – 1872) утверждал материалистический подход к пониманию психического, считал, что противопоставлять психическое телесному нельзя, а сознание видел как производную деятельности мозга.
Таким образом, к концу периода Нового времени знаний о психологии накопилось уже достаточно, что возникла необходимость выделения её в самостоятельную науку. Это произошло в 60е годы 19 века. Решающую роль в этом сыграло внедрение в психологические исследования метода эксперимента, заимствованного из естествознания. Научная психология начинает строиться как естественная наука, изучающая душевные явления в их связи между собой, структуру этих явлений, их причины и вызванные ими действия. Изучение самых разнообразных психических явлений сделало психологию наукой о психике.

4. Понимание предмета психологии как науки о психике в её направлениях.
Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832 – 1920). Он основал первую психологическую лабораторию в 1879 году в Лейципгском университете, на базе которой через два года возник Институт экспериментальной психологии. С этого момента принято считать психологию наукой. Однако Вундт считал, что экспериментально можно изучать лишь простейшие психические процессы, а для познания высших психических функций возможен только метод самонаблюдения. Вундт разделил психологию на две части: близкую к естествознанию науку о простых психических процессах и науку о духе, который изучается самонаблюдением. В результате исследования начали накапливаться в двух отдельных областях, что постепенно начало приводить к кризису психологии, начавшемуся позднее, в 20е годы 20 века.
В России научная психология начала развиваться очень интенсивно под руководством Ивана Михайловича Сеченова (1829 – 1905). Своей задачей Сеченов считал объяснение психической деятельности человека при помощи рефлексов.
Это были самые первые психологические школы, после их создания стали развиваться и новые направления. Одно из возникших новых направлений – структурализм (Э. Титченер). В рамках этого подхода сознание разбивалось на составные части, структуры и подструктуры, и изучались их строение и взаимосвязи, но не изучались их значение в жизни людей. Поэтому данное учение не получило распространения, и как реакция на эту неудачу возникло противоположное направление - функционализм (У. Джемс), в котором изучались функции сознания в поведении, а само сознание как субстанция отрицалось. Но функционализм вскоре распался, так как понятие «функция» в качестве предмета психологии не могло помочь в понимании психики. В русской психологии также не существовало единого представления о предмете новой науки. Часть русских исследователей считали, что необходимо отказаться от материализма в психологии, другие отстаивали начатую ранее физиологическую традицию. Психология вступила в период кризиса.
Однако исследования продолжались, хотя наука и не имела чётко сформулированного предмета. Всё больше распространялся метод эксперимента: Г. Эббингауз изучал при помощи этого метода память, учёные Вюрцбургской школы исследовали мышление и волю. Экспериментальные исследования пересекались с медициной, педагогикой, возникает прикладная психология. Начинают создаваться психологические тесты для определения профессиональной пригодности и уровня интеллекта.
Спустя 50 лет после выделения психологии в самостоятельную науку начинают формироваться крупные направления, определившие работу исследователей на десятилетия вперёд. Эти направления были настолько разными в понимании предмета психологии, что в науке возник методологический кризис. Одно из этих направлений – бихевиоризм.
Бихевиоризм был основан Джоном Бродесом Уотсоном (1878 – 1958) в 1913 году. Суть этого направления заключается в опоре на теорию рефлекса И.П. Павлова, работы В.М. Бехтерева, Э. Торндайка. Бихевиористы решают проблему с предметом психологии отказом от изучения сознания вообще. Поведение – единственное доступное для изучения явление. Поведение становится предметом бихевиористской психологии. Оно рассматривается как реакция, возникающая на определённый стимул и является адаптацией индивида к окружающей среде. Управлять формированием реакции на стимул можно при помощи подкрепления и наказания за верное и неверное поведение соответственно. Самые известные учёные-бихевиористы – создатель направления Дж. Уотсон и его последователи К. Халл и Б. Скиннер. Бихевиоризм получил широкое применение на практике: были созданы методы для формирования у человека нужной реакции, что начало повсеместно использоваться и в медицине, и в воспитании, и во многих других сферах жизни общества.
Другое крупное направление – Гештальтпсихология (понятие «Гештальт» в переводе с немецкого языка означает «образ», «структура»). Она оказалась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в психологии. История гештальтпсихологии начинается в работе Макса Вертгеймера (1880 – 1943) в 1912 году, который ставил под сомнение наличие отдельных элементов в акте восприятия. Кроме Вертгеймера, в гештальтпсихологии работали Курт Коффка, Вольфганг Кёлер, Курт Левин. Они предложили своё понимание предмета психологии: это должен быть гештальт. Важно начинать изучение с «наивной» картины мира, с чистого опыта, ещё не осмысленного сознанием и не потерявшего целостность. Непосредственный опыт не даёт структуры предмета, его свойства не кажутся чем-то отдельным. Наоборот, до анализа образа предмета сознанием этот предмет воспринимается так, как он существует, имеющий окраску, запах, цвет, форму и при этом не разделённый на эти составляющие. Понятие гештальт в гештальтпсихологии обозначает как раз этот целостный непосредственный образ. Учёные этого направления произвели множество несложных экспериментов и обнаружили свойства, которые позволяют предмету быть воспринимаемым как целое, то есть быть гештальтом. Эти свойства включают: близость элементов, сходство элементов, замкнутость границы, симметричность и многие другие. В гештальтпсихологии изучались не только особенности восприятия. Один из исследователей-гештальтпсихологов, Курт Левин изучал волю, аффекты, мышление, память, и пришёл к выводу, что гештальты существуют во всех психических процессах, а психика склонна стремиться к сохранению целостности этих гештальтов.
В начале 90х годов 19 века возникло направление Глубинной психологии, в котором самое известное учение - Психоанализ, разработанный Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). Основное положение, из которого исходит это направление – психика существует вне сознания и независимо от него. Существует бессознательное (ид), которое находится в глубине психики, оно и является предметом глубинной психологии. Желания бессознательного иррациональны и далеко не всегда принимаются в человеческом обществе, обычно они закладываются в раннем детстве. Над бессознательным находится сознание (эго), которое не контактирует с ним, в результате чего человек остается в неведении относительно своих собственных бессознательных процессов, однако вынуждено принимать решения о действиях. Над сознанием располагается социальная составляющая (супер-эго), которая содержит принципы и правила поведения и сдерживает побуждения бессознательного. Фрейд работал практикующим врачом и занимался неврозами, в частности истерией. Он представлял себе невроз как следствие возникших в бессознательном аффектов, которые не могут найти социально приемлемый выход. Сначала Фрейд находил доступ к бессознательным процессам при помощи гипноза, но позже разработал собственный метод, который и назвал «психоанализом». В беседе с человеком, страдающим неврозом, он уделял особое внимание его случайным оговоркам, забывчивости в какой-либо области своей жизни, описаниям сновидений и ассоциациям, возникающим на разнообразные слова или образы. Анализируя все эти проявления, Фрейд делал вывод о том, что происходит в бессознательном этого человека и почему у него возник невроз.
У Фрейда было множество учеников и последователей, самые известные из которых Карл Густав Юнг и Альфред Адлер, из более поздних – Карен Хорни, Эрих Фромм, Гарри Салливен. Общим в их теориях было то, что основные черты психики человека формируются в раннем детстве и в дальнейшем могут изменяться только с большим трудом.
В этот период развития психологии возникло ещё одно крупное направление – Описательная психология. Её основал немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833 – 1911), который заявил новый подход к изучению духовного мира человека и сказал, что все науки о духе должны базироваться на психологии. Однако существующая на тот момент психология была подвергнута Дильтеем сокрушительной критике за естественнонаучную ориентацию. Дильтей утверждал, что в психологии факты выступают как некоторая живая связь душевной жизни, как первично данное, и даны в переживаниях. Объяснять их и расчленять на элементы Дильтей считал бессмысленным и вредным. Он противопоставил объяснение пониманию, сказав, что душевную жизнь мы постигаем без её разложения и поиска её причин, она открывается нам как данность. Понять – это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, связать их с духовной культурой общества. Предметом описательной психологии является развитой человек и полнота готовой душевной жизни.
В отечественной психологии начала 20 века тоже происходили важные события. До возникновения в России советской власти русская психология развивалась в русле начатой прежде тенденции – в основном физиологической направленности на основе теории рефлекса.
После революции 1917 года психологическая наука претерпела некоторые изменения: была провозглашена задача создания «системы марксистской психологии», то есть науки, применяющей диалектический метод к решению психологических задач. В этот период были созданы основные российские психологические теории, авторами которых являются Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и другие. Советская психология разрабатывала психотехнику – наборы тестов для исследований по психологии, развивалась в области педагогики и марксистской философии. Под предметом психологии понимались: психическая деятельность, психика в контексте культурно-исторической эпохи, особенности познавательных процессов и методы обучения, и многое другое. До середины 20х годов российские психологи активно сотрудничали с зарубежными коллегами и перенимали их идеи, в частности, в России начала 20х годов был популярен психоанализ, но постепенно начинается отделение советской психологии от европейской и американской. Советская психология продолжала развиваться, однако темпы этого развития начали замедляться.
В 50-60 годы в зарубежной психологии заканчивается открытый кризис, возникший в начале 20 века в связи с появлением множества направлений с различным пониманием предмета науки. Эти сформировавшиеся направления постепенно теряют популярность, так как в них обнаруживаются противоречия и ограниченность. Возникают новые направления, взявшие от предшествующих самые ценные и продуктивные идеи. Начинаются исследования познавательных процессов с помощью их моделирования, появляется когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, развитие технического оборудования способствует новым исследованиям в нейропсихологии. Развиваются межкультурные исследования.
Когнитивная психология возникла под влиянием информационного подхода и создания компьютеров. Предметом изучения здесь становятся познавательные процессы человека – внимание, память, мышление, представление и прочие. В когнитивной психологии формы человеческого познания рассматриваются по аналогии с операциями компьютера.
В 60е годы начинаются обширные исследования мозга человека, развивается нейропсихология. Изучается явление сознания на нейрофизиологическом уровне, различия в работе полушарий мозга и влияние на психические особенности ведущего полушария человека.
В начале 60х годов возникает гуманистическая психология. Её предметом становится понимание здоровой творческой личности, а задачей оказывается самоактуализация, развитие личности человека. Направленность на целостную личность побудило к началу повсеместной практической психологии, психотерапии, нацеленной на помощь человеку в развитии себя.
В дальнейшем эти направления углубляются, расширяются, в них возникает большое число ответвлений. Психология становится всё более популярной, и это приводит к тому, что направлений и под-направлений становится очень много, и большинство из них ориентированы на практику.
В конце 20 века возникает российская психология, пришедшая на смену советской, которая долгое время не взаимодействовала с зарубежной. После распада СССР в 1991 году психология России была пересмотрена, в ней были намечены пути преодоления опоры только на одну философскую основу – марксизм. К учениям, сформировавшимся в советский период, в первое время возникло скептическое отношение, но и они постепенно стали неотъемлемой частью науки в целом.
Российская психология последнего десятилетия 20 века переняла основные тенденции развития зарубежной науки. В ней тоже начали развиваться многочисленные направления и отрасли, повысилось количество исследований, стала особо популярна практическая психология.
К концу 20 века в мировой психологии намечается новый кризис, вызванный недостаточно проработанной теоретической базой в психологии и чрезмерным количеством практических направлений. Происходит отрыв теории от практики, они начинают существовать параллельно и почти не опираются друг на друга.

5. Современная психология.
В психологии 21 века основной задачей стало преодоление возникшего кризиса. Возникновение всё новых и новых направлений не прекратилось, но существующие перестают быть изолированными и претендующими на объяснение всей природы психического. Многочисленные направления начинают интегрироваться, перенимая друг у друга наиболее ценные открытия. Теоретические и практические, прикладные исследования тоже постепенно сближаются. Таким образом психология начинает объединяться в цельную науку, при этом не лишая права существования свои разнообразные ответвления. Одна из важнейших задач, решение которой будет способствовать окончательному разрешению кризиса – это более качественная подготовка специалистов-психологов как теоретической, как и практической части науки, а также создание новых, адекватных для быстро меняющегося мира методов исследования. Кроме того, так как постоянно растёт популярность психологии среди общего населения, для психологов важно сделать доступными практические психологические услуги – консультирование организаций, семей и отдельных людей, помощь в учебно-воспитательной работе, в политике, социологии и во всех других сферах жизни общества.

Семинар № 2

История психологии для бакалавров 1 курс

Вопрос 2. Изменение представлений о предмете психологии в истории психологической науки.

Основная задача истории психологии заключается в том, чтобы через анализ прошлого психологии правильно определить ее современное состояние и прогнозировать ее будущее.

Этапы развития психологии .

В своем развитии психология прошла несколько этапов.

1. Донаучный период (до VII – VI вв. до н. э.) В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Душа рассматривалась без раскрытия ее конкретного содержания и функций. Складывалось лишь общее представление об охранительной и активной роли души.

2. Философский период (VII – VIвв. до н. э. – конец XVIII – начало XIXв.). Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому он получил условное название философского периода. Философский период охватывает следующие вехи:

Античная психология рассматривала душу как источник активности тела, обладающую функциями познания и регуляции поведения.

(Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Платон, Аристотель, Сократ).

Психология Средневековья (I – XVвв.) І – ІІ вв. новой эры – начало разложения рабовладельческого общества. В І в. христианство признается государственной религией, а к IV в. границы ее влияния выходят далеко за пределы Рима.

Развитие психологии в эпоху Возрождения (XV – XVII вв.). Период возрождения был временем возвращения важнейших принципов античной науки, отхода от догматов. Эти века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры. В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики

Психология Нового времени (XVI – XVIII вв.). Интенсивное развитие капиталистических отношений повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Успехи и достижения механики и естествознания имели большое научное, практическое и идеологическое значение.



(Р. Декарт, Спиноза, Гоббс, Лейбниц).

Психология Просвещения (конец XVIII – середина XIX в.).

Ассоцианистическая психология.

Термин «ассоциация «, понимаемый как сочетание идей, был введен в науку Д. Локком. В Англии идеи Д. Локка развивали передовые мыслители этого времени: Д.Толанд (1670 – 1721), Д. Гартли (1704 – 1757) и Дж. Пристли (1733 – 1804).

Психология XIX в. (середина XIX в.).

Экспериментальная психология (серединаXIX – начало XXв.). Зарождение экспериментальной психологии по праву связывают с именем немецкого ученого В. Вундта (1832 – 1920). Став в 1875 году профессором философии в Лейпциге, Вундт в 1879 году создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную впоследствии в институт. Психологию Вундт рассматривал как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого, управлять ею.

3. Развитие психологии как самостоятельной научной дисциплины (серединаXIX – начало XXI в).

Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10 –30-е годы XXв.).

В этот период в психологии возникает кризисная ситуация. Причин было несколько: отрыв психологии от практики, невозможность объяснить ряд проблем самой психологии. Попытки преодоления кризиса привели к развитию новых направлений в психологии. Наибольшую известность получили три направления: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

Дальнейшее развитие психологических школ. (40 – 60-е годы XXв.).

В этот период появляются новые направления, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая, когнитивная). Этот период характеризуется совершенствованием методов исследования (новых методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного). Получили дальнейшее развитие теоретические концепции в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий.

Современная психология (60-е годы – начало XXI в.).

В этот период совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические методики, появляются тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.


Вопрос 41. Психология в эпоху античности.

Представления о душе философов Милетской школы. VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и перехода к рабовла­дельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни привели к существен­ным изменениям в области мышления. Эти изменения зак­лючались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний.

Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые воз­никшие философские школы. Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, сущест­вовавшей в VII-VI вв. до н.э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес (624-547 гг. до н.э.) в качестве первоосновы сущего указывал воду. Поскольку из воды происходит и твердое и газообраз­ное, то, по Фалесу, разумно допустить, что вода и есть первооснова всего сущего и что все окружающее пред­ставляет собой различные переходные состояния этой первоосновы. Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способ­ность придавать телам движение, она есть то, что зас­тавляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Душа приписывалась, напри­мер, и магниту и янтарю, поскольку те обладают притя­гательной силой.

Понимание природы души Гераклитом (530-470 гг. до н.э.). Душа - это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название “психея”. Следует подчеркнуть, что введенное Геракли­том название для обозначения психической реальности было первым собственно психологическим термином. На его основе в 1590 г. Гоклениусом будет предложен тер­мин “психология”, который, начиная с работ Х.Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная пси­хология” (1734) станет общеупотребительным для обозна­чения науки, изучающей психику человека.

Естественнонауч­ные представления Ал­кмеона. Вопросы о природе души, ее внешней обусловленности и телесных основаниях, стави­лись в древнее время не только философами, но также представителями медицины.. Из древ­них особо выделяется крупнейший врач и философ ан­тичной эпохи Алкмеон (VI-V вв. до н.э.), известный в ис­тории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и не­рвной системы в целом.

Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алкмеон обнаружил наличие проводни­ков, идущих от мозга к органам чувств. Им было установ­лено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощу­щения и восприятия.

Гиппократ и его учение о темпераменте. Круп­ный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир обра­зуется из четырех стихий.

Вариации в пропорции стихий у отдельных людей, ле­жат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижно­сти, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в раз­ной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей - сан­гвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

Выделением четырех типов темперамента и харак­тера Гиппократ вошел в историю психологии как осново­положник дифференциально-психологического подхода к изучению людей.

Философско-психологическая система Сократа – Платона. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других.

В более развернутом виде идеи Сократа были представлены в работах его ученика и последователя Платона (427 – 347 гг. до н.э.).

Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бы­тия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Небытие-это материальный мир, созданный богом из четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проник­новения бытия в небытие, поскольку все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее, ибо они есть иска­женные подобия или тени идей, с другой - вещи прича­стны к небытию или материи, ибо они ею наполнены. Таким образом, чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи.

Наивыс­шей идеей является идея блага. Высшая идея блага состав­ляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоре­чиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две верховные души и дают нача­ло всему. Кроме них, существуют, по Платону, души звезд, планет, людей, животных и т.д. Мировая душа придает движение и активность космосу. Аналогичную роль вы­полняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властво­вать и управлять телом. Таким образом, Платон припи­сывал душам активную функцию.

Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного орга­низма: она может переселяться из одного тела в другое.

Тело человека является для души лишь временным при­станищем. Основное же ее место пребывания в божествен­ных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей.

У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, явля­ется основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или уровнями - низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Она всецело дей­ствует по велению разумной части души. Пылкой душе свойственна более тесная связь с телом; помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей. Эта часть души требует управления со стороны разумной и благородной души. Локализована вожделею­щая душа в печени.

Нынешняя психологическая наука выступает в виде определенного периода последовательного багажа знаний человека, вследствие чего определялся общественно-исторический опыт, приобретенный и накопленный в результате диалога между людьми.

Ежедневные наблюдения за процессом общения людей, в тот момент, когда они разговаривали, между собой формировались в последующем в форме философского и выражения наиболее общих суждений и законов.

Перед тем как появилась та психология, какой мы видим ее сейчас, она прошла несколько этапов . Впервые суждения о сознании человека связывали с таким понятием, как анимизм (от лат. «анима» - душа). По мнению представителей тех лет, все, что окружает человека и имеется во вселенной, есть душа. Само представление о душе в то время формировалось на основании множества всевозможных , легенд, сказок и основах, зарождающихся тогда культовых вер.

В 7 - 6 вв. до н. э. с формированием запаса знаний в области таких наук, как математика, врачевание, философия в Древней Греции появляется нужда в рассмотрении души не на основании небылиц, и сказаний, а с точки зрения, полученных знаний в области данных наук.

Психология того времени складывалась из наук, на основании постоянно повторяющихся явлениях, происходящих в обществе, природе и жизнедеятельности человека.

Тогда этот вид психологии именовался натурфилософией и в течение почти XX столетий психология являлась неотъемлемой частью философии. Философия занимала широкое пространство, а психология лишь незначительную долю, связанную с человеком, изучение души (сознания) относилось главным образом к свойствам человеческой психики.

В 5 - 6 вв., когда церковь укрепилась в своем влиянии и господстве, с целью ухода от ее раскола возникла нужда во внесении дополнений и пересмотре отдельных положений христианства. Этот период 4 - 8 вв. принято именовать патристикой, иными словами, учение основоположников церкви, где теология начинает принимать во внимание те знания, которые были получены во времена Античности.

В 6 - 10 вв. церковь приобретает статус хранителя и распространителя знаний. Монастыри хранят книги и занимаются обучением местного населения грамоте. Среди прочих книг имеются и рукописи времен Античности. Но вместе с тем, что церковь являлась смотрительницей и держательницей знаний, она пыталась оставить за собой приоритетные права и всячески мешала формированию иных взглядов и видений, которые бы перечили ее многочисленным положениям христианства.

Психологическая наука, в свою очередь, пытается отыскать свое место в изучении души, обусловить ту сферу проблем, которая может быть ей отдана теологией. Психология нуждается в выделении из теологии, именно поэтому на рубеже 12 - 13 вв., возникает течение под названием деизм, утверждающее, что человек имеет не одну, а две души – духовную (изучение занимается церковь) и плотская, изучаемая психологией. Так, возник предмет изучения психологией.

Поделись статьей с друзьями!

    Психологические воззрения Античности и Средневековья

    https://сайт/wp-content/uploads/2017/10/psyhe-150x150.jpg

    Нынешняя психологическая наука выступает в виде определенного периода последовательного багажа знаний человека, вследствие чего определялся общественно-исторический опыт, приобретенный и накопленный в результате диалога между людьми. Ежедневные наблюдения за процессом общения людей, в тот момент, когда они разговаривали, между собой формировались в последующем в форме философского осознания и выражения наиболее общих суждений и законов. Перед тем...

Характерной чертой психологических знаний и концепций античности является их материалистичность. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи. Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Основой всего Фалес Милетский считал воду - аморфное, текущее сосредоточение материи. Все остальное возникает путем "сгущения" или "разрежения" этой первоматерии.

У Анаксимандра (611-546 гг. до н.э.) первоначало и основой всего выступает беспредельное, неопределенное в пространстве и во времени - апейрон. Анаксимандр считал живой всю материю.

Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) началом всего считал воздух. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи -воду - землю - камни. Душу, Анаксимен тоже считал состоящей из воздуха.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен считали нераздельными душу и природу. Соглашался с этим и Гераклит. Гераклит (540-480 гг. до н.э) рассматривал универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. Им впервые была высказана мысль о возможном изменении и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя. Термин "Логос", введенный Гераклитом, для него обозначал Закон, по которому "все течет", придает вселенскому ходу вещей, сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов.

Афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.

В VI в. до н.э. возникло первое идеалистическое учение - пифагорейство. Пифагор (582-500 гг. до н.э.) и его последователи занимались исследованием взаимоотношений чисел, они абсолютизировали числа, возвели их в ранг сущности всего. Числа понимались как самостоятельно существующие объекты, а идеальное существующее число - 10. В учениях Пифагора душа, представлялась состоящей из трех частей - разумной, мужественной и алчущей. Также Пифагор считал душу бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений.

В V-IV вв. до н.э. в теориях Левкиппа и Демокрита (460-370 до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атом - неделимая величина, обладающая размерами и тяжестью. Атомы движутся в бесконечной пустоте, при этом сталкиваются друг с другом, благодаря этому соединяются, из этого возникает все то, что мы видим. Душа - совокупность наимельчайших атомов огня, имеющих идеальную шаровидную форму и обладающих самой большой подвижностью. Душа смертна и погибает вместе с телом - рассеивается после смерти человека. Демокрит принял пифагорейское деление души на три части и считал, что разумная часть помещается в голове, мужественная - в груди, а алчущая (жаждущая чувственного вожделения) - в печени.

Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.) построил учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных "соков", присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырех темпераментов дошли до наших дней: сангвинический (преобладает кровь), холерический (преобладает желтая желчь), меланхолический (преобладает черная желчь), флегматический (преобладает слизь). Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

Аристотель (384-322 гг.до н.э.) внес огромный вклад в развитие психологии. Он установил два из четырех законов мышления традиционной логики. Интересны положения Аристотеля о душе. Он считал, что душой может обладать только естественное, а не искусственное тело. Аристотель различал три вида души: растительную, принадлежащую растениям (критерий выделения последних - способность к питанию); животную, принадлежащую животным (критерий их выделения - способность к осязанию) и высшую, человеческую (критерий выделения - способность к рассуждению и размышлению). К обладателям высшей души философ относил людей и бога. Бог обладает лишь разумной душой, а человек еще растительной и животной. Аристотель отвергал учение о переселении душ, но считал, что в душе есть часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Эта часть - ум. За исключением ума, все остальные части души подлежат разрушению так же, как и тело. Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела, душа не может существовать без тела и не является телом. Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего.

В IV вв. до н.э. появляются первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. Также в этот период, на основе медицинского опыта, возникло предположение, что органом психики является мозг. Впервые эту мысль высказал Алкмеон, а впоследствии ее разделял Гиппократ. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

Таким образом, воззрения на душу, ее природу и составляющие были разнообразны. Однако важнейшей функцией души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель выделил еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались. В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для психологии, были поставлены именно в то время.

5. Используемые историей психологии методы познания связаны со спецификой ее предмета. Каким образом история становления психологической мысли определяет используемые для ее познания методы? Охарактеризуйте основные методы психолого-исторического исследования. В структуре методологии любой науки (и история психологии здесь не исключение) существенное и значимое место занимают методы организации исследований, сбора и интерпретации теоретических и эмпирических данных все методы историко-психологического исследования предназначены для получения и освоения новых знаний и их синтеза, достижения интеграции разрозненных структурных компонентов истории психологии (концептуально-теоретические идеи, научное наследие ученого, достижения научных школ, результаты и логика развития отраслей и проблематики психологии и т.д.) в единую общенаучную картину развития психологического познания. можно выделить следующие самостоятельные методы историко-психологического исследования: методы планирования историко-психологического исследования (организационные методы) - структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный (синхронистический), генетический; методы сбора и интерпретации фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического) - категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности; метод исторической реконструкции (моделирования), проблемологический анализ; метод библиометрического анализа, тематический анализ; метод источниковедческого анализа; биографический метод; метод интервью. При этом необходимо отметить, что каждый из указанных методов, во-первых могут выступать как реализация различных методов, во-вторых, - имеет сферу своего преимущественного использования. Структурно-аналитический метод предполагает в качестве целевой задачи исследования изучение строения психологического знания и ориентирован на выявление как его структурных элементов и иерархических уровней, так и их взаимосвязей. Сравнительно-сопоставительный метод, иногда называемый синхронистическим, направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления Генетический метод, в отличие от двух предыдущих методов, ориентированных на получение статичной картины психологического знания, наоборот, имеет основной задачей выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования Методы сбора и интерпретации фактологических данных в историко-психологических исследованиях отличаются своим многообразием и не всегда четкой технологической операционализацией. Тем не менее каждый из них раскрывает, в меру своей разработанности более или менее полно и обоснованно, определенный аспект истории психологии. Метод анализа категориально-понятийного аппарата психологической науки направлен на выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того ученого. Данный метод имеет в своей основе предположение, что именно категории и понятия в концентрированном виде отражают всю совокупность научных знаний исследуемого объекта Метод анализа продуктов деятельности состоит в изучении продуктов научной деятельности ученого или научных коллективов, включая в том числе как изданные, опубликованные работы, так и неопубликованные Метод исторической реконструкции является одним из вероятностных методов в познании истории психологии. В основе его использования лежит идея о возможности воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого. Пересечение результатов изучения этих частных составляющих приводит к получению новых, ранее неизвестных характеристик исследуемой реальности. Проблемологический анализ является одним из качественных методов в изучении динамики психологического знания и опирается на признание проблемы в качестве системообразующего фактора научного познания.Данный метод ориентирован на выявление предпосылок возникновения проблемы, анализ процесса ее осознания и формулировки, исследование путей и вариантов ее разрешения. Метод источниковедческого анализа направлен на изучение документальной основы историко-психологических исследований. В его основе лежит идея о том, что любой исторический факт, лишенный пространственно-временных координат и вырванный тем самым из своих структурно-генетических связей, не только теряет свой исторический характер, но вообще перестает существовать как факт. При использовании данного метода в конкретных историко-психологических исследованиях, как правило, наиболее широкое распространение получает комплексная методика интерпретации и критики источника (включающая в себя: точную датировку, установление подлинности источника; пространственную локализацию исторических фактов и событий упоминаемых в нем; идентификацию авторства и лиц, упоминаемых в источнике; установление тождественности используемой в нем лексики с современным языком, выявление логических и содержательных связей между положениями источника и другими данными и сведениями на эту тему и т.д.). Особое значение данный метод приобретает при работе с архивными и неопубликованными источниками по истории психологии. Тематический анализ, выступая как один из методов наукометрического анализа, является одновременно качественно-количественным методом. Он состоит в исследовании динамики различных структурных компонентов науки (научная отрасль, направление или проблема) или творчества отдельного ученого на основе квантифицирования единого массива данных, характеризующих объект изучения, на фиксированные содержательно-единые темы или тематические разделы. В дальнейшем осуществляется их качественный (формулировка тем, их смысловая нагрузка, представленность и сочетание тех или иных понятий в теме и т.д.) и количественный анализ (в первую очередь на основе вычисления математико-статистических показателей, отражающих трансформацию тем). Библиометрический метод (как один из методов наукометрического анализа) в историко-психологических исследованиях предполагает количественное изучение информационных, документальных потоков в области психологии и построен на анализе библиографических данных публикаций (заглавие, автор, название журнала и т.д.) и анализе цитирования в виде отдельных статистических методик. Применение библиометрического метода возможно в двух направлениях: 1) когда прослеживается динамика отдельных объектов психологической науки (количество публикаций, перечень их авторов и распределение по регионам или рубрикаторам научных журналов и т.п.) и ставится задача получения совокупности количественных характеристик для оценки того или иного события или явления в психологии (в том числе о продуктивности ученого, научной эффективности или динамике исследуемых объектов: ученых, научных коллективов, отдельных публикаций или научных направлений); 2) когда выявляются связи, зависимости, корреляции между объектами в целях определения структурной (качественной) картины состояния психологической науки или ее отраслей в конкретный период. Библиометрический метод реализуется в форме методики библиографического сочетания, направленного на выявление взаимосвязи между двумя публикациями по числу общих цитируемых работ, и методики коцитирования, основанной на изучении связи между публикациями по общим цитируемым работам. Иногда показатели, вычисляемые с помощью данных методик, называют обобщенно как индексы-цитирования. Биографический метод в историко-психологических исследованиях состоит в воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников. Особенно широкое применение этот метод получил в исследованиях в рамках так называемой "персонализированной истории психологии", руководящей идеей которой является рассмотрение генезиса психологического знания через призму творчества отдельных ученых. Безусловно, характеризуя совокупность методов и методик историко-психологического исследования, необходимо иметь в виду тот факт, что в конкретной работе, как правило, используется определенная совокупность этих методов. Это позволяет существенным образом уменьшить степень субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания.