Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Что находится в прибалтике. География

В состав стран Прибалтики (Балтии) входят три бывшие советские республики, не вошедшие в состав СНГ, - Эстония Латвия и Литва. Все они являются унитарными республиками. В 2004 году все три страны 11рибалтики вошли в состав НАТО и Европейского союза.
Страны Прибалтики
Таблица 38

Особенностью географического положения прибалтийских стран является наличие выхода к Балтийскому морю и соседское положение с Российской Федерацией. На юге страны Прибалтики граничат с Белоруссией (Латвия и Литва) и с Польшей (Литва). Страны региона имеют очень важное политико-географическое положение и выгодное экономикогеографическое положение.
Страны региона очень бедны минеральными ресурсами. Среди топливных ресурсов повсеместно присутствует торф. Самой «богатой» среди прибалтийских стран является Эстония, обладающая запасами горючих сланцев (Кохтла-Ярве) и фосфоритов (Маарду). Запасами известняков выделяется Латвия (Броцены). Знамениты источники минеральных вод: в Латвии Балдоне и Валмиера, в Литве - Друскининкай, Бирштонас и Пабирже. в Эстонии - Хяэдемээсте. Главное богатство Прибалтики рыбные и рекреационные ресурсы.
По численности населения страны Прибалтики относятся к малым странам Европы (см. таблицу 38). Размещается население относительно равномерно, и лишь на побережье плотность населения несколько увеличивается.
Во всех странах региона господствует современный тип воспроизводства, причём везде смертность превышает рождаемость. Особенно велика естественная убыль населения в Латвии (-5 %о) и в Эстонии (-4 %о).
В половом составе, как и в большинстве стран Европы, преобладает женское население. По возрастному составу населения страны Прибалтики можно отнести к «стареющим нациям»: в Эстонии и Латвии доля пенсионеров превышает долю детей и только в Литве эти показатели равны между собой.
Все страны Прибалтики имеют многонациональный состав населения, причём только в Литве литовцы составляют абсолютное большинство населения - 82%, тогда как в Латвии на долю латышей приходится только 55% населения республики. Кроме коренных народов, в Прибалтике проживает много, так называемого, русскоязычного населения: русских, украинцев, белорусов, а в Литве - поляков. Наиболее велика доля русских в Латвии (30%) и в Эстонии (28%), однако именно в этих странах наиболее остро стоит проблема соблюдения прав русскоязычного населения.
Эстонцы и латыши по вероисповеданию относятся к протестантам, а литовцы и поляки являются католиками. Большинство верующего русскоязычного населения относит себя к православным.
Для Прибалтики характерен высокий уровень урбанизации: от 67% в Литве до 72% - в Эстонии, однако городов-миллионеров нет. Крупнейшим городом в каждой республике является её столица. Среди других городов следует отметить в Эстонии - Тарту, в Латвии - Даугавпилс, Юрмалу и Лиепаю, в Литве - Каунас, Клайпеду и Шяуляй.
Структура занятости населения стран Прибалтики
Таблица 39

Страны Прибалтики обеспечены высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Большая часть населения стран региона занята в непроизводственной сфере (см. таблицу 39).
Во всех странах Прибалтики преобладает эмиграция населения: русскоязычное население выезжает в Россию, эстонцы - в Финляндию, латыши и литовцы - в Германию и в США.
После распада СССР существенно изменились структура хозяйства и специализация стран Прибалтики: преобладание обрабатывающей промышленности сменилось преобладанием сферы услуг, а некоторые отрасли точного и транспортного машиностроения, лёгкой промышленности, на которых специализировались прибалтийские страны, практически исчезли. В то же время возросло значение сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Второстепенное значение в регионе имеют электроэнергетика (причём 83% электроэнергии Литвы даёт крупнейшая в Европе Игналинская
АЭС), чёрная металлургия, представленная единственным центром передельной металлургии в Лиепае (Латвия).
К отраслям промышленной специализации современной Балтии можно отнести: Точное машиностроение, особенно электротехническая промышленность - производство радиоаппаратуры в Эстонии (Таллин), в Латвии (Рига) и в Литве (Каунас), телевизоров (Шяуляй) и холодильников (Вильнюс) в Литве; станкостроение в Литве (Вильнюс) и судоремонт в Латвии (Рига) и Литве (Клайпеда). Развитое в советское время в Латвии транспортное машиностроение (производство электропоездов и микроавтобусов) практически перестало существовать; Химическую промышленность: производство минеральных удобрений (Маарду и Кохтла-Ярве в Эстонии, Вентспилс в Латвии и Ионава в Литве), производство химических волокон (Даугавпилс в Латвии и Вильнюс в Литве), парфюмерную промышленность (Рига в Латвии) и бытовую химию (Таллин в Эстонии и Даугавпилс в Латвии); Лесную промышленность, особенно мебельную и целлюлозно- бумажную (Таллин, Тарту и Нарва в Эстонии, Рига и Юрмала в Латвии, Вильнюс и Клайпеда в Литве); Лёгкую промышленность: текстильную (Таллин и Нарва в Эстонии, Рига в Латвии, Каунас и Паневежис в Литве), швейную (Таллин и Рига), трикотажную (Таллин, Рига, Вильнюс) и обувную промышленность (Вильнюс и Шячуляй в Литве); Пищевую промышленность, в которой особую роль играет молочная и рыбная (Таллин, Тарту, Пярну, Рига, Лиепая, Клайпеда, Вильнюс).
Для стран Прибалтики характерно развитие интенсивного сельского хозяйства с преобладанием животноводства, где ведущую роль играет молочное скотоводство и свиноводство. Почти половину посевных площадей занимают кормовые культуры. Повсеместно выращивается рожь, ячмень, картофель, овощи, лён, в Латвии и Литве - сахарная свёкла. По объёму сельскохозяйственного производства среди стран Балтии выделяется Литва.
Для прибалтийских стран характерен высокий уровень развития транспортной системы: где особо выделяются автомобильный, железнодорожный, трубопроводный и морской виды транспорта. Крупнейшими морскими портами региона являются Таллин и Пярну - в Эстонии; Рига, Вентспилс (нефтеналивной), Лиепая - в Латвии и Клайпеда - в Литве. Эстония имеет паромное сообщение с Финляндией (Таллин - Хельсинки), а Литва - с Германией (Клайпеда - Мукран).
Среди отраслей непроизводственной сферы особое значение имеет рекреационное хозяйство. Основными туристическими и рекреационными центрами Прибалтики являются Таллин, Тарту и Пярну - в Эстонии;
Рига, Юрмала, Тукумс и Балдоне - в Латвии; Вильнюс, Каунас, Паланга, Тракай, Друскининкай и Бирштонас - в Литве.
Основными внешнеэкономическими партнёрами прибалтийских государств являются страны Западной Европы (особенно Финляндия, Швеция и Германия), а также Россия, причём отчётливо наблюдается переориентация внешней торговли на страны Запада.
Страны Прибалтики экспортируют приборы, радио- и электротехнику, средства связи, парфюмерию, продукцию бытовой химии, лесной, лёгкой, молочной и рыбной промышленности.
В импорте преобладает топливо (нефть, газ, уголь), промышленное сырьё (чёрные и цветные металлы, апатиты, хлопок),"транспортные средства, товары потребления.
Вопросы и задания Дайте экономико-географическую характеристику Прибалтики. Назовите факторы, определяющие специализацию хозяйства стран Прибалтики. Охарактеризуйте проблемы развития региона. Дайте экономико-географическую характеристику Эстонии. Дайте экономико-географическую характеристику Латвии. Дайте экономико-географическую характеристику Литвы.

С распадом Советского Союза было интересно наблюдать, как суверенные государства прокладывают самостоятельный курс к благополучию. Особенно интриговали страны Прибалтики, так как они уходили, громко хлопнув дверью.

В адрес РФ на протяжении последних 30 лет постоянно сыпались многочисленные претензии и угрозы. Прибалтийцы считают, что имеют на это право, хотя желание отделиться подавлялось армией СССР. В результате пресечения сепаратизма в Литве погибло 15 мирных жителей.

Традиционно Прибалтику причисляют к странам . Это связано с тем, что данный альянс был образован из освобождённых государств после Второй мировой войны.

Некоторые геополитики с этим не согласны и считают Прибалтику самостоятельным регионом, в который вошли:

  • , столица Таллин.
  • (Рига).
  • (Вильнюс).

Все три государства омываются Балтийским морем. Наименьшую площадь имеет Эстония, количество жителей - около 1,3 млн человек. Следом идёт Латвия, где проживает 2 млн граждан. Замыкает тройку Литва, население которой - 2,9 млн.

На основании небольшого количества жителей прибалтийские государства заняли нишу среди малочисленных стран . Состав региона многонационален. Помимо коренных народов, здесь проживают русские, украинцы, белорусы, поляки и финны.

Большинство русскоязычных сконцентрировано в Латвии и Эстонии, около 28–30 % населения. Самой «консервативной» является Литва, где проживает 82 % коренных литовцев.

Для справки. Хотя страны Прибалтики испытывают высокий отток трудоспособного населения, они не спешат заселять свободные территории вынужденными переселенцами из и . Руководители балтийских республик стараются искать различные поводы для уклонения от обязательств перед ЕС по расселению беженцев.

Политический курс

Даже находясь в составе СССР, Прибалтика значительно отличалась от других советских регионов в лучшую сторону. Здесь была идеальная чистота, красивое архитектурное наследие и интересное население, схожее с европейским.

Центральная улица Риги — улица Бривибас, 1981 г.

Желание стать частью Европы у Балтийского региона было всегда. Примером служила , стремительно развивающееся государство, отстоявшее независимость от Советов в 1917 году.

Шанс на отсоединение от СССР появился во второй половине восьмидесятых годов, когда вместе с перестройкой, пришли демократия и гласность. Эта возможность не была упущена, и в республиках начали открыто говорить о сепаратизме. Эстония стала пионером в движении за независимость, и в 1987 году здесь вспыхнули массовые акции протеста.

Под натиском электората ВС ЭССР издал Декларацию о суверенитете. В то же время Латвия и Литва последовали примеру соседа, и в 1990 году уже все три республики получили автономию.

Весной 1991 года на референдумах в странах Прибалтики была поставлена точка в отношениях с СССР. Осенью этого же года страны Прибалтики вошли в состав ООН.

Балтийские республики охотно переняли курс Запада и Европы по экономическому и политическому развитию. Советское достояние было предано порицанию. Отношения с РФ окончательно охладели.

Русские, проживающие в странах Балтии, были ограничены в правах. Через 13 лет независимости Прибалтийские державы вступили в и военный блок НАТО.

Экономический курс

После обретения суверенитета экономика Прибалтики претерпела существенные изменения. На место развитой индустрии в сфере промышленности пришли отрасли по оказанию услуг. Выросло значение сельского хозяйства и пищевого производства.

К современным отраслям промышленности можно отнести:

  • Точное машиностроение (электротехнику и бытовую аппаратуру).
  • Станкостроение.
  • Судоремонт.
  • Химическую промышленность.
  • Парфюмерную промышленность.
  • Лесопереработку (изготовление мебели и бумаги).
  • Лёгкую и обувную промышленность.
  • Пищевое производство.

Советское наследие по производству транспортных средств: автомобилей и электропоездов - полностью утрачено.

Очевидно, что промышленность Прибалтики не является сильной стороной в постсоветское время. Основной доход этим странам приносит транзитная отрасль.

После обретения независимости все производственные и транзитные мощности СССР достались республикам даром. Российская сторона не предъявляла претензий, пользовалась услугами и платила за грузооборот около 1 млрд долл. в год. Ежегодно сумма за транзит росла, так как экономика РФ наращивала темп, повышался грузооборот.

Для справки. Российская компания «Кузбассразрезуголь» отгружала своим покупателям через порты Прибалтики больше 4,5 млн тонн угля в год.

Особое внимание стоит уделить монополии Прибалтики на транзит российской нефти. В своё время силами СССР на прибалтийском побережье был возведён крупнейший по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс. К нему был проведён трубопровод, единственный в регионе. Эта грандиозная система даром досталась Латвии.

Благодаря построенной индустриальной инфраструктуре РФ перекачивала через Латвию от 30 млн тонн нефти ежегодно. За каждый баррель Россия отдавала 0,7 долл. в качестве услуг за логистику. Доход республики уверенно рос по мере увеличения нефтяного экспорта.

Чувство самосохранения у транзитёра притупилось, что сыграет одну из ключевых ролей в стагнации экономики после кризиса 2008 года.

Работа прибалтийских портов обеспечивалась в том числе перевалкой контейнеров морского назначения (TEU). После модернизации портовых терминалов Санкт-Петербурга, Калининграда и Усть-Луги трафик через Прибалтику сократился до 7,1 % всего российского грузооборота.

Тем не менее за один год с учётом спада логистики данные услуги продолжают приносить трём республикам около 170 млн долл. в год. Эта сумма была в несколько раз выше до 2014 года.

На заметку. Несмотря на плохую экономическую ситуацию в РФ, к настоящему времени на её территории построено много транспортных терминалов. Это позволило значительно сократить нужду в транзитно-транспортном коридоре Прибалтики.

Неожиданное сокращение транзитного грузооборота негативно отразилось на прибалтийской экономике. Как следствие, в портах регулярно проходят массовые сокращения рабочих, которые насчитывают тысячи человек. Одновременно «под нож» пошли перевозки на ж/д транспорте, грузовые и пассажирские, приносящие стабильные убытки.

Политика транзитного государства и открытость для западных инвесторов привела к повышению уровня безработицы во всех отраслях. Люди уезжают в более развитые страны на заработки и остаются там жить.

Несмотря на ухудшения, уровень доходов в Прибалтике остаётся значительно выше, чем в остальных постсоветских республиках.

Юрмала потеряла доход

Камнем в огород экономики Латвии стал скандал 2015 года в шоу-бизнесе. Некоторым популярным певцам из РФ латвийскими политиками был запрещён въезд на территорию страны. Как следствие, фестиваль «Новая волна» теперь проводится в Сочи.

Кроме того, программа КВН отказалась проводить выступление команд в Юрмале. В результате туриндустрия потеряла большие деньги.

После этого русские стали меньше покупать в странах Балтии жилую недвижимость. Люди боятся, что можно попасть под политические жернова.

Федоров Г.М., Корнеевец В.С.

Общие сведения

Под Прибалтийскими государствами в отечественной литературе традиционно понимаются Литва, Латвия и Эстония. Эта территория заселена человеком сравнительно недавно, около 10 тыс. лет назад, после отступления ледника. Этническую принадлежность первых жителей региона определить невозможно, но, предположительно, к III тысячелетию до нашей эры эту территорию занимали угро-финские народы алтайской языковой семьи, пришедшие сюда с востока. В это время в Европе начинается процесс расселения индоевропейских народов, к которым относились и балтославяне, мигрировавшие на территории к северу от Карпат из общего района расселения индоевропейцев в северном Причерноморье. Выделившиеся из единой балтославянской общности балтийские племена к началу нашей эры заселили всю южную Прибалтику, включая юго-восточное побережье Рижского залива, ассимилировав или оттеснив финно-угров к северу. Из расселившихся в Прибалтике балтийских племен позднее консолидировались литовская и латышская народности, а затем нации, из угро-финских образовалась эстонская народность и позднее – нация.

Национальный состав населения государств Прибалтики

Значительную часть населения Прибалтики составляют русские. Они издавна заселяли берега Чудского и Псковского озер и реки Нарвы. В XVII веке во время религиозного раскола в Прибалтику мигрировали старообрядцы. Но основная часть проживающих здесь русских переселилась в период нахождения Прибалтики в составе Российской империи и СССР. В настоящее время численность и доля русского населения сокращается во всех странах Прибалтики. К 1996 г. по сравнению с 1989 г. число русских уменьшилось в Литве на 38 тыс. человек (на 11%), в Латвии – на 91 тыс. (на 10%), в Эстонии – на 54 тыс. (на 11,4%). И отток русского населения продолжается.

Прибалтийские государства имеют ряд общих черт в экономико-географическом положении, природных условиях, истории, структуре и уровне развития экономики. Они расположены на юго-восточном побережье Балтийского моря, на прилегающем к нему окраинном участке Восточно-Европейской (Русской) равнины. Длительное время эта территория служила объектом борьбы между мощными державами Европы и сейчас продолжает оставаться зоной контакта западноевропейской и российской цивилизаций. После выхода в 1991 году из состава Советского Союза

В советский период Литва, Латвия и Эстония вместе с Калининградской областью включались плановыми органами СССР в состав Прибалтийского экономического района. Делались попытки определенной интеграции их народного хозяйства в единый комплекс. Некоторые результаты кооперации отдельных отраслей, например в рыбопромышленном комплексе, в формировании единой энергосистемы и др., были достигнуты. Однако внутренние производственные связи не стали столь тесными и разветвленными, чтобы можно было говорить о целостном территориально-производственном комплексе Прибалтики. Речь могла идти о таких общих чертах, как близость народнохозяйственной специализации, сходство роли в общесоюзном территориальном разделении труда, более высокий уровень жизни населения по сравнению со среднесоюзным. То есть были социально-экономические отличия региона от других частей страны, но не его внутреннее единство.

Республики Прибалтики отличались от других частей СССР в этнокультурном отношении, но одновременно и между собой у них довольно мало общего. Скажем, в отличие от большей части Советского Союза, где в основе алфавита лежит кириллица, на их территории автохтонным населением используется латиница, но употребляется она для трех разных языков. Или, например, верующие литовцы, латыши и эстонцы чаще всего не являются православными, как русские, но отличаются по вероисповеданию и между собой: литовцы – католики, а латыши и эстонцы относятся преимущественно к протестантам (лютеранам).

После выхода из СССР Прибалтийские государства пытаются осуществлять меры экономической интеграции. Однако их народнохозяйственные структуры столь близки, что они являются скорее конкурентами в борьбе за внешние рынки, чем партнерами в экономическом сотрудничестве. В частности, для экономики трех стран огромное значение имеет обслуживание внешнеэкономических связей России через балтийские порты (рис. 6).

Российский рынок имеет крайне важное значение для сбыта продовольственных товаров, продукции легкой промышленности и других товаров народного потребления, производство которых развито в Прибалтике. В то же время товарооборот между Литвой, Латвией и Эстонией незначителен.

Доля двух других Прибалтийских стран в товарообороте Литвы и Эстонии составляла в 1995 г. 7%, Латвии – 10%. Помимо сходства выпускаемой продукции, его развитию мешают ограниченные размеры рынков Прибалтийских государств, небольших по территории, численности населения и экономическому потенциалу (табл. 6).

Таблица 6

Общие сведения о Прибалтийских государствах

Источники: The Baltic States: Comparative Statistics, 1996. Riga, 1997; http://www.odci.gov/cia/publications/factbook/lg.html

Наибольшую территорию, население и ВВП среди трех стран имеет Литва, на втором месте – Латвия, на третьем – Эстония. Однако по уровню экономического развития, как это следует из сопоставления ВВП и численности населения, опережает другие Прибалтийские страны Эстония. Сравнительные данные с учетом паритета покупательной способности валют приведены в таблице 7.

Таблица 7

Валовой внутренний продукт в государствах Прибалтики,

с учетом покупательной способности валют, 1996 г.

Источник: http://www.odci.go /cia/publications/factbook/lg.html


Рис. 7. Главные торговые партнеры государств Прибалтики

Природные условия Прибалтийских государств, при общем сходстве, имеют и некоторые различия. С учетом всего комплекса факторов, наиболее благоприятны они в расположенной южнее Литве, наименее благоприятны – в самой северной республике – Эстонии.

Рельеф Прибалтики – равнинный, преимущественно низменный. Средняя высота поверхности над уровнем моря – в Эстонии 50 метров, в Латвии – 90, в Литве – 100. Лишь отдельные холмы в Латвии и Эстонии чуть превышают высоту 300 м, а в Литве не достигают и ее. Поверхность сложена ледниковыми отложениями, образующими многочисленные месторождения строительных полезных ископаемых – глин, песков, песчано-гравийных смесей и др.

Климат Прибалтики – умеренно-теплый, умеренно-влажный, относится к атлантико-континентальной области умеренного пояса, переходный от морского климата Западной Европы к умеренно-континентальному климату Восточной Европы. Он во многом определяется западным переносом воздушных масс с Атлантического океана, так что в зимний период изотермы принимают меридиональное направление, и средняя температура января для большей части территории Прибалтики составляет –5° (от –3 в западной приморской части до –7 в удаленных от моря районах). Среднеиюльские температуры колеблются от 16-17° на севере Эстонии до 17-18° на юго-востоке региона. Годовое количество осадков составляет 500-800 мм. Продолжительность вегетационного периода увеличивается с севера на юг и составляет 110-120 дней на севере Эстонии и 140-150 дней на юге Литвы.

Почвы преобладают дерново-подзолистые, а в Эстонии – дерново-карбонатные и болотно-подзолистые. Они имеют недостаточно гумуса и требуют внесения большого количества удобрений, а вследствие частого переувлажнения – осушительных работ. Для кислых почв необходимо известкование.

Растительность относится к зоне смешанных лесов с преобладанием сосны, ели, березы. Наибольшую лесистость (45%) имеют Латвия и Эстония, наименьшую (30%) – Литва, наиболее освоенная в сельскохозяйственном отношении. Территория Эстонии сильно заболочена: болота занимают 20% ее поверхности.

По степени хозяйственной освоенности территории первое место занимает Литва, последнее – Эстония (табл. 8).

Таблица 8

Степень хозяйственной освоенности Прибалтийских государств

По сравнению с расположенными южнее европейскими странами уровень освоенности территории Прибалтийских государств менее высокий. Так, Литва, имеющая наивысшую среди республик Прибалтики плотность населения – 55 чел. на кв. километр, вдвое уступает по этому показателю Польше и вчетверо – Германии. В то же время это намного больше, чем в Российской Федерации (8 чел. на кв. километр).

Из данных таблицы 8 мы можем также сделать вывод о происходящем сокращении посевных площадей в Эстонии, и особенно Латвии. Это – одно из следствий тех изменений в экономике, которые происходят в Прибалтике после распада СССР и начала трансформационных процессов перехода от директивной к рыночной экономике. Не все эти изменения носят позитивный характер. Так, к 1997 году ни в одной из Прибалтийских республик не был достигнут уровень производства валового национального продукта 1990 года. Приблизились к нему Литва и Эстония, больше других отстает Латвия. Но, в отличие от остальных бывших республик СССР, в государствах Прибалтики с 1994 года начался рост валового национального продукта. Повышается и уровень жизни населения.

При всей внешней схожести стран Балтии в политическом, социальном и культурном отношении, между ними существует немало исторически обусловленных различий.

Литовцы и латыши говорят на языках особой Балтийской (летто-литовской) группы Индоевропейской языковой семьи. Эстонский язык принадлежит к финской группе Уральской (финно-угорской) семьи. Ближайшими родственниками эстонцев, с точки зрения происхождения и языка являются финны, карелы, коми, мордва, марийцы.

Литовцы единственный из прибалтийских народов, который имел в прошлом опыт не только создания собственного государства, но и строительства великой державы. Расцвет Великого княжества Литовского пришелся на XIV-XV века, когда его владения простирались от Балтийского до Черного моря и включали в себя основную часть современных белорусских и украинских земель, а также некоторые западнорусские территории. Древнерусский язык (или, как полагают некоторые исследователи, сложившийся на его основе белорусско-украинский) долгое время был в княжестве государственным. Резиденцией великих литовских князей в XIV-XV вв. часто служил расположенный среди озер город Тракай, затем роль столицы окончательно закрепилась за Вильнюсом. В XVI столетии Литва и Польша заключили между собой унию, образовав единое государство – Речь Посполитую («республику»).

В новом государстве польский элемент оказался более сильным, чем литовский. Уступая Литве по размерам своих владений, Польша была более развитой и многонаселенной страной. В отличие от литовских, польские правители имели полученный от Папы Римского королевский титул. Знать Великого княжества перенимала язык и обычаи польской шляхты, сливалась с нею. Литовский язык остался в основном языком крестьян. Кроме того, литовские земли, особенно район Вильнюса в значительной степени подверглись польской колонизации.

После разделов Речи Посполитой территория Литвы в конце XVIII века оказались в составе Российской империи. Население этих земель в данный период не отделяло свою судьбу от западных соседей и участвовало во всех польских восстаниях. После одного из них в 1832 году царским правительством был закрыт Вильнюсский университет (основан в 1579 году, был старейшим в Российской империи, вновь его откроют только в 1919 году).

Земли Латвии и Эстонии в Средние века были объектом экспансии и колонизации со стороны скандинавов и немцев. Побережье Эстонии одно время принадлежало Дании. В устье реки Даугавы (Западной Двины) и других районах латвийского побережья на рубеже XIII века обосновались немецкие рыцарские ордена – Тевтонский орден и орден Меченосцев. В 1237 году они объединились в Ливонский орден, господствовавший на большей части латышских и эстонских земель до середины XVI века. В этот период шла немецкая колонизация региона, образовалось немецкое дворянство. Население городов также в основном состояло из немецких купцов и ремесленников. Многие из этих городов, включая Ригу, входили в Ганзейский союз.

В Ливонской войне 1556-1583 годов орден был разгромлен при активном участии России, которой, однако, в ходе дальнейших военных действий не удалось в тот период закрепить за собой эти земли. Владения ордена были разделены между Швецией и Речью Посполитой. В дальнейшем Швеция, превратившись в великую европейскую державу, смогла потеснить Польшу.

Петр I отвоевал Эстляндию и Лифляндию у Швеции и включил их в состав России по итогам Северной войны. Местное немецкое дворянство, недовольное проводимой шведами политикой «редукции» (конфискацией имений в государственную собственность) в большинстве своем охотно присягнуло на верность и перешло на службу к русскому государю.

В условиях противоборства Швеции, Польши и России в Прибалтике, фактически независимый статус приобрело Великое герцогство Курляндское, занимавшее западную и южную часть современной Латвии (Курземе). В середине – второй половине XVII столетия (при герцоге Якобе) оно пережило свой расцвет, превратившись, в частности, в крупную морскую державу. Герцогство в тот период приобрело даже собственные заморские колонии – остров Тобаго в Карибском море и остров Святого Андрея в устье реки Гамбия на африканском континенте. В первой трети XVIII века правительницей Курляндии стала племянница Петра I Анна Иоанновна, получившая затем и российский престол. Вхождение Курляндии в состав Российской империи было официально оформлено в конце XVIII века после разделов Речи Посполитой. История Курляндского герцогства иногда рассматривается как один из корней латвийской государственности. Однако в период своего существования герцогство считалось немецким государством.

Немцы в прибалтийских землях составляли не только основу дворянства, но и большинство жителей городов. Латышское и эстонское население почти исключительно было крестьянским. Ситуация стала меняться в середине XIX века с развитием промышленности в Лифляндии и Эстляндии, в частности с превращением Риги в один из крупнейших промышленных центров империи.

На рубеже XIX-XX веков в Прибалтике формируются национальные движения, выдвигающие лозунг самоопределения. В условиях первой мировой войны и начавшейся в России революции создались возможности для его практической реализации. Попытки провозглашения советской власти в Прибалтике были подавлены как внутренними, так и внешними силами, хотя социалистическое движение в этом регионе было весьма мощным. Поддержавшие Советскую власть части латышских стрелков (были сформированы царским правительством для борьбы с немцами) сыграли очень важную роль в годы Гражданской войны.

По итогам событий 1918-20 гг. была провозглашена независимость трех балтийских государств, тогда же впервые в общих чертах оформилась современная конфигурация их границ (однако Вильнюс – первоначальная столица Литвы и прилегающая к нему область в 1920 г. оказались захвачены Польшей). В 1920-30-х годах в Балтийских республиках утвердились диктаторские политические режимы авторитарного типа. Социально-экономическое положение трех новых государств было нестабильным, что приводило, в частности к значительной трудовой миграции в страны Запада.

Когда упоминают страны Прибалтики, то прежде всего имеют в виду Латвию со столицей в Риге, Литву со столицей в Вильнюсе и Эстонию со столицей в Таллине.

То есть постсоветские государственные образования, находящиеся на восточном побережье Балтики. Многие другие государства (Россия, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия) также имеют выход в Балтийское море, но они в состав стран Прибалтики не включаются.

Но иногда к данному региону относится Калининградская область Российской Федерации. Почти сразу экономика республик Прибалтики демонстрировала бурный рост.

К примеру, ВВП (по ППС) на душу населения с 1993 по 2008 год там вырос в 3,6 раза, достигнув в Латвии $18 тыс., в Литве $19,5 тыс., а в Эстонии вообще $22 тыс. В то время как в России он вырос только в 2 раза и составил $21,6 тыс. На этом основании правящие элиты Прибалтики, подражая Японии и Южной Корее, с гордостью начали именовать себя Прибалтийскими экономическими тиграми. Мол, дайте срок, всего-то еще несколько лет и тогда мы всем покажем, кто кого кормил в Советском Союзе.

С тех пор прошло целых семь лет, но чуда почему-то не случилось. Да и откуда ему там было взяться, если вся экономика этих республика продолжала существовать исключительно на российском товарно-сырьевом транзите? Все помнят возмущение поляков по поводу ставших ненужными яблок и финнов с их внезапно затоварившейся молочной отраслью. На этом фоне проблемы Литвы, поставлявшей в Россию 76,13% производимых у себя овощей и 67,89% - фруктов, казались не столь существенными. Взятые вместе они обеспечивали всего 2,68% общего экспорта страны. И даже тот факт, что Россия покупала до половины (46,3%) литовской промышленной продукции - тоже выглядел бледно в виду незначительности общего объема её выпуска в Литве, что в штуках, что в тоннах, что в деньгах. Как, впрочем, в Латвии и Эстонии тоже.

Собственное производство в постсоветский период не являлось сильной стороной ни одного из прибалтийских «тигров». В реальности жили они, как говорится, не с промышленности, а с дороги. После отделения от СССР им даром достались порты, через которые проходил грузооборот объемом примерно в 100 млн. тонн, за перевалку которого Россия платила до $1 млрд. ежегодно, что равнялось 4,25% суммарного ВВП Литвы, Латвии и Эстонии за 1998 год.

По мере восстановления российской экономики, экспорт России тоже рос, а вместе с ним увеличивался и объем перевалки в прибалтийских портах. По итогам 2014 года этот показатель достиг 144,8 млн. т., в том числе: порт Рига - 41,1 млн.т.; Клайпеда - 36,4 млн. т.; Таллин - 28,3 млн. т.; Вентспилс - 26,2 млн. т. Только один российский либеральный «Кузбассразрезуголь» своим покупателям через Прибалтику отгружал больше 4,5 млн. т. угля в год.

Особенно показательна картина с прибалтийской монополией на транспортировку нефти. Советский Союз в свое время построил на побережье мощный по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс и протянул туда единственный в регионе транспортный трубопровод. При «обретении независимости» всё это хозяйство бесплатно досталось Латвии.

Так в 1990-е годы она получила трубу, через которую бывший «оккупант» перекачивал более 30 млн. т. нефти и нефтепродуктов в год. Если учесть, что логистика обходилась примерно в $0,7 за баррель, а баррелей в тонне 7,33, то по самым скромным прикидкам «за проезд» латышам каждый год набегало по $153,93 млн. Причем, этот их «заработок» увеличивался по мере роста российского нефтяного экспорта.

Пока российские либералы гнобили страну за слишком сырьевую структуру экономики, к 2009 году общий объем зарубежных поставок российской нефти достиг 246 млн. т., из которых через прибалтийские порты в год проходило 140 млн. т. В «транспортных деньгах» это больше $1,14 млрд. Они все, конечно, латышам не доставались, часть грузооборота шла через Санкт-Петербург и порты Ленинградской области, но их развитие прибалты очень сильно тормозили всеми доступными способами. Видимо, не стоит специально объяснять - почему.

Вторым важным источником «дорожных денег» для прибалтийских портов стала перевалка морских контейнеров (TEU). Даже сейчас, когда в активную работу включены Санкт-Петербург, Калининград и Усть-Луга, на долю Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс) приходится 7,1% нашего контейнерного оборота (392,7 тыс. TEU), Литвы (Клайпеда) - 6,5% (359,4 тыс. TEU), Эстонии (Таллин) - 3,8% (208,8 тыс. TEU). В сумме эти лимитрофы за перевалку одного TEU берут от $180 до $230, что приносит им на троих около $177,7 млн. в год. Причем приведенные цифры отражают положение за 2014-й. Десять лет назад доля прибалтов в контейнерной логистике была примерно в три раза выше.

Кроме нефти, угля и контейнеров Балтийским морем Россия возит минеральные удобрения, которых только через Ригу в 2014 году было отгружено большее 1,71 млн. т., и прочей химии, как, например, жидкий аммиак, 1 млн. т. которого перекачал порт Вентспилс. До 5 млн. т. удобрений перегружались на корабли в Таллине. В целом можно с уверенностью сказать, что до 2004 года через Прибалтику проходило около 90% всего российского «морского» экспорта, обеспечивая «тиграм» не менее 18−19% их совокупного ВВП. Сюда следует прибавить еще железнодорожный транзит. Например, в 2006 году только одна Эстония принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки, что только таллинскому порту приносило около $117 млн. ежегодно!

Таким образом, в течение двадцати лет, в целом на круг, только за счет своего транзитного положения «на дороге», кстати, построенной «советскими оккупантами», Литва, Латвия и Эстония получали до 30% их ВВП.

Очень активно кричали на Россию и всячески провоцировали рост конфликтной базы между Россией и США-ЕС. Позволяли себе унижать и уничтожать русскоязычное население своих стран, предполагая, что им за это не придется никогда отвечать. Кстати, многие так думают. И ошибаются. Как бы не так.

Вместе с тем они еще имели рабочие места, налоговые поступления и возможность кичиться чрезвычайно высокими темпами собственного экономического роста, минимум в полтора раза обгонявшими российские. Причем это нисколько не мешало прибалтам заявлять о невероятно огромном российском долге перед ними за «разрушительную» советскую оккупацию. Им казалось, что альтернативы просто не существует и, значит, эта антироссийская халява за российский же счет (!) будет длиться вечно.

Построить «с чистого листа» новый порт вроде Риги стоит примерно четыре годовых ВВП Латвии. Специально подчеркиваю - четыре года вся страна, от младенцев до дряхлых стариков, должна не пить, не есть, ни на что больше копейки не тратить, только дружно пахать на строительство порта. Невероятность подобного сценария и создавала у прибалтийских геополитических мосек убеждение в их абсолютной безнаказанности. Позволявшей одновременно и на российские деньги претендовать, и в антироссийской политической и экономической вакханалии активно участвовать, а местами даже выступать ее инициатором.

Стоит ли удивляться, что у России подобное положение вещей - громкий лай мелких геополитических карликов - не вызывало понимания? Другое дело, что результат, из-за которого эстонская правительственная делегация на днях срочно рванула в Россию «договариваться», возник не вчера и не является следствием российских ответных продовольственных санкций.

Даже формальный повод - российское уведомление о переходе с 12 до 6 поездных пар в железнодорожных перевозках с Эстонией - является всего-навсего финальной точкой партии, начатой 15 июня 2000 года, когда Министерство транспорта РФ приступило к реализации проекта строительства порта в Усть-Луге. Хотя правильнее говорить о целой программе, предусматривавшей опережающее развитие всех российских портов на Балтике. Благодаря ей грузооборот Усть-Луги вырос с 0,8 млн. т. в 2004 году до 10,3 млн. т. в 2009 и 87,9 млн. т. в 2015. А по итогам 2014 года российские порты обеспечили уже 35,9% всего контейнерного оборота на Балтике, и эта цифра продолжает очень быстро увеличиваться.

Постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, ¾ экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов мы можем обеспечить собственными силами. Это к популярному у либералов вопросу о том, что «в этой отсталой стране-бензоколонке за десять лет ничего толком не построено».

Как выяснилось, - построено. Причем настолько много, что надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре практически отпала. По железнодорожным перевозкам - в пять раз. По контейнерным - в четыре. По объему генеральных грузов - в три. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля - на 36%, даже минеральных удобрений - на 3,4%, хотя по этому показателю они еще сохраняют высокую степень монополизации.Тем не менее, по большому счету, всё - халява кончилась. Теперь русофобы могут гулять на свои.

Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов в I квартале 2016 года (например, в Риге - на 13,8%, в Таллине - на 16,3%) играет роль последней соломинки, способной сломать хребет верблюду. Собственно, Эстония потому и засуетилась, что вдруг уяснила, что к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысяч придется сокращать на железной дороге, из которых, как минимум, 500 человек - в ближайшие 2−3 месяца.

Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны как в грузовом, так и в пассажирском сегментах.

Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тысяч человек, из которых 372 тысячи заняты в обслуживающем секторе, - это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики. Вот и побежали ублажать, покупать и всяческими иными способами замаливать грехи. Но, как говорится, поезд ушел. Сделав безоговорочную ставку на ЕС и США, ставку на уничтожение и унижение русских Прибалтики, ставку на унижение России, прибалтийские правящие элиты совершили стратегическую ошибку, которую уже невозможно исправить. Мы это долго будем помнить.

Несмотря на все политические коллизии, жизнь прибалтийской экономики все постсоветские годы обеспечивалась только благодаря одному - торговым отношениям с Россией. И Россия долго терпела, призывала, вразумляла, уговаривала прибалтийскую элиту, получая в ответ одни плевки. Наш русский имперский подход им представлялся слабостью. Полтора десятка лет прибалтийские «тигры» делали все, чтобы этот интерес уничтожить. Наконец их можно поздравить - они добились своей цели.

В ближайшие полтора года можно ожидать окончательного и прогрессирующего падения товарооборота, после чего экономика Прибалтики накроется медным тазом и вернется к тому, чем она была двести лет назад ‑ и станет глухим, бедным, нищим и никому не нужным краем. Причем выглядящим одинаково бесперспективно что из Брюсселя, что из Москвы, что из Вашингтона.

Вместе с этим можно биться об заклад - оттуда испарятся и американские танки и натовские истребители, так как оборонять эти глухие места станет тоже незачем. Потому и из НАТО их, скорее всего, в ближайшие пять лет тоже выставят. Чуда не будет. Халява закончилась. Россия не простит и не забудет того глумления, которое против России и русских позволяли себе подзаборные геополитические шавки.

  • Tags: ,