Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » Нарушения речи у детей. Коррекционное занятие «Звуки - и буквы Ц-Ч Ребенок путает звуки д и т

Нарушения речи у детей. Коррекционное занятие «Звуки - и буквы Ц-Ч Ребенок путает звуки д и т


Замена букв в словах при письме

Путаница и замена одной буквы на другую при написании слов встречается довольно часто, причем не только у учеников младших классов. Некоторые замены стойко сохраняются на протяжении всей школьной жизни и даже позже. Ребенок может путать буквы по разным причинам. Чаще всего можно встретить следующие замены:

Несформированность зрительно-пространственных функций (при этом ребенок чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у, т-п, ш-щ, ж-х и пр.);

Несформированность фонематического слуха (ребенок путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т );

Отсутствие устойчивого образа буквы (ребенок путает низкочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё );

Несформированность кинестетического анализа (ребенок смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам: я-а, ю-у, ё-о ).

Работа по решению подобной проблемы в таком случае будет чисто коррекционной. Она и сводится к упражнениям, которые в первом случае будут рассчитаны на графическое различение букв, во втором случае - на фонетико-фонематическое различение, а в третьем и четвертом случаях - на создание ясного образа буквы и соотнесение его акустического образа с графическим.

Упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному сходству

Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные представления, насколько четко он различает понятия: право - лево, низ - верх, впереди - позади, больше - меньше, выше - ниже, шире - уже. Для этого мы предлагаем специальные игры.

"Потерянный объект"

Ведущий прячет какой-нибудь предмет (мягкую игрушку, шоколадку и пр.) и предлагает ребенку найти его. Поиски сопровождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой вперед и т. д.

"Исполнитель"

Ребенку даются различные предметы: карандаш, ручка, чашка, коробка, мелкие игрушки. На отдельных листках написаны задания, например: "положи карандаш справа от коробки", "посади куклу перед чашкой", "положи ручку слева от мишки" и т. д. Эти листки лежат перед ребенком "рубашкой" вверх. Он вслепую выбирает одно задание за другим и выполняет их. С собенным удовольствием задания выполняются, когда они смешные.

"Зеркальные рисунки"

Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен по горизонтали на два поля. Учитель на своем поле рисует какой-либо предмет, например домик с дверью, трубой и окном, или лодочку с парусом и флажком. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево, у лодочки парус развевается слева, а флажок - справа. Задача ребенка - воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. При этом ему дается инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали. Можно также прописывать и буквы.

После того как выяснилось, что ребенок различает основные пространственные понятия, ему можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями: написать букву "б" и нарисовать возле нее, например, бабушку с банкой, бегемота, березу и др. Чем выразительнее и смешнее будут картинки, тем лучше ребенок будет дифференцировать буквы. Если ребенок расположит на листе БаБушку выше, чем ДеДушку, он никогда не забудет, что у буквы "б" - хвостик вверх, а у буквы "д" - хвостик вниз. Если, например, ребенок путает буквы ш-и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке - тонкую иголку, и проговорите, что "ш" - шире, чем "и".

Напишите "волшебный" диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные - черточками. Например, слово "шуба" будет выглядеть так: ш - - - .

В другом варианте "волшебного" диктанта можно сначала обозначить все буквы черточками, а при повторной диктовке попросить ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например "д" написать синим, а "б" - красным.

Вырежьте с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки, слепите из пластилина, а затем предложите ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д.

Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке. Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш и он им выписывает буквы на потолке. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения - успех обеспечен.


Упражнения при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству

Все предложенные ниже упражнения должны следовать именно в этом порядке (услышали - произнесли - отличили - записали) и являться только базой для вашего творчества. Например, звонкие звуки можно прохлопывать, а глухие - протопывать, звонкие можно произносить высоким тоном и поднимать руку, а глухие - низким и опускать руку. Вообще чем больше жестов, телесных изображений и движений будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.

Учимся отличать оппозиционные (звонкие и глухие) согласные

Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса (шепотом), то этот звук - глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу. Очень хорошо будет, если все звуки выразительно охарактеризовать. Например, б-п - это "взрывные" звуки, при произнесении которых струя воздуха как бы "взрывает" губки, т-д - "толкающиеся" звуки, язычок пытается вытолкнуть передние верхние зубы, при произнесении звуков ч-ш язычок "катается с горки" и т. д.

После того как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих (звонкий - плюс голос, глухой - минус голос), готовим две карточки. На одной рисуем знак "+", соответственно это карточка, обозначающая звонкий звук; на второй - знак "-", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и глухих согласных звуков.

Делим лист на два столбика и предлагаем в левый столбик записать слова с начальными глухими звуками, а в правый - с начальными звонкими. Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание и предлагать слова со всеми парами звонких и глухих.

Заготовьте лист плотного картона, наклейте на него парами кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусочком материала напишите соответствующую букву и название материала. Например, б - бархат, п - пенопласт; д - дерматин, т - тесьма; в - вельвет, ф - фланель; г - глянцевая бумага, к - картон; ж - наЖдак, ш - шелк; з - зеркальце, с - ситец. Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки. Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами.

Упражнения при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико-артикуляционным свойствам

При смешении низкочастотных звуков и соответствующих им букв важна практика. Начать работу следует с формирования звукового образа. Для этого можно использовать все упражнения, которые предложены ниже.

При отработке конкретного проблемного звука и буквы читайте различные слова. Ребенок должен за вами повторить только те слова, которые начинаются на отрабатываемый звук.

После того как ребенок четко усвоил произношение, выполните следующее упражнение: ребенок называет звук, вы договариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получилось. Например:

Ю-ла; х-леб;
ю-бка; х-руст;
Ю-ля; х-одитъ;
Ю-рий; х-итростъ.

Прочитайте ребенку слова, в которых должны быть звуки "ц" или "ч", но читайте слова с пропуском звука, а на его месте можно стукнуть карандашом по столу или хлопнуть в ладоши. Ребенок должен записать слово в его правильном варианте. Например: мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок, отли(стук!)ник,мельни(стук!)а, (стук!)апля, у(стук!)астник.

Пишите "волшебные" диктанты по забавным текстам, предлагайте ребенку самому придумывать тексты с проблемными буквами. Например: "Ученица цапля мечтала стать отличницей. Но учитель-сыч считал, что она - озорница. Поэтому у цапли было часто печальное лицо, как будто она чистит луковицу. В четверг цапля выучила, как пишутся слова "цыпленок", "цыган", "акация", "мыльница", "чаща", и в пятницу получила отличную оценку".

Скороговорки и забавные выражения для проговаривания "непослушных" звуков и формирования кинестетического анализа

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Речка течет, печка печет,
молчун молчит, ворчун ворчит,
читатель читает, мечтатель мечтает,
чайка кричит, овчарка рычит.

В речке плещутся щучата,
Это щучкины ребята.

На тапках - заплатки.

Вредная ведьма варит варево.

Что шеф скажет о наших шалостях?

Швейцарский сыр.

Рукава великану великоваты.

Попугая не пугают,
Попугая не купают,
Попугая покупают!

У Потапа - потоп:
Протек потолок!

Гуляли по дороге
Гепарды и бульдоги,
По дороге бродил
Добрый бодрый крокодил.

В термометре - ртуть.

Охотнику неохота идти на охоту.

Грузный грузин грузит грузди.

В зоопарке обезьяны,
Дикобразы и фазаны.

Ковальо играет в полуфинале.

Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Предлагаем несколько скороговорок, большинство из которых придуманы нами и частично позаимствованы из книги И. Г. Сухина.

У Танечки - угощение для Анечки.

У сыночка Санечки - маленькие саночки.

Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.

Миша что-то шепчет Маше.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шапка и шубка - вот и весь Мишутка.

Саша на суше сушит суши.

У Сани нос в сметане.

Усатый Саня сел на сани.

Наша Даша лучше вашей.

Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля.

У Марины и Кристины - две красивые корзины,
В корзинах - картины.

Полинка и Маринка любят рвать малинку.

У Влада - брат, Влад брату рад.

У Никиты - моток ниток.

У Матвея - билет на балет.

У Тимки и Димки новые ботинки.

На корабле, кроме Ромки, Егор и Артемка.

У Егора в огороде - репа, редька, помидоры.

Кто прокатит Катю на катере?

Дина на льдине, а Динка на льдинке.

Сеня во сне сидит на сосне,
Сидит на сосне Сеня во сне.

Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.

У Митрофана - фортепьяно,
У Полины - пианино.

У фонтана - Ваня в кафтане.

Боря любит Любу, а Люба любит Борю.

У Тани - тайна, это Танина тайна.

Лора работала лаборанткой в лаборатории.

У Игната - ягнята.

Гена моргал, а Егор подмигивал.

Георгий - брат Григория,
Григорий - брат Георгия.

Люсины бусы носят гуси.
Испугали Люсю бабусины гуси.

Настя и Костя отправились в гости.

Полина и Лиля лепили из пластилина.

На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением.
Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения).

Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют.

Цели проекта:

  • Формирование фонематического слуха.
  • Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.
  • Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса.
  • Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
  • Задачи:

    • Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
    • Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять.
    • Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
    • Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

    В тетрадь включены задания по следующим направлениям:

    Фонетические
    - грамматические
    - орфографические
    - графические

    Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками:

  • Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).
  • Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).
  • Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение чистоговорок, слов).
  • Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба).
  • Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).
  • Дописывание недостающих букв (парных согласных).
  • Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (сады – сад). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.

    Согласно программе начальных классов по русскому языку проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями.

    Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится.

    

    В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов; и на словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи.

    На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения. В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой.

    Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

    В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило.

    Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки.

    Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.

    Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные».

    Дети часто путают в речи звуки Т - К, например, "тот" вместо "кот" или "татает" вместо "катает". Это делает речь детей мало понятной. Данный речевой материал поможет ребенку с помощью взрослого научиться слышать и различать эти звуки. Материал расположен по принципу "от простого к сложному": сначала звуки отрабатываются на материале слогов, затем слов, предложений и связных текстов.

    Скачать:
    Предварительный просмотр:

    Различаем звуки Т – К.

  • Повтори слоги.
  • ка – ка – та

    ка – та – ка

    та – та – ка

    та – ка – та

    ко– ко – то

    ко – то – ко

    то – то – ко

    то – ко – то

    ту – ку – ту

    ку – ту – ку

    ту – ту – ку

    ку – ку – ту

    ак – ак – ат

    ак – ат – ак

    ат – ат – ак

    ат – ак – ат

    ок – ок – от

    ок – от – ок

    от – от – ок

    от – ок – от

    ук – ук – ут

    ук – ут – ук

    ут – ут – ук

    ут – ук – ут

  • Повтори слова парами.
  • ком – том

    куб – тулуп

    кулон – талон

    тачка – качка

    комар – Тамара

    тумба – клумба

    кара – тара

    тонет – колос

    Коля – Толя

    копка – топка

    кочка – точка

    кучка – тучка

    качать – тачать

    так – как

    крюк – трюк

    тройка – кройка

    сад(т) – бак

    бук – пруд(т)

    совок – сонет

    самолет – бережок

    зонт – гонг(к)

    чайник – тонет

    пинцет – Бишкек

    фата – мука

    потоп – покос

    петух – пекут

    бетон – бекон

    вата – рука

    манка – манты

    окоп – утоп

    винтик – винтит

    валит – валик

  • Повтори слова.
  • т – к

    тапки, тачка, такси, тарелка, тыкать, точка, Тузик, молоток, моток, платок, веточка, сеточка, цветок, потолок, бутылка, монетка, тыква, толокно, таблетка, табак, танк, тачанка, ток, стакан, ступенька, ветка, нитка, плитка, пятак, напиток.

    к – т

    каток, ракета, кофта, капитан, Никита, конфеты, катание, катушка, комета, копыто, кроты, кипяток, карта, картон, каста, кусты, котлы, коты, картошка, котенок, Костик, короткий, каталась, кот, котёл, который, щекотали, коротышка, скот.

  • Слова со стечением.
  • Кто, ткань, ткач, ткачиха, нитка, кто-то, кто-нибудь, откинул, под(т)катил, под(т)кинул, чёткий, меткий, бесед(т)ка, коктейль, конфетка.

  • Повтори предложения.
  • Тоня пьёт молоко. Кот спит на кушетке. На столе лежат конфеты. Собака несет тапки. Катя каталась на санках. Тося каталась на самокате. На тарелке лежат конфетки. Никита надел кофту и кепку. Коты спрятались в кусты. На гряд(т)ке выросла тыква и картошка. Таня и Катя идут на каток. Ткач разрезал ткань. В кустах кто-то пискнул. Кто у кота котёнка отнял? Костик прыгнул через мостик. Марта на конверт наклеила марку. Ветер гудит, дождик дождит.

  • Повтори чистоговорки.
  • Та – ка – та – есть усищи у кота.

    Кан – тан – кан – на столе стоит стакан.

    Ток – кок – ток – у Ивана молоток.

    Ат – ак – ат – берём с собой самокат.

    Ты – кы – ты – сметану съели всю коты.

  • Повтори скороговорки.
  • Ткёт ткач ткани на платки Тане.

    Костя ходит в гости. В гости ходит Костя.

    Катает кот моток. Паук паутинку ткёт.

    Котик ниток клубок

    Укатил в уголок,

    Укатил в уголок,

    Котик ниток клубок.

  • Повтори стихотворение – диалог.
  • – Ты ходил куда?

    – Туда.

    – Видел ты кого?

    – Того.

    – Сметаны дал кому?

    – Тому.

    – Поиграл ты с кем?

    – С тем.

    – Говоришь о ком?

    – О том.

    – Кто же этот «тот»?

    – Кот, кот, кот!

  • Повтори загадки и отгадай их.
  • Кто у постели больного сидит?

    И как лечится, он всем говорит,

    Кто болен – он капли предложит принять,

    Тому, кто здоров, – разрешит погулять.

    (доктор)

    Скажи, кто так вкусно

    Готовит щи капустные?

    (повар)

    Куда мне угодно,

    Туда полечу,

    Там и заговорю.

    (эхо)

    Лоскуток на лоскутке –

    Зеленые заплатки,

    Целый день на животе

    Нежится на грядке.

    (капуста)

    Топили, сушили,

    Колотили, рвали,

    Крутили, ткали,

    На стол клали.

    (лён)

    Я капелька лета

    На тоненькой ножке.

    Плетут для меня

    Кузовки и лукошки.

    Кто любит меня,

    Тот и рад поклониться.

    А имя дала мне

    Родная землица.

    (земляника)

    Стоит в саду кудряшка –

    Белая рубашка,

    Сердечко золотое,

    Что это такое?

    (ромашка)

    Падают с ветки

    Золотые монетки

    (осенние листья)

    Все детки на ветках

    С рожденья в беретках.

    С деревьев упадут –

    Береток не найдут.

    (желуди)

    Кто не прядет, не ткет,

    А людей одевает.

    (баран)

    Стучат, стучат –

    Не велят скучать.

    Идут, идут,

    А все тут как тут.

    (часы)

    На ветках –

    Плотные комочки.

    В них дремлют

    Клейкие листочки.

    (почки)

    Одежды не шью,

    А ткань всегда тку.

    (паук)

  • Проговаривай стихотворения. Выучи их наизусть.
  • Молоток.

    Тук, тук,

    Молоток,

    Забей гвоздиков пяток.

    Тук, тук,

    Тук, тук, тук,

    И в подмётку

    И в каблук.

    В. Лифшиц

    Утята и котята.

    Возле речки пять утят

    В ряд на камешке сидят.

    В воду пять утят глядят,

    А купаться не хотят.

    Из-за камня пять котят

    За утятами следят.

    Видно, пять котят хотят

    Научить нырять утят.

    Р. Боробулин.

    11. Проговаривай за взрослым рассказ. Ответь на вопросы.

    Тётя Катя позвала в гости Тёму, Толика и Никиту. Это её племянники. Тётя Катя с утра готовит угощения. Она испекла вкусный торт, оладьи из тыквы и приготовила напиток из клубники. На стену тётя повесила красивую картину. Там нарисован закат. Кот Тошка тоже рад гостям. Он развалился на тахте и ждет угощений. Тёма, Толик и Никита будут играть с Тошкой в прятки.

    • Как звали тётю?
    • Как звали ее племянников?
    • Какие угощения приготовила тетя своим племянникам?
    • Что было нарисовано на картине?
    • С кем племянники будут играть в прятки?

    Схалтурили эти логопеды. Трудности в различии пары Д и Т, равно как и прочих пар оппозиционных согласных сигнализируют о проблемах с фонематическим слухом. Ну, и (или) со слухом в принципе.

    Здесь нужны не игры и сказки, а простые физические упражнения, ребенок дыханием, языком, движением и положением губ должен ощутить, как по-разному произносятся звонкие и глухие звуки. Описывать долго, нашла пример в сети:
    "Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса (шепотом), то этот звук - глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу. Очень хорошо будет, если все звуки выразительно охарактеризовать. Например, б-п - это "взрывные" звуки, при произнесении которых струя воздуха как бы "взрывает" губки, т-д - "толкающиеся" звуки, язычок пытается вытолкнуть передние верхние зубы, при произнесении звуков ч-ш язычок "катается с горки" и т. д.

    После того как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих (звонкий - плюс голос, глухой - минус голос), готовим две карточки. На одной рисуем знак "+", соответственно это карточка, обозначающая звонкий звук; на второй - знак "-", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и глухих согласных звуков.

    Делим лист на два столбика и предлагаем в левый столбик записать слова с начальными глухими звуками, а в правый - с начальными звонкими. Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание и предлагать слова со всеми парами звонких и глухих.

    Заготовьте лист плотного картона, наклейте на него парами кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусочком материала напишите соответствующую букву и название материала. Например, б - бархат, п - пенопласт; д - дерматин, т - тесьма; в - вельвет, ф - фланель; г - глянцевая бумага, к - картон; ж - наЖдак, ш - шелк; з - зеркальце, с - ситец. Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки. Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами."

    Скороговорки тоже отлично помогают. Так что вам действительно к _хорошему_логопеду или _очень_хорошему_нейропсихологу.

    В порядке ободрения могу сказать, что все описанное вам - это частые проблемы началки, и преимущественно проблемы ИМЕННО началки, с возрастом, даже если не заниматься специально, ситуация выправляется. Сколько бы изначально крови не попила:) 03.08.2012 20:34:05, тигр-мыгр

    1 0 -1 0

    Формирование той части мозга, которая отвечает за восприятие и воспроизведение речи, наиболее активно происходит в первые три года жизни ребенка. Если на этом этапе произойдет сбой, его нужно как можно быстрее откорректировать.

    Но определить нарушение речи достаточно сложно, поэтому нужно внимательно наблюдать за малюткой. Заметив какие-либо отклонения, обязательно проконсультируйтесь у врача. Возможно, доктор действительно выявит нарушение. В таком случае несколько занятий с логопедом помогут наладить речевое развитие.

    Чтобы не беспокоится самим и не волновать кроху, нужно знать в каких случаях проблема возрастная, а в каких понадобится вмешательство специалиста. Вот несколько основных нарушений:

    Ребенок путает звуки.

    В два года кроха неправильно произносит слова: меняет местами слоги, заменяет одни звуки другими. Не спешите сразу бежать к логопеду, для начала проведите небольшой тест. Сделайте так, чтобы малыш не видел ваших губ, и предложите ему повторять за вами уже знакомые слова. Не выбирайте те, которые начинаются с двух согласных, выберите что-нибудь полегче, например: кошка, собака…. Если ребенок с легкостью повторит их, вам не о чем беспокоиться.

    Систематические ошибки могут свидетельствовать о нарушении фонематического восприятия. Это значит, что кроха не различает похожие звуки и не может запомнить слова, которые трудно произносить. В таком случае логопед поможет решить эту проблему.

    Говорит в нос.

    Такое нарушение речи у ребенка должно насторожить родителей. Причина может быть в аденоидах. Но если ЛОР не выявил нарушений, значит, не согласована работа артикулярного аппарата и носоглотки. Выявить это легко. Такой звук получается, когда ребенок говорит и не дышит носом. Поднесите к его лицу зеркало и попросите что-нибудь сказать. Если поверхность зеркала помутнела только около рта, вам следует обратиться к специалисту.

    Растягивает гласную.

    Малыш нормально произносит первый звук слова, а гласную начинает тянуть. Это чем-то похоже на заикание. Если такое произношение появилось после стресса, немедленно обратитесь к врачу. Чем раньше начнется лечение, тем больше шансов избавиться от него навсегда.

    У малыша все в порядке, никаких стрессов и потрясений, а он говорит “нараспев”? Это может быть просто игрой, например, в садике кто-то из деток заикается, и кроха просто копирует его.

    Плохо произносит слова.

    При разговоре создается впечатление, что ребенок набрал в рот каши. Врачи называют это общим недоразвитием речи. Здесь главное вовремя заметить такое нарушение и начать лечение. Логопед поможет разработать артикулярные мышцы и скорректировать речь.

    Ребенок молчит.

    Когда малыш расстроен, он тихо плачет, радость проявляется простой улыбкой. Говорит очень редко и плохо повторяет за вами слова. Это может быть вызвано тем, что вы мало разговариваете с ребенком. Если это так, сейчас самое время исправиться.

    Начните комментировать все свои действия, рассказывать, куда вы пойдете, что увидите, с кем встретитесь. И следите, будут ли изменения. Лучше начать занятия с логопедом, в том случае, когда кроха продолжает молчать.

    Учтите, что занятия с логопедом проводятся без родителей. Если малыш уже ходит в садик, никакой проблемы нет, но если он воспитывается дома, ему будет непросто остаться наедине с незнакомым человеком. Поэтому подготовьте его заранее. Объясните ребенку, зачем это нужно, что сразу после занятия вы его заберете. Не запрещайте брать с собой любимую игрушку – это добавит малышу уверенности в себе и разрядит напряженную обстановку.