Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » Презентация методы социологического исследования анкетирование. Виды социологического исследования. Мониторинг. Специфика исследования

Презентация методы социологического исследования анкетирование. Виды социологического исследования. Мониторинг. Специфика исследования

Социологическое исследованиеСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ

МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ

1. ОПРОСНЫЙ
ИНТЕРВЬЮ
АНКЕТИРОВАНИЕ
2. НЕОПРОСНЫЙ
НАБЛЮДЕНИЕ
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
ЭКСПИРЕМЕНТ

Социологический опрос

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Метод
Достоинства
Недостатки
По почте
Может
проводиться
малой
группой исследователей. Низкая стоимость. Легкость организации. Отсутствует влияние со стороны интервьюера. Могут быть использованы
иллюстрации.
Возможна однобокость, обусловленная малым числом ответов. Невозможность
уточнить
вопросы.
Невозможность пояснений и объяснений. Низкое качество ответов на
открытые вопросы.
По телефону
Низкая стоимость. Полевые исследования
могутбытьзавершены
достаточно быстро. Пригоден для сбора
как фактических данных, так и
данных, характеризующих вопросы
отношений.
Централизованный
контроль.
Ограничен респондентами, имеющими телефон. Не могут быть показаны вопросник и иллюстрации.
Трудно поддерживать интерес более
15-20
минут.
Трудно
задавать
сложныевопросы.
Личное интервью
Глубина опроса. Возможность демонстрировать продукт. Возможность
приковывать внимание респондента в
течение долгого времени. Возможность
слушать живую речь.
Высокая стоимость. Сложно проверить степень влияния интервьюера
на респондентов. Интервью может
быть прервано. Требуется большая
команда интервьюеров.

Интервью - это метод получения
необходимой информации путем
непосредственной
целенаправленной беседы.

ИНТЕРВЬЮ

ФОРМАЛИЗОВАННОЕ(СТАНДАРТИ
ЗОВАННОЕ)
ПОЛУФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ПОЛУ
СТАНДАРТИЗОВАННОЕ)
НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ОТКРЫТО
Е, НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ)
ИНТЕРВЬЮ

Строение интервью

СТРОЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
ВСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Как провести интервью?

КАК ПРОВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ?
СПЛАНИРОВАТЬ ПРОЦЕСС:
Подготовить набор тем для обсуждения
Выстроить последовательность
При необходимости уточнить подтемы, декомпозировать
Зафиксировать основные вопросы
При необходимости, подготовить уточняющие вопросы
ПРОВЕСТИ, НЕ ЗАБЫВАЯ ПРО ПРОТОКОЛ(видео, диктофон, записи в
блокноте)
ОБРАБОТАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРОВЕДЕНИЕ

Вводная фаза
–Представление
–Цели интервью
–Разогрев
Побуждающая фаза
–Обозначение проблем
«Тело» интервью
–Вопросы в порядке, определенном планом
Закрывающая фаза
–Суммирование полученной информации
–Уточнение покрытия («всели обговорили?»СОВЕТЫ
Избегать намеков на оценку(не «нравит
ся ли вам этотэкран», а «что вы думаете
об этом экране»).
Быть готовым объяснить каждый вопрос.
Быть свободным от допущений и
предположений.
Фокусировать человека на
его личном опыте.
Почаще спрашивать «почему»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Методы сбора первичных данных Опрос Анализ документов Наблюдение Эксперимент Анкетирование Качественный анализ Невключен ное Контролируемый Интервьюиро вание Количествен ныйанализ (контент-анализ) Включенное Неконтролируемый В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет две основные разновидности

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Анкета - это размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Респонденты при этом рассматриваются в качестве объекта исследования.

5 слайд

Описание слайда:

Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

6 слайд

Описание слайда:

Виды анкетирования Показатель Виды анкет Количествоопрашиваемых Сплошное анкетирование Выборочное анкетирование Способ общения исследователя с респондентом Личное анкетирование Заочное анкетирование В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборка. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное и заочное анкетирование. Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Личный опрос может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя.

7 слайд

Описание слайда:

Способы вручения анкет респондентам Почтовое анкетирование сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте Прессовое анкетирование - это вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту.

8 слайд

Описание слайда:

Построение анкеты. Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую («паспортичку»). Вводная часть представляет собой обращение к респондентам с указанием названия учреждения, проводящего исследование, задач исследования, роли респондента в решении поставленных задач, заверения в полной анонимности ответов респондента, способа возврата заполненных анкет и правил заполнения анкеты. Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые используются для решения поставленных в исследовании задач. Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих социальную характеристику респондента, пол, возраст, образование, род занятий, спортивную квалификацию и т.д.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Открытые вопросы Предполагают ответ в свободной форме, например: «Назовите вид спорта, которым вы хотели бы заниматься» Недостатки: 1. возможность ответов, не имеющих прямого отношения к теме; 2. вероятность пространных ответов; 3. сложность последующей обработки таких свободных ответов. Предполагают ответ в свободной форме, например: «Назовите вид спорта, которым вы хотели бы заниматься» К недостаткам открытых вопросов относятся: во-первых, возможность ответов, не имеющих прямого отношения к теме; во-вторых, вероятность пространных ответов; в-третьих, сложность последующей обработки таких свободных ответов. В связи с этим не рекомендуется в анкете использовать большое количество открытых вопросов.

12 слайд

Описание слайда:

Закрытые вопросы предполагают варианты ответов и предоставляют респондентам возможность выбора одного или нескольких возможных ответов. Простейшим видом закрытого вопроса является «да-нет»-вопрос.

13 слайд

Описание слайда:

Закрытые вопросы Альтернативный вопрос Альтернативный вопрос отличается уравновешенностью формулировки. На такой вопрос можно выбрать лишь один вариант ответа. Например: « Как часто Вы посещаете стадион?» Очень часто (каждый день) Часто (2-3 раза в наделю) Не очень часто (3 - 4 раза в месяц) Редко (1 - 2 раза в месяц) Очень редко (еще реже) Никогда. Альтернативный вопрос отличается от «да-нет»-вопроса такой важной характеристикой, как уравновешенность формулировки. Уравновешенность альтернатив в формулировке вопроса делает смещение ответов гораздо меньшим, и предлагаемые варианты ответов носят взаимоисключающий характер. На такой вопрос можно выбрать лишь один вариант ответа. Например: « Как часто Вы посещаете стадион?» Очень часто (каждый день) Часто (2-3 раза в наделю) Не очень часто (3 - 4 раза в месяц) Редко (1 - 2 раза в месяц) Очень редко (еще реже) Никогда.

14 слайд

Описание слайда:

Закрытые вопросы Вопрос-меню Респонденту предлагается право выбора нескольких ответов. Например: «Что Вас привлекает в тренерской работе? (отметьте не более трех ответов): общение с людьми; процесс передачи знаний; разнообразие деятельности; отсутствие регламентированного рабочего дня; эмоциональность, творчество; возможность подготовить высококвалифицированного спорт­смена; возможность профессионального роста; хороший заработок; частые поездки на соревнования и сборы; длительный отпуск и т.д.» Другой разновидностью закрытых вопросов является вопрос-меню, в котором респонденту предлагается право выбора нескольких ответов (количество выбранных ответов обязательно оговаривается). Например: «Что Вас привлекает в тренерской работе? (отметь­те не более трех ответов): общение с людьми; процесс передачи знаний; разнообразие деятельности; отсутствие регламентированного рабочего дня; эмоциональность, творчество; возможность подготовить высококвалифицированного спорт­смена; возможность профессионального роста; хороший заработок; частые поездки на соревнования и сборы; длительный отпуск и т.д.»

15 слайд

Описание слайда:

Полузакрытые вопросы Вопросы в перечне ответов к которым есть позиции «другое» или «что еще». Например: «Есть ли у Вас спортивный инвентарь? (подчеркните)» велосипед; гантели; обруч; эспандер; туристическое снаряжение; лыжи; коньки; ракетки (теннисные, бадминтонные); лодка; что еще?

16 слайд

Описание слайда:

Косвенные вопросы Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности. Например: «Некоторые спортсмены считают, что объем физической подготовки должен быть сведен до минимума. А как думаете Вы?» Или «Согласны ли Вы с утверждением, что...?»

17 слайд

Описание слайда:

Содержательные вопросы Это все основные вопросы анкеты, направленные на сбор информации о содержании исследуемого объекта. Среди них выделяют вопросы: 1.О фактах; 2. О вопросы о мнениях; 3. Об установках и мотивах поведения; 4. Вопросы о знаниях. Содержательными являются все основные вопросы анкеты, направленные на сбор информации о содержании исследуемого объекта. Среди них выделяют вопросы о фактах, вопросы о мнениях, установках, мотивах поведения и вопросы о знаниях.

18 слайд

Описание слайда:

Контрольные вопросы Их назначение - проверка достоверности данных, в случае когда возникает необходимость в проверке искренности ответов респондентов. Например: Сначала можно спросить респондента, насколько он доволен своей работой. Через несколько вопросов задается первый контрольный вопрос: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?», затем второй: «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?» Сопоставление ответов на эти вопросы дает информацию об искренности опрашиваемого. В случае противоречия в ответах такие результаты бракуются либо подлежат дополнительному изучению с целью получения адекватной информации. К контрольным вопросам исследователь прибегает тогда, когда возникает необходимость в проверке искренности ответов респондентов. Их назначение - проверка достоверности данных Например, сначала можно спросить респондента, на­сколько он доволен своей работой. Через несколько вопросов за­дается первый контрольный вопрос: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?», затем второй: «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на пре­жнее место работы?» Сопоставление ответов на эти вопросы дает информацию об искренности опрашиваемого. В случае противо­речия в ответах такие результаты бракуются либо подлежат до­полнительному изучению с целью получения адекватной инфор­мации.

19 слайд

Описание слайда:

Функционально-психологические вопросы Используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия установок, возникающих у респондентов. Например: «После работы Вы возвращае­тесь домой. Дома Вас ждут жена и дети. Любите ли Вы находиться у себя дома?» После такого вопроса интерес к семье со стороны исследователя вполне обоснован, вопросы не вызывают неудовольствия и опрашиваемый охотно отвечает на них. Функционально-психологические вопросы используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а так­же для снятия установок, возникающих у респондентов. Например: «После работы Вы возвращае­тесь домой. Дома Вас ждут жена и дети. Любите ли Вы находиться у себя дома?» После такого вопроса интерес к семье со стороны исследователя вполне обоснован, вопросы не вызывают неудоволь­ствия и опрашиваемый охотно отвечает на них.

21 слайд

Описание слайда:

Требования к анкете 1.Время заполнения анкеты 45±10 минут. 2. Вопросы должны быть сформулированы просто и понятно. 3. Количество вопросов от 30 до 40. 4. Внешний вид анкеты должен быть аккуратным. 5. Анкету нужно отпечатать на хорошей бумаге, четким, достаточно крупным шрифтом. 6. Тексты вопросов и ответов должны иметь разный шрифт. 7. При необходимости вопрос должен содержать пояснения при использовании терминов или слов, имеющих двойной смысл, а также пояснения по технике заполнения. 8. При печати или наборе текста анкеты нельзя допускать разрыва вопроса (т. е. переносить его со страницы на страницу). 9. Необходимо помнить, что смысловые и контрольные вопросы нельзя ставить в анкете рядом и они должны быть сформулированы так, чтобы респонденту не навязывалось мнение социолога. 10. Формулировка вопросов не должна задевать самолюбия респондентов и вызывать у них отрицательные эмоции. Время заполнения анкеты зависит от сложности вопросов и их количества. При возможности необходимо добиваться того, чтобы вопросы были сформулированы просто и понятно. Количество вопросов тоже должно быть в пределах разумного. Практика показывает, что время заполнения анкеты должно быть в пределах 45±10 минут. Необходимо также отметить, что внешний вид анкеты должен быть аккуратным. Анкету нужно отпечатать на хорошей бумаге, четким, достаточно крупным шрифтом. Тексты вопросов и ответов должны иметь разный шрифт. При необходимости вопрос должен содержать пояснения при использовании терминов или слов, имеющих двойной смысл, а также пояснения по технике заполнения. При печати или наборе текста анкеты нельзя допускать разрыва вопроса (т. е. переносить его со страницы на страницу). Это затрудняет восприятие респондентом его целостности, что приводит к смещению ответов. Необходимо помнить, что смысловые и контрольные вопросы нельзя ставить в анкете рядом и они должны быть сформулированы так, чтобы респонденту не навязывалось мнение социолога. Формулировка вопросов не должна задевать самолюбия респондентов и вызывать у них отрицательные эмоции. Окончательный вердикт качеству всей анкеты выносит пилотажное исследование, в процессе которого вскрываются все недочеты анкеты. Одним из верных показателей непригодности анкеты является большая доля не ответивших или затруднившихся с ответом.

22 слайд

Описание слайда:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Метод наблюдения Социометрический метод Подготовила: Студентка 4 курса 3 гр. Порядина Светлана

Наблюдение в социологии - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.

Виды наблюдения Неструктурированное наблюдение (иногда его называют неконтролируемым) обычно не имеет четкого плана. В ходе такого наблюдения не определяются элементы изучаемого объекта, редко ставится проблема единиц измерения, их качества, высока доля избыточной информации. Надежда возлагается в основном на интуицию наблюдателя, целью которого является получение ᴨервичной информации об объекте. Т ипично для случаев, когда социологу не ясна общая ситуация, не определены показатели, не разработаны документы исследования.

Структурированное (контролируемое) наблюдение предполагает: - разработку системы документов и показателей, характеризующих выделенные для наблюдения элементы объекта; - наличие разработанного плана; - анализ установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта. Контролируемое наблюдение служит основным методом сбора ᴨервичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяются основные гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов.

Невключенное наблюдение (иногда его называют внешним) ведет исследователь, находящийся вне объекта и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий. При включенном наблюдении социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с работниками, может даже вмешиваться в события.

Различия полевых и лабораторных исследований связаны с разницей в условиях осуществления наблюдений. Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде. Лабораторное же исследование искусственно организуется социологом, который создает эксᴨериментальную ситуацию, моделирует ее внешние условия. систематические и случайные наблюдения различаются ᴨериодичностью и сᴨецификой цели исследований. Первые позволяют выявить именно динамику изучаемых процессов.

Основные этапы наблюдения: установление объекта и предмета наблюдения; определение его целей и задач; получение соответствующих решений, установление контактов; выбор способа и вида наблюдения, определение основных процедур; подготовка технических средств и документов; сбор информации (непосредственное наблюдение), накопление информации; фиксация результатов (краткая запись, заполнение карточек регистрации данных, протокола наблюдения, дневника, техническая запись); контроль наблюдения другими социологическими данными; отчет о наблюдении.

Позиция наблюдателя Уровень стандартизации процедур Требование к обстановке Регламент времени Использование технических средств Социальный уровень объекта Не вступает в общение с членами группы Запрограммированный - с регистрацией признаков в сᴨециальных карточках Лабораторное – с за-данными параметрами наблюдаемой ситуации Систематическое - с заданной регулярностью регистрации признаков Аудио-визуальные - кино, фото, ТВ, радио Общности, группы (региональные, этические, функциональные) “Частник” - частично вступает в общение Частично стандартизированный - с использованием протоколов или дневников Лабораторно-полевое - с отдельными ограничениями наблюдаемой ситуации Эпизодический - с незаданной регулярностью регистрации Регистраторы, размножители Коллективы, институциональные группы Полностью включается в действия группы Неконтролируемый - с дневниковой записью Полевое - естественное наблюдение Случайный - не предусмотренная программой фиксация Компьютеры Малые, не институциональные группы Включается инкогнито Без использования технических средств -ручная обработка Личность “ Самонаблюдатель ” -регистрирует факты своих действий, состояний






























1 из 29

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Социологии выделяют три группы методов. Первая группа - общенаучные методы (анализ и синтез, восхождение от частного к общему, статистический и т. д.). Вторую группу часто называют общими подходами. Третью группу составляют методы конкретного социологического исследования. Методы социологии Метод определяется как способ, совокупность приемов изучения объекта. Его также определяют как технологический принцип изучения предмета.

№ слайда 3

Описание слайда:

Прикладное направление социологии Социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне социологи собирают многочисленные факты, сведения, мнения членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни..

№ слайда 4

Описание слайда:

Система понятий социологического исследования Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных. Инструментарий метода – совокупность исследовательской документации (вопросников, бланков, дневников наблюдателя и т. п.), обеспечивающих реализацию метода. Процедура метода – одна отдельно взятая операция реализации метода (например, заполнение дневника исследователя). Техника метода – специальные приемы, повышающие эффективность метода (разработки его инструментов и осуществления процедур). Технология метода – последовательность процедур и техник используемого метода. Методика социологического исследования – собирательное понятие, обобщающее все используемые в исследовании методы, их инструменты, процедуры, техники и технологии.

№ слайда 5

Описание слайда:

Структурные элементы СИ Цель исследования всегда должна быть ориентирована на результат, должна через реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы. Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Объектом исследования являются реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Предмет – это стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае. Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим социальный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения. Три типа гипотез: 1) на количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными); 2) на объяснение и на выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе); 3) прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).

№ слайда 6

Описание слайда:

Этапы социологического исследования 1.Концептуализация – определение цели исследования, Выдвижение гипотез, уточнение понятий и их операционализация. 2. Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки. 3. Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств. 4. Планирование – рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса. 5. Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, который лучше других подходит для целей и средств данного исследования. 6. Инструктаж – подготовка интервьюеров, кодировщиков и другого обслуживающего опрос персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.

№ слайда 7

Описание слайда:

7. Предварительное тестирование – опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов. 8. Опрос – в форме анкетирования или интервью – получение информации от участников выборки с применением пилотажного инструментария. 9. Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) - проверка корректности применения методики опрашивающими, а так же контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов от опроса и т.д.). 10. Контрольная проверка – проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом, и все ли из них возвратили анкеты. 11. Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму. 12. Обработка – подготовка данных для анализа. 13. Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов. 14. Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.

№ слайда 8

Описание слайда:

Программа социологического исследования – это стратегический документ исследования, представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений. Состоит из двух частей: методологической: включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; методической– определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.

№ слайда 9

Описание слайда:

Элементами программы являются: определение проблемы и темы исследования; формулирование его цели и задач; теоретический анализ проблемы; выдвижение гипотез; выбор принципиального плана исследования; определение объекта, типа выборки; разработка методики сбора материала; создание техники сбора данных; поиск способа обработки материала; составление рабочего плана.

№ слайда 10

Описание слайда:

Требования к программе исследования эксплицитность программы - все положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными; логическая последовательность всех элементов программы - нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования; гибкость программы - отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. В рабочем плане исследования намечаются: этапы и сроки проведения работы, обосновывается численность сотрудников, фиксируются исполнители, составляется смета расходов, определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов исследования четко определить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что с точки зрения социологов может быть реализовано точно, что предположительно или вовсе не удастся.

№ слайда 11

Описание слайда:

Типы социологического исследования Пилотажное исследование – пробное исследование, предназначено для проверки качества основного исследования, охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. Проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении, формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные.

№ слайда 12

Описание слайда:

Описательное исследование более сложное, так как по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление. Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа. Цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обусловливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.

№ слайда 13

Описание слайда:

В зависимости от того, изучается предмет в статике или в динамике, различают: -Точечное (разовое)- отражает моментальный срез характеристик объекта, -Повторные исследования бывают трендовыми, панельными и лонгитюдными. трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Быают: когортные (когда изучают определенную возрастную группу – когорту) и исторические (когда состав когорт меняется). панельное исследование – это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность – сохранение выборки от одного исследования до другого. люнгитюдным называется исследование если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса (развития в течение длительного времени) изучаемой совокупности, то это.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Процедуры выборки: 1) определение слоев и групп населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность); 2) определение численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности 3) определение правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора. Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку. При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования с применением либо случайных чисел, либо систематической выборки. Если выборочная совокупность слишком велика, проводится квотная выборка, предполагающая разбивку ее на страты по полу, возрасту, социальному классу, месту жительства.

№ слайда 16

Описание слайда:

Основные методы СИ Наблюдение Это метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрации с точки зрения целей и задач исследования. Наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах, концертах рок -группы и т.д.

№ слайда 17

Описание слайда:

Наблюдение применяется: -при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах, -когда действия индивидов и групп приобретают автоматизированный характер, -в экстремальных случаях для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации. Цели наблюдения: - может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. - с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. - способно служить в качестве средства проверки данных, полученных иными способами. Возможны два варианта данного метода: невключенное наблюдение, которое ведется \"со стороны\", включенное- осуществляемое при участии самого наблюдателя.

Описание слайда:

Два основных метода анализа документов Традиционный анализ – самостоятельный творческий процесс, который зависит от: 1)содержания и направленности самого документа; 2) условий, целей и задач проводимого исследования; 3) научной квалификации и таланта самого исследователя. Отсюда видно, что Традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа. Формализованный или контент- анализ. Этот вид анализа ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся традиционному интуитивному анализу. В его процессе в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Их классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ.

Описание слайда:

Опрос Это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части.

№ слайда 22

Описание слайда:

Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами. Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: Факты. В разряд фактов биографические сведения о респонденте, которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных. Знания. К разряду знаний относятся суждения опрашиваемого об окружающем мире, то есть, то, что человек знает о нем. Мнения. В разряде мнений находятся суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные предметы и события. Отношения. К отношениям причисляют сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений, людей. Поведенческие отчеты. Поведенческие отчеты – это утверждения опрашиваемых о том, как они поступают в том или ином случае.

Описание слайда:

Качество анкеты 1)формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке. 2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.

№ слайда 25

Описание слайда:

Метод интервьюирования В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего.

№ слайда 26

Описание слайда:

Три вида интервью Формализованное – означает строгую регламентацию общения интервьюера и респондента детально разработанным вопросником и инструкцией. Фокусированное – имеет своей целью сбор мнений оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы. Вопросы хотя и подготавливаются заранее, но могут задаваться в любой последовательности и в иной формулировке. Главное здесь – получить информацию по каждому вопросу. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного опросника или плана беседы, определяется только тема интервью. Информация, полученная таким образом, уникальна и обрабатывается не статистически, а с помощью традиционных методов анализа документов.

Описание слайда:

Метод экспертной оценки Применяется в ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект – носитель проблемы и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего исследователя предмета через один, два, пять и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной.

№ слайда 29

Описание слайда:

Социально- психологические методы метод независимых характеристик, используемый, например, в случае необходимости изучения скрытых явлений и процессов в воинском коллективе, когда знания о них принадлежат всем членам коллектива и в меньшей мере - должностным лицам. метод социометрии, изучающий структуру социальной группы (к примеру, трудового коллектива) с целью выявления в ней микрогрупп и лидеров на основе взаимооценок всех членов коллектива. методики изучения личности, с помощью которых исследуются личностные качества отдельных индивидов и членов коллектива в процессе их межличностного взаимодействия.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первое - программа исследования должна быть. Без программы исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях. Четвертое требование - гибкость программы. Отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. Нередко программа разрабатывается в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, примерной формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная программа

Слайд 8

Теоретическая часть программы

  • Слайд 9

    Проблема

    9 Проблема - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Энциклопедический словарь

    Слайд 10

    Слайд 11

    Формулировка проблемы

    1. Формулировка проблемы означает систематизацию знаний относительно данного фрагмента социальной реальности и по возможности более точное определение того, что именно неизвестно и установление чего могло бы существенно обогатить представления об изучаемом фрагменте. Источники научных проблем: а) противоречия реальной действительности; б) «белые пятна познания» (неизученность тех или иных социальных явлений, событий); в) «конфликт интерпретаций», когда социальные факты описываются и объясняются существенно по-разному, при чем каждая из научных позиций недостаточно убедительна.

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Определение объекта и предмета исследования

    2.Объектомможет быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предметом исследования выступают наиболее.значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования - это те параметры объекта, в которых наиболее рельефно проявляются социальные противоречия.

    Слайд 18

    Предмет и объект исследования

    18 Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие» С. И. Ожегов Пример: Влияние мирового финансового кризиса на процесс управления крупномасштабными проектами

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Определение цели и постановка задач исследования

    Исследование направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются в виде целей, определяющих для чего оно проводится и что надо получить в результате, а также задач реализации поставленных целей. Четкой постановкой целей исследования достигается: 1) Одновременная (осознанное или неосознанное) формулировка и гипотез о возможных решениях поставленной проблемы, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования, 2) Определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата. 3) Регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования. Это снимает: а) необоснованные обещания исполнителя; б) завышенные ожидания и необоснованные претензии заказчика.

    Слайд 23

    Задачи исследования - это содержательно-организационная детализация поставленных целей. Программные Дополнительные (основные и неосновные) (неосновные) Правила постановки задач: 1. Исследовательские задачи формулируются как конкретные установки, определяющие необходимую поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет: а) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное. 2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания. 3. Не допускать перемешивания целей и задач, основных и неосновных задач.

    Слайд 24

    Слайд 25

    Слайд 26

    Выработка гипотез

  • Слайд 27

    гипотеза

    Гипотеза - предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. 1. Это вероятностное знание. 2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное). 3. Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы. 4. Это знание содержит качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися. 5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки. ОСИ

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    Классификация гипотез:

    По задачам исследования: - основные - неосновные По содержанию: а) описательные (о существенных свойствах объекта): - структурные - функциональные б) объяснительные (предложения о значении факторов). в) гипотезы - следствия ОСИ

    Слайд 31

    Рабочая гипотеза

    31 Гипотеза - это предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Энциклопедический словарь Рабочая гипотеза определяет основное направление осуществления исследовательского проекта.

    Слайд 32

    Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование: когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний; когда для объяснения новых фактов непригодны общие имеющиеся знания. ОСИ

    Слайд 33

    24.11.2017 33 1. Гипотезы должны быть концептуально ясными, т.е. они должны четко очерчивать основной теоретико-прикладной замысел исследования. 2. Гипотезы должны быть принципиально проверяемыми. Предложение о всеобщем закате цивилизации или об отмирании моногамной формы брака не относятся к числу проверяемых. Чтобы социологическая гипотеза была проверяемой, все ключевые ее понятия должны иметь эмпирическую интерпретацию. 3.Гипотезы должны быть реально проверяемыми при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования. 4. Рабочая гипотеза должна быть специфицирована в том смысле, что в самой ее формулировке следует указать и способ ее проверки. С этой целью наряду с основной гипотезой следует сформулировать ряд гипотез - следствий, в которых будет четко указано, какой характер связи между такими то и такими фактами будет подтверждать или отвергать гипотезу Четкие, теоретически выверенные представления позволяют избегать ложных, спекулятивных и не допускающих решения гипотез, которых не избежать, если исследователь опирается на любые мыслительные предположения. СТРОЯ ГИПОТЕЗУ, ДУМАЙ ОДНОВРЕМЕННО И О ТОМ, КАК ПО НЕЙ СОБРАТЬ МАТЕРИАЛ И КАК ЕГО ОБРАБОТАТЬ.

    Слайд 34

    Интерпретация основных понятий

    опосредованное выявление интересующих исследователя сторон и свойств предмета изучения объяснение, оценивание и соотнесение интерпретируемого содержания с другими сходными данными

    Слайд 35

    Слайд 36

    Уточнение и интерпретация основных понятий

    24.11.2017 36 Механизм интерпретации Теоретическая интерпретация Эмпирическая интерпретация Операционализация Создание «образа» данного понятия, выявление его «зримых» проявлений в реальной действительности а) соотнесение специфических понятий с определенной теоретической системой; б) достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования; в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия. Выбор эмпирических показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операциональным уточнениям: какими конкретно методами и техническими приемами следует фиксировать выделенные свойства В ходе ЭИП происходит конкретизация теоретического понятия в различных аспектах проявления описываемого процесса по схеме ПОНЯТИЕ - ПОКАЗАТЕЛЬ - ИНДИКАТОР Построение так называемых индексов их составных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показателей, которые были выделены в предыдущей операции Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, т.е. определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.

    Слайд 37

    Слайд 38

    Слайд 39

    Слайд 40

    Слайд 41

    Пример интерпретации понятий

    24.11.2017 41 ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ» № п.п. 1. 2. 3. 4. 5. Показатели Отношение к труду Отношение к собственности Отношение к производству Отношения между работниками Отношение к управлению Переменные Развитие субъективных побудителей и практических усилий, направленных на самореализацию в труде. Субъективное восприятие. Реальное совпадение. Субъективное восприятие как источника благ, потребления. Фактическое трудовое поведение. Состояние групповой солидарности, социально-психологического микроклимата, состязательности. Субъективное восприятие служебно-деловых отношений, стиля управления. Индикаторы Мотивы, установки, стереотипы, удовлетворенность, инициативность, качество работы, дисциплинированность, заработок. Мое, наше, чужое. Понимание, оценки, установки, события Общение сопереживание, симпатии, общие ценностные ориентации, интересы, типы поведения. Одобрение, безразличие, осуждение. Принятие, непринятие. Оценки.

    Слайд 42

    Слайд 43

    Предварительный анализ объекта исследования

    Предварительное системно-комплексное описание предмета исследования есть целостное его воспроизведение в реальном пространстве-времени, охватывающее и факторы, влияющие на его функцию, направление и развитие. В результате происходит отбор эмпирического материала, который не может не быть изучен в данном исследовании. Системный анализ позволяет рассмотреть составляющие (элементы) предмета исследования, внутренние и внешние связи. Функциональный анализ позволяет выявить механизмы воздействия на изучаемые явления со стороны внешних связей и условий, Комплексный анализ позволяет осуществить междисциплинарный подход и объемно представить «образ» исследуемого социального явления.

    Слайд 44

    3. Процедурно-методический раздел программы Аннотация исследования

    24.11.2017 44 1. Определение исследования 1.1. Название исследования 1.2. Сроки проведения 1.3. Исполнитель (название, адрес, телефон организации, проводящей исследование) Руководитель и ответственный исполнитель исследования (ф. и. о., уч. степень, должность, место работы, адрес, телефон) 2. Тип исследования. 2. 1. Пилотажное (если доследование ограничилось пилотажем). 2. 2. Основное. 2. 3. Разовое. 2. 4. Продолжающееся (лонгитюдное). 2. 5. Сравнительное. 2. 6. Повторное (панельное, трендовое, когортное). 2. 7. Монографическое. 2. 8. Сплошное. 2. 9. Выборочное. 2. 10. Теоретическое. 2. 11. Теоретико-прикладное. 2. 12. Прикладное. 2. 13. Другое _____________________________________________________________ 3. Характеристика объекта исследования. 3. 1. Генеральная совокупность _____________________________________________ 3. 2. Социально-демографические характеристики генеральной совокупности ________ 3. 3. Объем генеральной совокупности

    Слайд 45

    Продолжение

    24.11.2017 45 3. 4. Единица наблюдения (нужное подчеркнуть) Индивид Семья Первичный коллектив Неформальная группа Предприятие, учреждение Населенный пункт Район, область, регион Другое________________________________________________________ 3.5. Общий объем выборки (указать численность единиц наблюдения) 3.6. Тип выборки (нужное подчеркнуть) Случайная Квотная Гнездовой отбор Другое________________________________________________________ Социально-демографическая характеристика выборочной совокупности 4. Характеристика методов исследования. 4.1. Методы сбора социологической информации в исследовании (нужное подчеркнуть) Анкета, заполняемая респондентом: - персонализированная - индивидуальная или групповая Почтовая анкета: - персонализированная - индивидуальная или групповая

    Слайд 46

    24.11.2017 46 Продолжение Стандартизованное интервью: - по месту жительства - по месту работы Свободное интервью: - по месте жительства - по месту работы Наблюдение структурированное Наблюдение неструктурированное Наблюдение включенное Наблюдение невключенное Самоотчет Самофотография Анализ дневников, писем и др. личных документов Анализ официальных документов Анализ статистики Анализ текстов средств массовой информации Опрос экспертов Тестирование: - самостоятельная процедура - в составе анкеты или интервью Социометрический опрос Социологический эксперимент Опрос с помощью специальных технических устройств Другие методы.

    Слайд 47

    Посмотреть все слайды

  •