Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » А толстой жизнь и творчество презентации. Алексей Константинович Толстой. презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему. и проказы, сходившие ему с рук

А толстой жизнь и творчество презентации. Алексей Константинович Толстой. презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему. и проказы, сходившие ему с рук

Толстой Алексей Константинович, писатель, поэт, драматург, родился вТолстой Алексей Константинович, писатель, поэт, драматург, родился в 5 сентября сентября С материнской стороны происходил из рода Разумовских (прадед последний малороссийский гетман Кирилл Разумовский; дед министр народного просвещения при Александре I А. К. Разумовский). С материнской стороны происходил из рода Разумовских (прадед последний малороссийский гетман Кирилл Разумовский; дед министр народного просвещения при Александре I А. К. Разумовский). Отец граф К. П. Толстой, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и ее брата писателя Отец граф К. П. Толстой, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и ее брата писателя А. Перовского (А. Погорельский), поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого. А. Перовского (А. Погорельский), поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого.


Восьми лет А.К.Толстой, с матерью и Перовским, переехал в Петербург. При посредстве друга Перовского - Жуковского - мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязавшиеся ещё в детстве, продолжались в течение всей жизни.Восьми лет А.К.Толстой, с матерью и Перовским, переехал в Петербург. При посредстве друга Перовского - Жуковского - мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязавшиеся ещё в детстве, продолжались в течение всей жизни.


В 1826 году А.К.Толстой с матерью и дядею писателем Антонием Погорельским отправился в Германию. В памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Beймаре Гете и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства. В 1826 году А.К.Толстой с матерью и дядею писателем Антонием Погорельским отправился в Германию. В памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Beймаре Гете и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства.


Толстой получил блестящее домашнее образование.Толстой получил блестящее домашнее образование. В1834 г. он был зачислен в архив Министерства иностранных дел. В его обязанности входил разбор и описание древних документов.В1834 г. он был зачислен в архив Министерства иностранных дел. В его обязанности входил разбор и описание древних документов. Как "студент архива", он в 1836 году выдержал в Московском университете экзамен "по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета был зачислен в Московский архив министерства иностранных дел.Как "студент архива", он в 1836 году выдержал в Московском университете экзамен "по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета был зачислен в Московский архив министерства иностранных дел.


В 1837г. был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. В 1840г. возвратился в Россию и был назначен во II отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание камер –юнкера в канцелярии по законодательству.В 1840г. возвратился в Россию и был назначен во II отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание камер –юнкера в канцелярии по законодательству. В том же году умер его дядя Перовский, оставив ему все свое крупное состояние. Позднее А.К.Толстой дослужился до флигель – адъютанта. Он часто ездил заграницу, вел светскую жизнь.В том же году умер его дядя Перовский, оставив ему все свое крупное состояние. Позднее А.К.Толстой дослужился до флигель – адъютанта. Он часто ездил заграницу, вел светскую жизнь.


В конце 30-х начале 40-х Толстой написал на французском языке фантастические повести в стиле готического романа и романтической прозы «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет».В конце 30-х начале 40-х Толстой написал на французском языке фантастические повести в стиле готического романа и романтической прозы «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В1841г. под псевдонимом Краснорогский была напечатана повесть «Упырь». В это же время Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов; многие из них приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др.). В1841г. под псевдонимом Краснорогский была напечатана повесть «Упырь». В это же время Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов; многие из них приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др.).


Зимой года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.Зимой года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.


Истории их знакомства посвящено стихотворение "Средь шумного бала..." Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться, рассеяться. В светской толпе он сразу обратил на нее внимание.Истории их знакомства посвящено стихотворение "Средь шумного бала..." Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться, рассеяться. В светской толпе он сразу обратил на нее внимание. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бала- маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бала- маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений.


В 1854году русское образованное общество узнало новое имя – Козьма Прутков. А.К. Толстой вместе с своими двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми придумали образ Козьмы Пруткова, от имени которого выступали с литературными пародиями и сатирами.В 1854году русское образованное общество узнало новое имя – Козьма Прутков. А.К. Толстой вместе с своими двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми придумали образ Козьмы Пруткова, от имени которого выступали с литературными пародиями и сатирами. С 1854 стали появляться в Современнике лирические стихи Толстого и прутковские сатиры. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве писателя.С 1854 стали появляться в Современнике лирические стихи Толстого и прутковские сатиры. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве писателя.


В 1855 году, во время Крымской войны, Алексей Константинович Толстой хотел организовать особое добровольное ополчение, но это не удалось, и он поступил в число охотников так называемого "стрелкового полка Императорской фамилии". В 1855 году, во время Крымской войны, Алексей Константинович Толстой хотел организовать особое добровольное ополчение, но это не удалось, и он поступил в число охотников так называемого "стрелкового полка Императорской фамилии". Участия в военных действиях ему не пришлось принять, но он едва не умер от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка.Участия в военных действиях ему не пришлось принять, но он едва не умер от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка. Во время болезни ухаживала за ним жена полковника С. А. Миллер, на которой он позднее женился.Во время болезни ухаживала за ним жена полковника С. А. Миллер, на которой он позднее женился.


Александр II в день своей коронации назначил его флигель- адъютантом. Но службой Толстой тяготился, открыто выражал нежелание продолжать заниматься нелюбимым делом: "Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре".Александр II в день своей коронации назначил его флигель- адъютантом. Но службой Толстой тяготился, открыто выражал нежелание продолжать заниматься нелюбимым делом: "Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре".


Выйдя в 1861 в отставку, он жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губернии, изредка наезжая в столицы..Выйдя в 1861 в отставку, он жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губернии, изредка наезжая в столицы.. В 1867г. вышел первый сборник его стихотворений. В 1867г. вышел первый сборник его стихотворений. В 60-е им написаны роман Князь Серебряный, драматическая трилогия: Смерть Иоанна Грозного (1866), Царь Федор Иоаннович (1868) и Царь Борис (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир. В 60-е им написаны роман Князь Серебряный, драматическая трилогия: Смерть Иоанна Грозного (1866), Царь Федор Иоаннович (1868) и Царь Борис (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.


С средины 60-х гг. его некогда богатырское здоровье - он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок - пошатнулось. Жил он, поэтому, большею частью за границей, летом в разных курортах, зимою в Италии и Южной Франции, но подолгу живал также в своих русских имениях - Пустыньке (под Петербургом) и Красном Роге.


Последним произведением А.К. Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел.Последним произведением А.К. Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии.


Жанровое многообразие лирики А.К. Толстого Главным в лирике Толстой считал красоту и любовь, которые присутствуют в обыденной жизни. Стихи пронизаны тоской по прекрасному, грустью по неповторимой ценности земного, реальной человеческой любви - "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..." (1858), "В стране лучей, незримой нашим взорам" (1856), "Средь шумного бала, случайно..." (1851) и другие.Главным в лирике Толстой считал красоту и любовь, которые присутствуют в обыденной жизни. Стихи пронизаны тоской по прекрасному, грустью по неповторимой ценности земного, реальной человеческой любви - "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..." (1858), "В стране лучей, незримой нашим взорам" (1856), "Средь шумного бала, случайно..." (1851) и другие.


Историческая тема также волнует Толстого. В своих произведениях много внимания он уделяет эпохе древних Киева и Новгорода и эпохе Ивана Грозного. Это роман "Князь Серебряный", трагедия "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). Создавая свои идеалы, Толстой не заботится об исторической достоверности, прибегая к свободному домыслу, поэтому получались не столько картины истории, сколько красочные поэтические легенды. Одновременно с реально существовавшими лицами в былинах и балладах выступают герои преданий - Илья Муромец, Алеша Попович, Садко и другие.Историческая тема также волнует Толстого. В своих произведениях много внимания он уделяет эпохе древних Киева и Новгорода и эпохе Ивана Грозного. Это роман "Князь Серебряный", трагедия "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). Создавая свои идеалы, Толстой не заботится об исторической достоверности, прибегая к свободному домыслу, поэтому получались не столько картины истории, сколько красочные поэтические легенды. Одновременно с реально существовавшими лицами в былинах и балладах выступают герои преданий - Илья Муромец, Алеша Попович, Садко и другие. Все персонажи созданы по одному принципу, границы между историей и фольклором намеренно стерты.Все персонажи созданы по одному принципу, границы между историей и фольклором намеренно стерты.


Стиль А. К. Толстого отличается легкостью и ясностью, пластичностью. Очень часто он использовал народный песенный ритм, сочетание стиха и прозы. Благодаря мелодичности лирических стихов Толстого более половины их положено на музыку (романсы Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.).Стиль А. К. Толстого отличается легкостью и ясностью, пластичностью. Очень часто он использовал народный песенный ритм, сочетание стиха и прозы. Благодаря мелодичности лирических стихов Толстого более половины их положено на музыку (романсы Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.).

Слайд 1

Хранитель старины глубокой…
Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817- 10 октября 1875
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6» г. Мегион Мытник Валентина Гавриловна

Слайд 2

детство
Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге. Отец – граф Константин Петрович Толстой, брат художника Фёдора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать – Анна Алексеевна Перовская – происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, в своему брату А.А.Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского.
А.А.Толстая, копия с лаковой миниатюры
К.П.Толстой, копия с картины Михайлова

Слайд 3

детство
Антоний Погорельский
Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829). Там, среди южной украинской природы, в имениях матери, а затем её брата, Алексея Перовского, А.К.Толстой провёл своё детство, которое оставило у него одни только светлые воспоминания.

Слайд 4

детство
Александр II
К 1826 году мать и дядя перевезли мальчика в Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые тёплые отношения). С 1826 года Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В.Гёте. Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах воспитан-ника, отдавал их на суд В.А.Жуковскому и А.С.Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

Слайд 5

Смерть Иоанна Грозного"
Царь Иоанн Васильевич Грозный. В.М.Васнецов. 1897.
Широкое европейское признание Алексей Константинович Толстой получил благодаря созданию драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Царь Иван Грозный интересовал автора как апофеоз Российской государственности. Его безграничная власть над всеми русскими людьми, его деспотизм были глубоко антипатичны А.К.Толстому, ценившему свою свободу и свободу всех окружающих его людей. Страшен его царь Иван, мучающий других и самого себя.

Слайд 6

Острупился мой ум; Изныло сердце; руки неспособны Держать бразды; уж за грехи мои Господь послал поганым одоленье, Мне ж указал престол мой уступить Другому; Беззакония мои Песка морского паче: сыроядец – Мучитель – блудник – церкви оскорбитель – Долготерпенья Божьего пучину Последним я злодейством истощил!
Толстой размышляет о кровавом и необузданном царе не только в драматической трилогии, но и в романе «Князь Серебряный» и некоторых былинах – «Василий Шибанов» и др.
"Смерть Иоанна Грозного"

Слайд 7

"Царь Фёдор Иоаннович"
Трагедия в пяти действиях «Царь Фёдор Иоаннович» - центральная, главная и, может быть, лучшая во всей трилогии. Недаром она не сходит со сцен театров мира. Образ царя Фёдора – такого, каким написал его А.К.Толстой, притягивает к себе внимание и умы читателей, актёров и зрителей. Фёдор Иоаннович, сын грозного царя, мягок, добр и справедлив, но не обладает так называемым «государственным умом». Царь Фёдор жаждет мира и милости, любит и уважает и Бориса Годунова, и Ивана Петровича Шуйского, пытается их примирить, жить без горя и жестокости:
Довольно крови на Руси лилося При батюшке, Господь ему прости!

Слайд 8

"Царь Фёдор Иоаннович"
Однако расписывается в собственной политической немощи:
Хотел добра, Арина! Я хотел Всех согласить, всё сгладить – Боже, Боже! За что меня поставил Ты царём!
Роль царя Фёдора всегда вдохновляла талантливейших русских актёров. С постановки «Царя Фёдора» начал свою блистательную курьеру К.С.Станиславский и его Художественный театр. В наше время на сцене Малого театра роль Фёдора Иоанновича чудесно, трогательно играл Юрий Соломин. Созданный им образ стал событием в современной русской культуре.

Слайд 9

"Царь Борис Годунов"
Пьеса «Царь Борис Годунов» замыкает драматическую трилогию А.К.Толстого. Царь Борис стал государем по призванию. Будучи талантливым политическим деятелем, желавшим блага народу и Родине, он правил милостиво, мудро и дальновидно. Его девизом были слова:
Ведь зрелый муж не ожидает праздно, Чтоб чудо к небу подняло его!
Главная тема трилогии – трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире – власти человека над действительностью, над собственной участью. Русская история предстаёт как трагедия, лишь отчасти обусловленная нравственными изъянами царей: необузданным властолюбием Ивана, безволием и страхом перед ответственностью Фёдора, моральными компромиссами Бориса, идущего «окольными» путями к благой, по-видимому цели.

Слайд 10

"Царь Борис Годунов"
Сквозным, проходящим через всю трилогию, является образ Бориса Годунова, с ним связана мысль о неустранимом конфликте бездействия и действия, «прямого» и «окольного» путей, причём к трагическим итогам приводят и тот, и другой. Люди «прямого пути» не знают цели высшей, чем хранить свою честь, чем поступать по правде, и, лично безупречные, оказываются не способны реально повлиять на ход событий.
В последней части трилогии оказывается, что «путь к цели легче, чем то состояние, когда она достигнута. На пути средства оправдывались целью. Достигнутая цель не оправдала средств.

Слайд 11

"Тебя я увидел..."
Софья Андреевна Миллер
В январе 1851 года на одном из великосветских балов-маскарадов Алексей Константинович разговорился с юной, стройной дамой в маске. Он был ею очарован. Незнакомку звали Софья Андреевна Миллер. Умная, образованная, знавшая четырнадцать языков молодая женщина была несчастлива в браке. Вскоре после знакомства Алексей Константинович пишет Софье Андреевне:
«Клянусь тебе, как я поклялся бы перед Судилищем Господним, что люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми движениями, всеми страданиями и радостями моей души. Прими эту любовь, какая она есть, не ищи ей причины, не ищи ей названия, как врач ищет названия для болезни, не определяй ей места, не анализируй её. Бери её, какая она есть, бери, не вникая, я не могу дать тебе ничего лучшего, я дал тебе всё, что у меня было самого драгоценного, ничего лучшего у меня нет».

Слайд 12

"Тебя я увидел..."
Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдалённой свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моём сердце звучит.
В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь – Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь; И грустно я так засыпаю, И в грёзах неведомых сплю… Люблю ли тебя – я не знаю, Но кажется мне, что люблю! 1851

Слайд 13

Сочинения Козьмы Пруткова
В царствование Николая I на первый план государственной жизни выдвинулась новая фигура – крупный бюрократ, педантичный и безропотный исполнитель распоряжений, циркуляров, параграфов. Он думает лишь так, как разрешено. Бюрократы держат в руках не только государственную власть, они считают себя компетентными во всех областях, с апломбом судят о литературе, науке, искусстве. А.К.Толстой и его три двоюродных брата Жемчужниковы посмеивались над литературными вкусами и пристрастиями подобных чиновников.
Они сочиняли шуточные стихи и афоризмы, которые мог бы написать подобный чиновник. Так родился Козьма Прутков – «действительный статский советник, директор Пробирной палатки, кавалер и поэт». Его стихи и афоризмы порой просто глупы, порой пошлы, из них встаёт живой образ ограниченного бюрократа.

Слайд 14

Сочинения Козьмы Пруткова
Впрочем, познакомившись с ними, читатель поймёт, что порой в шутке есть доля правды. «Сочинения Козьмы Пруткова» вышли отдельной книгой в 1884 году.
Никто не обнимет необъятного. Начиная своё поприще, не теряй, о юноша! драгоценного времени! Бывает, что усердие превозмогает и рассудок. Трудись, как муравей, если хочешь быть уподоблен пчеле. Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, а не страдания!

Слайд 2

Алексей Константинович Толстой 24.08.1817 - 28.09.1875

Слайд 3

Родители

Слайд 4

Отец Граф Константин Петрович Толстой (брат известного художника- медальера Федора Толстого).

Слайд 5

Мать Красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв.

Слайд 6

Детство Раннее детство Алексей провел на Украине, в имении дяди. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу; путешествие по Италии 1831 г. он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II

Слайд 7

Юность В 1834 году Толстого определили "студентом" в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе. В 1843 году - придворное звание камер-юнкера.

Слайд 8

А.Толстой в юности, Худ. К.Брюллов А.К. Толстой в мундире офицера Стрелкового полка, 1855 г.

Слайд 9

ЛЮБОВЬ Зимой 1850/51 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урожденная Бахметева,1827-1892). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.

Слайд 10

Творчество Козьма́ Петрович Прутко́в - литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50-60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы, а также Пётр Ершов. Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство.

Слайд 11

Братья Жемчужниковы Алексей Жемчужников Владимир Жемчужников Александр Жемчужников

Слайд 12

Знаменитые цитаты Козьмы Пруткова. Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану. Зри в корень! Бди! Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную. Никто не обнимет необъятного. Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное! Лучше скажи мало, но хорошо. Если хочешь быть счастливым, будь им. Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый? Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна. Усердие всё превозмогает! Бывает, что усердие превозмогает и рассудок. Солнце светит днём, когда и так светло. … И поэтому нет ничего слюнявее и плюгавее русского безбожия и православия. Где начало того конца, которым оканчивается начало?

Слайд 13

Произведения Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863 году), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Автор проникновенной лирики, с ярко выраженным музыкальным началом, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). В 1898 году постановкой драмы А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский художественный театр.

1817 - 1875 Алексей Константинович Толстой

Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына. Будущий писатель воспиты-вался матерью и ее братом - писателем А. А. Перовским (псевдоним Антоний Погорельский). Анна Алексеевна Перовская, мать писателя

Алексей Алексеевич Перовский, дядя писателя Детские годы Толстого прошли в имениях матери, позже дяди на Северной Украине. Толстой получил блестящее домашнее образование. Восьми лет А.К.Толс-той с матерью и дя-дей переехал в Петербург.

При посредстве друга Перовского - В.А. Жу-ковского - мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии импера-тору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаре-вичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязав-шиеся ещё в детстве, продолжались в течение всей жизни.

В 1834 году Толстого определили « студен-том » в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе. В 1843 году - придворное звание камер-юнкера. Литературным творчеством Толстой, поощряемый своим дядей, занимался с раннего возраста. Писал стихи, фантастические повести, и уже его первая опубликованная под псевдонимом " Краснорогский " в 1841 повесть "Упырь" была замечена Белинским.

В 30–40-е годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. При этом Толстой никогда не забывал о том, что считает своим долгом «говорить во что бы то ни стало правду» (так он написал царю Александру II).

В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был признанным лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили извест-ность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно.

В 1840-е годы он начал работать над истори-ческим романом "Князь Серебряный", окончен-ным в 1861. В этот же период написал ряд баллад и лирических стихотворений, полу-чивших широкую из-вестность и впослед-ствии положенных на музыку русскими ком-позиторами.

В 1854 году русское образованное общество узнало новое имя – Козьма Прутков. А.К. Толстой вместе с своими двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчуж-никовыми придумали образ Козьмы Пруткова, от имени которого вы-ступали с литератур-ными пародиями и сатирами.

Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер - заведу-ющий егерями цар-ской охоты) давала писателю возмож-ность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвраще-нии из ссылки Т. Г. Шевченко, об Аксакове, Тургеневе). В 1861 он добился отставки ("Служба и искусство несовмес-тимы...", - написал он царю) и все свои силы и время стал отдавать литера- туре.

Уйдя в отставку, А.К. Толстой в 1860-1870-х годах много времени проводил в Европе (Италии, Германии, Анг-лии, Франции). Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. При жизни Толстого единственный сборник его стихотворений вышел в 1867 году.

Толстой подолгу жил также в своих русских имениях - Пустыньке (под Петербургом) и Красном Роге. С средины 60-х гг. его некогда богатырское здоровье - он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообраз-но зубцы вилок - пошатнулось. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Крас-ный Рог Черниговской губернии.

Особое место в твор-честве писателя зани-мала русская история. Толстой считал, что если бы не монголь-ское нашествие, Киев-ская Русь сумела бы превратиться в госу-дарство, превосходя-щее многие западные страны по своему развитию. Отсюда его интерес к ранней эпохе Руси (баллады «Илья Муро-мец », «Алеша Попо-вич », «Садко» и др.).

Вторая область интересов А. К. Толстого была связана с эпохой Московского царства, особенно временами Ивана Грозного. Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем москов-ским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись первым русским царем.

Баллада «Василий Шибанов» Баллада «Князь Михайло Репнин» Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие. – Почему Репнин не поднял свой кубок? – В чем он обвиняет Ивана Грозного? – О чем жалеет царь? – Какие черты баллады вы находите в этом произведении? – Какая история рассказана в балладе? – Назовите героев произведения. – Что мы узнаем о князе Курбском? – Что задумал Курбский в Литве? – Кто должен везти его послание Грозному в Москву? – Что ждет этого человека? Почему вы так думаете? – Каким показал царя Ивана Грозного Толстой?

А. К. Толстой, рисуя образы стремянного Шибанова и князя Репнина, хотел рас-крыть сущность истин-ной преданности и любви к Отечеству, она – не в бессловесной по-корности, а в осмыс-лении происходящего в стране и активном учас-тии в судьбе Родины, ВЫВОД: смелом выражении своей гражданской позиции. В жесткой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противо-стояние упрямых, чест-ных и доблестных лю-дей общей системе зла и насилия.