Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » Русские и украинские народы 17 век сообщение. Как новорожденная Украина в XVII веке искала свое место в Европе и что из этого вышло. Видео: История культуры Украины

Русские и украинские народы 17 век сообщение. Как новорожденная Украина в XVII веке искала свое место в Европе и что из этого вышло. Видео: История культуры Украины

Современная Украина занимает территории ряда княжеств, на которые распалась Киевская Русь в XII веке – Киевского, Волынского, Галицкого, Переяславского, Черниговского, Новгород-Северского, а также часть Дикого поля Половецкого.

Название "Украина" появляется в письменных источниках в конце XII века и применяется к окраинам ряда названных княжеств, граничащих с Диким полем. В XIV веке их земли входят в состав Великого княжества Литовского и также становятся «украйной» по отношению к нему (а после польско-литовской унии 1569 года – по отношению к Речи Посполитой). Летописи XV-XVI вв. знают «украйны» не только в нынешней Украине. Были, например, Рязанская Украйна, Псковская Украйна и др.

Длительное время слова "Украина", "украинец" имели не этническое, а чисто географическое значение. Православные жители Украины продолжали именовать себя русинами по меньшей мере до XVIII века, а в Западной Украине – до начала ХХ столетия. В договоре гетмана Выговского с Польшей от 1658 года, по которому Украина становилась самостоятельным государством в унии с Речью Посполитой, украинское государство официально названо «гетманство Русское Украинское».

В XIV же веке в Византии возник термин «Малая Русь», которым константинопольские патриархи обозначили для отличия от Московской митрополии новую митрополию с центром в Галиче, созданную для православных на землях нынешней Украины. Название "Малая Русь" употребляют время от времени в своём титуле последние независимые галицкие князья («короли Руси» или «Малой Руси»). Впоследствии противопоставление Малой и Великой Руси получило политическое обоснование: первая была под властью Польши и Литвы, а вторая – независимой. Однако пошли эти названия от того, что Малая Русь была историческим ядром Киевской Руси, а Великая Русь – территорией позднейшего расселения древнерусской народности (ср. в античности: Малая Греция – собственно Греция, Великая Греция – юг Италии и Сицилия).

Название "Малая Русь" (в Российской империи – Малороссия) для нынешней Украины было усвоено и царями. При этом сами жители Украины никогда себя малороссами не именовали. Это было определение, данное им российской администрацией. У них уживались два самоназвания – русины и украинцы (со временем предпочтение стали отдавать второму), хотя в XIX веке правительство активно насаждало мнение о том, что они – часть единого русского народа.

Было ещё одно название для части украинцев – черкасы. По поводу его происхождения существуют противоречивые гипотезы. Относилось оно не ко всем украинцам, а только к казакам. Первые сведения об украинских казаках относятся к концу XV века. Это были вольные люди, не подчинявшиеся господам и селившиеся на территориях Дикого поля. Черкасы совершали набеги на становища татар в степи, и сами порой подвергались нападению с их стороны. Но степная вольница манила в ряды казаков всё больше людей из поместий польских и литовских панов. Черкасами назывались не любые казаки, а только днепровские (тогда же были известны рязанские казаки, а в XVI веке – донские, терские и т.д.).

Украинская историография сделала казачество основой национального мифа. Однако на самом деле казакам долгое время было всё равно, кого грабить. Их нашествиям в XVI веке подвергались и Крымское ханство, и города Речи Посполитой, где жили православные украинцы. Только с начала XVII века в движении казаков против Речи Посполитой стали появляться проблески стремлений к независимости для всей Украины.

Казаки часто и охотно мирились с польскими королями, если те предоставляли им больше льгот. Основную массу польско-литовских войск, наводнивших Московское государство в Смутное время начала XVII века, составляли черкасы. Польша стремилась поставить казачество под свой контроль и включала часть казаков в т.н. реестр, которому платила жалованье за службу на границе с землями крымских татар. Большинство казаков при этом ставилось вне закона, что не останавливало желавших «казаковать» в независимой военной республике, основанной в Запорожской Сечи.

Богдан Хмельницкий, поднявший запорожцев в середине XVII столетия на освободительную войну, оказался не на высоте своей исторической задачи. Он больше рассчитывал на соглашение с королём, чем на украинское крестьянство, которое было готово выступить против польских панов, но так и не дождалось от казаков Хмельницкого поддержки. В результате Богдан не смог сохранить за собой большей части украинских земель и попросил покровительства у московского царя.

Различие в политических понятиях двух частей Руси выявилось сразу же, как только московское правительство взяло Хмельницкого (1653 г.) под свое начало. Казаки понимали союз с Москвой как двусторонний союз, при котором Украина не только сохраняет свои органы управления, финансы и войско, но и свободу внешних отношений, а Москва не вправе ставить на Украине своих наместников и воевод. Кроме того, казаки настаивали на том, чтобы царь лично присягнул в исполнении договора, как Хмельницкий присягнул царю.

Но бояре отвечали, что у них того не водится, чтобы царь кому-то клялся. Они рассматривали шаг Хмельницкого только как переход в подданство самодержцу, а оставленные Украине некоторые автономные права – как дарованную ей милость. Вслед за тем, пользуясь войною с Польшей, Москва назначила в главнейшие города Украины своих воевод, начавших творить суд и расправу, и разместила там гарнизоны. Это охладило рвение казаков к единоверной Москве. Уже сам Богдан Хмельницкий фактически отклонился от Москвы, завязав отношения с Швецией и Крымом против как Польши, так и России. При его преемниках измена части казацкой верхушки Москве стала явной.

На долгие годы Украина стала ареной борьбы России и Польши, а также самих казаков, поддерживавших ту или другую сторону. Это время получило в истории Украины название Руина. Наконец в 1667 году между Россией и Польшей было подписано перемирие, по которому Левобережная Украина и Киев отходили к России.

В эпоху Руины сотни тысяч людей бежали из Правобережной Украины на российский берег Днепра. Правобережная Украина, оставшаяся за Польшей, лишилась всякой тени автономии. По-иному обстояли дела в Левобережной Украине. Малороссийское гетманство было автономией в составе России до измены Мазепы в 1708 году. Там действовали свои законы и суд (в городах сохранялось самоуправление по магдебургскому праву), у гетманства была своя казна и ведомства. В мирное время цари не имели права посылать казаков служить за пределы Украины.

В 1727 году правительство князей Долгоруких при юном царе Петре II восстановило гетманство, но в 1737 году, в период бироновщины, оно снова было упразднено. Повторно гетманство было возрождено Елизаветой Петровной в 1750 году, а в 1764 году Екатерина II окончательно его ликвидировала.

Народ: русские

Территория расселения: средняя полоса России в основном, также Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Украина, Белорусь и все регионы России

Оседлое земледелие и скотоводство, ремесла на высоком уровне (например, изделия из дерева, деревянное строительство). Кухня с преобладанием мучных блюд, например, блинов, куличей, кулебяк. Садоводство

Религия: православие

Народ: татары

Территория расселения: Поволжье, Урал, Сибирь

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: скотоводство в полукочевой форме (особенно коневодство), ткацкое дело, ковроделие. Кухня из молочных и мясных блюд (кумыс, например).

Религия: ислам

Народ: башкиры

Территория расселения: Урал

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: полукочевое скотоводство, пчеловодство и лесное бортничество, (особенно оружейное дело, кузнечное, выделка войлока, ткацкое дело, производство ковров). Преобладала мясная кухня

Религия: ислам

Народ: чуваши, мордва

Территория расселения: Повольже, Приокье

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: земледельцы, выплавляли сталь, мастерство изготовления ножей.

Религия: язычники

Народ: украинцы

Территория расселения: Левобережная Украина (присоединена в 1654 году)

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: земледелие и оседлое скотоводство, ремесла на высоком уровне. Кухня с преобладанием мучных и овощных блюд (галушки, кулеш, борщ, узвар). Садоводство

Религия: православие

Народ: марийцы (черемисы)

Территория расселения: Поволжье, Приокье

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: пчеловоды, лесные собиратели (грибов и ягод), крестьяне

Религия: язычники

Народ: калмыки

Территория расселения: между реками Яиком и Волгой (стали подданными России в 1655)

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы

Религия: ислам, буддизм

Народ: буряты

Территория расселения: Забайкалье (присоединились в 17 веке)

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы. Кухня мясная. Из ремесел выделка овчин, кожи, войлока, кузнечное ремесло.

Религия: язычество, буддизм

Народ: удмурты

Территория расселения: Урал

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы, охотники, пчеловоды. Известны были ткацким искусством. Жили общинами родственников.

Религия: православные и язычники

Народ: карелы

Территория расселения: Карелия

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: охотники, рыбаки, лесорубы, земледельцы. Почти не использовали колесо.

Религия: православные и лютеране

Народ: кабардинцы, ногайцы, адыги, абазины, черкесы

Территория расселения: Северный Кавказ

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: скотоводство (овцы), горное собирательство (ягоды, орехи), ремесла. Кухня мясная и молочная

Религия: ислам

Народ: белорусы

Территория расселения: Белоруссия

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: крестьяне (оседлые), оседлое земледелие и скотоводство. Сбор ягод и грибов, заготовка березового и кленового сока. Садоводство

Религия: православие

Народ: якуты, эвенки, ханты и манси, эвены, чукчи, коряки, тунгусы, юкагиры и другие

Территория расселения: Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы (олени), таежные охотники, рыбаки, промысел пушнины, тюленей и моржовой кости. В основном жили в переносных сборных юртах, ярангах, чумах, реже в избушках.

Религия: язычники

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение археологических находок для изучения одежды древних эпох. Описание предметов одежды народностей Северного Кавказа: рубах, кафтанчиков, платья, теплой одежды, поясов, женских и девичьих головных уборов, шапочек, украшений. Покрой рукавов платья.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Характеристика Симбирско–Ульяновского фольклора. Особенности народов Среднего Поволжья. Специфика народных пословиц, загадок, смысл народных сказок. Знаменитые люди – собиратели фольклора в Симбирске. Былины, песни и сказки народов Среднего Поволжья.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2011

    Гостеприимство как наиболее яркая черта, присущая всем этническим группам, проживающим на территории Северного Кавказа, их священные традиции и особенности быта. Общая характеристика ингушей и чеченцев как самых распространенных этносов данного региона.

    презентация , добавлен 05.05.2014

    Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси - два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Украшения татарского народа, используемые в национальной одежде. Праздничная и ритуальная одежда татар. Одежда, обувь, головные уборы. Внутреннее убранство дома. Этикет гостеприимства у татар. Особенности формирования и колорит татарской одежды.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Вклад С. Броневского и И. Дебу в изучение этнографии народов Кавказа. Содержание свода материалов о горских и кочевых народах Кавказа, составленного по приказу императора Николая I. Сущность этнической консолидации, ассимиляции и межэтнической интеграции.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2013

    Женский чехол для трубки. Традиционное жилище тофаларов. Халат как наиболее распространенный вид летней верхней одежды. Одежда эвенков. Верования северных народов Сибири. Головные уборы мужчин у бурятов. Костюмы служителей культа бурят у шаманов.

    презентация , добавлен 04.05.2014

    Жилище восточных славян: техника постройки, планировка, интерьер, двор. Особенности одежды и обуви восточнославянских народов. Ремесло и земледелие, восточнославянские погребения. Сходства и различия материальной культуры восточнославянских народов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

В Восточной Европе расположено Украинское государство. Эта страна граничит с Белоруссией, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдавией и Россией. Имеет выход к Черному и Азовскому морям.

В древние времена нынешние украинцы назывались малороссы и русины. Украинская народность берет свое начало у восточных славян. Украинцы живут в основном на своих территориях. Но в некоторых странах все же можно встретить представителей этой народности: В России, США, Канаде и других государствах.

Полещуки, бойки, гуцулы, лемки - все эти этнографические группы относятся к украинской народности.

Народы, населяющие Украину


На сегодняшний день основным населением Украины являются сами украинцы и русские. Также на украинских территориях проживают белорусы, молдаване, татары, болгары, венгры, румыны и поляки.

Кроме этого, некоторые украинцы проживают на иностранных территориях: в Канаде, Казахстане, Молдавии, Румынии, Бразилии, Аргентине и Австралии.

Украинскую народность также составляют зарубежные русины - словаки, сербы, американцы и канадцы. Также на Украине проживает много гуцулов.

Современная Украина долгое время включала в себя славяноязычные и ираноязычные народы. Постепенно иранцы были выселены турками. Также некоторое время тут жили и германцы. Но дольше всех на украинских землях прожили греки, армяне и евреи.

В советские времена состав населения Украины несколько изменился - евреи, поляки, немцы, татары начали покидать территории Украины, и в это же время туда начал переезжать русский народ.

Этническая структура Украины менялась под воздействием как внешних, так и внутренних факторов - вероисповедание, различия в уровнях жизни, исторических событий и внешней политики.

Культура и быт Украины

Украинская жизнь полна красочности и религиозности. Туристы всегда восхищались красотами природы этих мест и характером народа.

Главной особенностью украинской народности является любовь к труду и сельскому хозяйству. Эта черта появилась еще в древние времена, ведь украинский народ всегда зависел от сельскохозяйственного года.

То, что во многих странах является традицией или обычаем, для украинцев обыденность и повседневность. Например, народные песнопения. Людям просто необходимо развлекать себя, работая на полях.

Если говорить о национальной одежде, то мужской наряд не сравнится в яркости и красоте с женским. Красивая сорочка с вышивкой подпоясывается поясом-кромкой. Поверх этого надевается бархатная или шелковая корсетка и вышитый фартук. Одежда украшается разноцветными лентами, придающими особую красочность наряду. Головной убор имеет особое значение - незамужние женщины носили цветочный венок, замужние - высокий очипок, прикрывающий волосы.

Мужской костюм выглядит намного проще женского: длинная рубаха, шаровары, безрукавка и длинный пояс.

Семья на Украине имеет большое значение. Поэтому украинцу соблюдают все правила бракосочетания и семейной жизни.

Традиции и обычаи в Украине

Украинцы всегда чтили и уважали традиции своих предков. И даже после принятия христианства, они смогли соединить свое прошлое с настоящим.

Говоря о религиозных традициях, стоит отметить Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и Ивана Купала.

Рождество на Украине начинается с празднования Святвечера 6 января. В этот день люди готовят кутю и узвар. А на Рождество каждая семья накрывает праздничный стол, переполненный мясными блюдами.

Одним из Рождественских обычаев являются колядки. Колядники ходят по домам и собирают подарки и гостинцы. Они распределяют между собой роли - береза, латковой, казначей, хлебоноша, звездарь, танцор и т.п.

Масленица является еще дохристианским праздником. Он проводится в честь окончания зимы и наступления теплых дней. Сегодня этот праздник проводится за неделю до Великого поста. Как правило, в эти дни люди готовят блины с различными начинками, угощают друг друга, сжигая чучело Зимы.

Пасхальный обычай - красить куриные яйца и печь куличи. Люди встречают друг друга словами: "Христос Воскрес!", а в ответ слышат: "Воистину воскрес!".

Праздник Троицы отмечается 3 дня. Зеленое воскресенье - это день, когда девушки проводят обряды гаданий. Считается, что в этот день предсказания сбываются. Клетчатый понедельник - день освящения полей от пожаров, града и неурожая. Третий день - Богодухов день. В этот день девушки проводят различные игры.

Праздник Ивана Купала славится своей мистикой. Говорят, что в этот день можно услышать разговоры нечисти. А если искупаться в источнике или выпить росы, то с человека смывается весь негатив.


Война России против шляхетской Польши и ее последствия

Могучее Российское государство выступило на защиту Украины, на которую продолжали посягать шляхетская Польша и султанская Турция. Русские ратные люди вместе с украинскими казаками начали борьбу с королевскими войсками.

Особенно ожесточенные бои произошли под Охматовом на Черкасщине. На протяжении трёх суток в январе 1655 г. при сильном морозе обложенные казаки и русские ратные люди сообща защищали лагерь. Их силы уже были на грани человеческих возможностей. Однако в решающий момент отряд И. Богуна вышел из Умани и с тыла атаковал врага. Объединенные русские и украинские войска нанесли сокрушительное поражение королевской армии, которая вместе с союзниками - отрядами крымского хана отступила за речку Буг.

Российское государство подало также руку помощи народу братской Белоруссии. Сюда направилось значительное войско, которое вместе с украинскими казацкими полками, возглавляемыми приказным (назначенным) гетманом Иваном Золотарёнко, освободило значительную часть белорусских земель. Власть польских и литовских феодалов была ликвидирована в районе Минска, Могилева, Гомеля, Полоцка.

Однако Российское государство не могло освободить все украинские и белорусские земли, поскольку началась война со Швецией, которая захватывала его северо-западные территории. На юге не прекращались грабительские нападения турецких и татарских феодалов. Усложнилось внутреннее положение на Украине.

27 июля 1657 г. в Чигирине умер гетман Богдан Хмельницкий. До последних дней своей жизни он настойчиво и последовательно проводил политику укрепления союза украинского народа с братским русским народом. Глубокой тоской отозвалась в сердце украинского народа смерть Хмельницкого. В песнях и думах, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение, народ воспевал гетмана как народного героя.

Длительная, изнурительная война между Россией и Речью Посполитой принесла большие потери - погибли тысячи людей, в развалинах лежали десятки городов и сел Украины. Экономика Польши оказалась также в расстроенном состоянии. Обе стороны начали переговоры, которые закончились в 1667 г.подписанием в селе Андрусове близ Смоленска договора о перемирии. Согласно условий Андрусовского договора России возвращались Смоленск и Северская земля. Все украинские земли вдоль левого берега Днепра и Киев с прилегающей территорией оставались в составе Российского государства, а Правобережная и Восточная Галичина оказались под гнетом шляхетской Польши. Территориальную расчлененность украинских земель подтвердили условия так называемого «Вечного мира» 1686 г.между Россией и Польшей.

Борьба народных масс Украины против агрессии турецких и татарских феодалов. Иван Сирко

В это время над украинским народом нависла угроза порабощения султанской Турцией и ее вассалом Крымским ханством. Ордынцы снова нападали на Украину, захватывали в плен тысячи людей. Крестьяне и казаки поднялись на борьбу с врагом. Особенно отличился в этой борьбе запорожский атаман Иван Сирко. Благодаря своим личным качествам он стал хорошо известен среди широких кругов казачества, принимал участие в освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. Следующий период его жизни тесно связан с Запорожской Сечью. Именно в эти годы И. Сирко завоевал большую популярность в народе как непримиримый враг польской шляхты и крымских орд, бесстрашный воин, талантливый военный руководитель. В 1663 г. его впервые избрали кошевым атаманом (это была очень влиятельная и авторитетная должность в Войске Запорожском). В последующие годы И. Сирко активно готовится к народной борьбе против польско-шляхетской и турецкой агрессии на украинские земли. Возглавляемые им отряды запорожцев осуществили ряд успешных походов на Правобережную Украину и Крымское ханство. Особенно удачен был поход 1667 г. на Крым, во время которого отряд казаков занял Кафу и другие города и освободил две тысячи невольников.

Летом 1672 г. турецкие и татарские войска вторглись на Украину. Захватив Подолию и часть Волыни, они двинулись на Восточную Галичину. Разрушения и смерть несли иноземные поработители. Российское государство снова протянуло руку помощи украинскому народу - русские войска и казацкие полки вступили на территорию Правобережья.

Однако султанская Турция не отказалась от своих захватнических планов. В. 1677 -1678 гг. многочисленные орды Турции и Крымского ханства дважды нападали на Чигирин, который мужественно обороняли русские ратные люди и украинские казаки. Понеся огромные потери, вражеские войска отступили за пределы Украины.

Борьба старшинских группировок за власть

Политическое положение украинских земель еще более усложнялось в связи с борьбой за власть старшинских группировок, которые часто ориентировались на иноземные государства. Уже после смерти Богдана Хмельницкого часть казацкой верхушки во главе с И. Выговским, который при помощи интриг и подкупов добился гетманской булавы, стремилась пересмотреть решение Переяславской рады, снова вернуть украинский народ в иноземное иго. Крестьянско-казацкие массы решительно выступили против этих планов. Небольшая группа сторонников Выговского осталась в полной изоляции, а сам гетман бежал в Польшу.

Однако положение на Украине оставалось сложным. Антинародную политику проводил Юрий Хмельницкий, младший сын великого гетмана. Присягнув русскому царю, он неоднократно переходил то на сторону Речи Посполитой, то султанской Турции. Вместе со своими новыми покровителями-завоевателями Ю. Хмельницкий сеял на украинских хушка. Так, левобережному гетману Ивану Самойловичу принадлежало значительное количество сел, мельниц, цеховых мастерских, многие рудни, предприятия по изготовлению полотна и селитры. Обогащалась как семья гетмана, так к его ближайшее окружение. Их земельные угодья увеличивались в основном за счет захвата крестьянских и казацких наделов. Возросло землевладение церкви и монастырей. Они превратились в настоящих феодалов, которые владели значительными имениями и тысячами крестьян. На Слободской Украине крупными землевладельцами стали семьи полковников Шидловского, Донца, Кондратьева. Охтырскому полковнику И. Перехресту принадлежало, например, 40 тысяч десятин земли.

Вместе с тем усиливалась зависимость крестьян от феодалов, увеличивались их повинности. В 50-60-е годы XVII в. отдельные категории крестьян Левобережной Украины часто отрабатывали уже барщину. Кроме того, они выполняли в пользу старшинской верхушки различные полевые работы, заготовляли дрова, ловили рыбу и т. д. Ухудшилось положение рядовых казаков. Старшина захватывала их земли и ограничивала личные права.

Ремесло, промыслы, торговля

Во второй половине XVII в. существенно оживилось промышленное развитие Левобережной и Слободской Украины. Среди ремесел наибольшее распространение получили ткачество, плотничество, кузнечное и сапожное дело и т. д. Большие прибыли казацкой старшине, монастырям и зажиточным крестьянам приносили промыслы. Во многих поместьях феодалов действовали винокуренные предприятия, производившие водку, «медовые», пивоваренные, а также солодовные (где из зерна производили солод) заводы.

Развивалось производство стекла - гутничество. Много предприятий по производству стеклянных изделий и аптечной посуды действовало на Черниговщине. Совершенствовалось также производство железа из болотных руд.

Оживлялась торговля. Особенно окрепли связи между Украиной и центральными районами Российского государства. Украинские земли стали органической частью всероссийского рынка,который формировался.

Украинское и русское купечество сбывало в городах и селах России скот, шерсть, воск, сало, а также селитру, стекло, сукно. С рынков центральных областей России на Украину завозили ткани, металлические изделия, рыбу. Большое значение в это время приобрела торговля солью, которую на Украину доставляли чумаки (преимущественно из Крыма).

Внутренняя торговля сосредоточивалась на ярмарках и базарах. Ярмарки, как правило, собирались два-три раза в год в Киеве, Чернигове, Нежине и других городах. Тут сбывали свои изделия не только местные ремесленники, но и купцы из разных районов страны. Купцы с Украины торговали также на рынках зарубежных стран Европы (особенно Балканского полуострова) и Ближнего Востока.

Города

На воссоединенной с Россией территории Украины ускорилось развитие городов. На Левобережье по переписи 1666 г. насчитывалось уже около 90 городов и местечек. Внутренней жизнью многих из них управляли магистраты, которые находились в руках зажиточной верхушки - крупных купцов, цехмейстеров и т. д. Однако по мере развития феодальных отношений и усиления власти казацкой старшины ряд городов лишился права на самоуправление.

Большие города (Киев, Нежин, Чернигов, Полтава) стали важными промышленными и торговыми центрами. В них возникали новые ремесленные специальности и цехи. Во второй половине XVII в. на Левобережной Украине существовало около 300 ремесленных специальностей.

Успехи в заселении земель Слободской Украины способствовали возникновению и здесь целого ряда городов, например, Острогожска (1652), Сум (1655), Харькова (1656). В 60-х годах на Слобожанщине существовало уже 57 городов и местечек. Города были крупными хозяйственными центрами. В Харькове, например, ежегодно изготовляли тысячи ковров; Сумы славились изделиями ткачей, гончаров, портных, кузнецов. На Слобожанщине города в административном отношении под-, чинялись царским воеводам и казацкой старшине.

Административное устройство

Украинские земли в составе Российского государства сохраняли определенную автономию в административном и военном устройстве. Здесь существовали органы и учреждения, возникшие еще в ходе освободительной войны. Вся территория Левобережной Украины и Слобожанщины делилась на полки, которые в свою очередь разделялись на сотни. Они были одновременно административными и военными единицами.

Высшая власть на Левобережье принадлежала гетману, который формально избирался на общевойсковой раде. В своей деятельности гетман опирался на генеральную старшину - обозного, судью, казначея, писаря, есаулов, бунчужного. Значительную власть на местах имели полковники и сотники. Старшинская верхушка, как правило, принадлежала к крупным феодалам, которые владели земельными угодьями и тысячами зависимых крестьян.

Традиционные органы самоуправления сохранялись и на Запорожье, но и там все должности захватила казацкая старшина. В основном от ее воли зависели и решения Коша - высшего органа в Запорожской Сечи, который ведал административными, судовыми, военными и финансовыми делами.

Царское правительство все дела, связанные с Украиной, решало через Малороссийский приказ, находившийся в Москве и действовавший в согласии с гетманско - старшинскими органами власти на Украине. Они сообща заботились об укреплении существовавшего феодального строя, подавляли антифеодальные выступления народных масс.

Правобережье и западно-украинские земли под гнетом иноземных захватчиков

Во второй половине XVII в. особенно усложнилось положение на Правобережной Украине. Ее территория стала ареной жестокой борьбы между отдельными украинскими гетманами, польско-шляхетскими, крымскими и турецкими феодалами. На протяжении нескольких десятилетий тут сменилось несколько гетманов, которые ориентировались либо на шляхетскую Польшу, либо на султанскую Турцию. Послушными ставленниками Речи Посполитой были Павел Тетеря и Николай Ханёнко, на Оттоманскую Порту (Османскую империю) ориентировался Петр Дорошенко.

Военные действия, продолжавшиеся между враждующими сторонами, принесли опустошительные разорения территории Правобережья. Сотни сел и городов были сожжены, тысячи людей уничтожены или вывезены в турецкое рабство. Зарастали сорняками плодородные поля, перестали действовать промышленные предприятия, прекратилась торговля. Особенно пострадала Подолия на протяжении почти двух десятилетий пребывавшая под властью султанской Турции. Только в конце века положение на Правобережье, а также западно-украинских земля стабилизировалось. Они окончательно попали под власть иноземных государств (Правобережье и Восточная Галичина принадлежали шляхетской Польше, Северная Буковина - Молдавскому княжеству, вассалу султанской Турции, Закарпатье - феодальной Венгрии). Народные массы не только терпели жестокое социальное угнетение, но и национально-религиозные притеснения. Снова усилилась феодальная эксплуатация крестьянства, барщина в большинстве районов достигала 4-5 дней в неделю. Кроме того, крепостные платили своему хозяину многочисленные натуральные и денежные налоги, отрабатывали, дополнительные повинности. Феодал являлся полновластным хозяином своего подданного: мог его, как угодно наказать, или даже убить.

Усилилось наступление католицизма и униатства. Крестьян-крепостных и городскую бедноту королевские власти заставляли принимать униатство. Мещанам-украинцам, как и раньше, разрешалось поселяться только на отдельных улицах, заниматься только определенными видами ремесла.

Иноземное господство тормозило экономическое развитие Правобережья и западно-украинских земель. Большинство городов захватили магнаты и шляхта, которые грабили жителей, заставляли их выполнять разные работы.

Антифеодальные движения на Левобережье, Слобожанщине и Запорожье

Угнетение народных масс казацкой старшиной было основной причиной обострения классовой борьбы. Ее формы оставались теми же, что и раньше: подача жалоб, отказ отрабатывать повинности, побеги и, наконец, вооруженные восстания.

Уже в конце 50-х годов XVII в. на Левобережье Украины и Запорожье резко обострились социальные противоречия. Восстания против гетмана Ивана Выговского и его приспешников в 1657 г. возглавил полтавский полковник Мартын Пушкарь. На помощь повстанцам прибыл также отряд запорожцев во главе с кошевым атаманом Яковом Барабашем. К восставшим присоединились тысячи крестьян, работных людей промыслов, ремесленников, городской бедноты. Только на Полтавщине сосредоточилось 20 тысяч восставшего люда. Неспокойно было и в других полках Левобережья, бурлило все Запорожье.

Перед угрозой потери гетманской булавы И. Выговский призвал себе на помощь войска крымского хана. Во второй половине мая 1658 г. повстанцы сумели потеснить и даже разгромить карателей. Но уже в начале июня крестьянско-казацкие отряды, окруженные верными гетману полками и ордынцами, были разгромлены. И. Выговский и крымский хан учинили дикую расправу над местным населением. Они дотла сожгли Полтаву и другие города, замучили тысячи людей. М. Пушкарь и Я. Барабаш погибли как герои. Но все-таки И. Выговский потерпел поражение и убежал в Польшу.

Несмотря на массовое насилие, антифеодальная борьба не прекращалась. В 1666 г. вспыхнуло крупное восстание в Переяславе, в котором участвовали местные казаки, жители окрестных сел и местечек. В последующие десятилетия наблюдалось дальнейшее усиление классовой борьбы. Уже в 1687 г. имело место выступление рядовых казаков Гадячского и Прилукского полков. Повстанцы убили полковника, есаула, судью и некоторых других старшин. В течение 80-х годов произошли массовые волнения казацкой бедноты на Запорожье и в отдельных полках Левобережья. Повстанцы громили имения старшины, физически уничтожали феодалов, мстили им за причиненные обиды.

Участие народных масс Украины в крестьянской войне 1667-1671 гг. под руководством Степана Разина

Яркой страницей совместной борьбы народов-братьев против царизма и феодальной эксплуатации явилась крестьянская война 7667-1671 гг.в России под руководством Степана Тимофеевича Разина, с основными событиями которой вы познакомились на уроках истории СССР. Из казацкого Дона пламя крестьянской войны вскоре перекинулось на другие районы Российского государства. Под влиянием этих событий усилилась антифеодальная борьба народных масс Украины. С Левобережья и Запорожья, Правобережья и Слобожанщины к войску Разина присоединились тысячи крестьян и рядовых казаков. Они приняли активное участие в крестьянской войне. Выходцы из Украины - Олекса Хромой, Ярема Дмитренко, Нестор Самбуленко даже возглавили отдельные большие отряды разинцев.

В воззваниях («прелестных письмах»), распространявшихся на Украине, Степан Разин призывал народ подниматься на борьбу против старшины, бояр, воевод. В сентябре 1670 г. вспыхнуло восстание в городе Острогожске (Слободская Украина). Его возглавил местный полковник Иван Дзиковский. С помощью отряда разинцев восставший люд расправился с царским воеводой. Управление городом перешло в руки казаков. Вскоре повстанцы овладели соседним. Ольшанском и рядом других городов Слобожанщины. На освобожденной территории крестьяне и рядовые казаки уничтожали воеводские и старшинские органы власти, создавали самоуправление.

Но повстанческие отряды были плохо организованы и вооружены, не имели единого плана действий. Воспользовавшись этим, царское правительство подавило крестьянскую войну (вспомните из истории СССР судьбу ее руководителя Степана Разина).

Усиление освободительной борьбы народных масс на Правобережье и западно-украинских землях. Семен Палий

Захватив Правобережье, польские магнаты и шляхта усиливали социальное и национальное угнетение трудящихся масс. Крестьяне и рядовые казаки не повиновались феодалам. В 1663 г. вспыхнуло восстание крестьянско-казацких масс Паволочского полка. Вскоре освободительное движение охватило всю территорию Правобережной Украины - на Киевщине действовали отряды атаманов Ивана Сербина и Дацка Васильевича, на Подолии - Василия Дрозденко. Только при помощи регулярных войск королевскому правительству и его ставленникам из украинских феодалов удалось расправиться с повстанцами. В 80-е годы XVII в. территория правобережного Поднепровья, которая в результате агрессивных нападений турецких и татарских захватчиков была существенно опустошена, начала интенсивно заселяться. Здесь возникло несколько казацких полков, со временем ставших заметной силой в борьбе против польско-шляхетского господства.

Видная роль в организации и формировании полков принадлежала Семену Филипповичу Гурко (Палию).Родом с Левобережной Украины, он некоторое время находился на Запорожье. Принимал активное участие в походах казаков против Крымского ханства и султанской Турции, проявлял личный героизм. Став фастовским полковником, Семен Палий со своими соратниками и ближайшими помощниками Самуилом Ивановичем (Самусем), Андреем Абазиным, Захаром Искрой возглавил освободительное движение на Правобережной Украине.

Казацкие полки освободили большую территорию Киевщины и Подолии. В руках повстанцев находились города-крепости Фастов, Корсунь, Брацлав, Богуслав. Семен Палий стремился воссоединить Правобережную Украину с Россией. В течение 80-90-х годов XVII в. он не раз обращался к царскому правительству с просьбой принять казацкие полки в состав Российского государства. Однако царское правительство, боясь осложнения отношений с шляхетской Польшей и султанской Турцией, предлагало С. Палию со своими полками сперва перейти в Запорожскую Сечь, а позже на Левобережную Украину.

Острая и напряженная антифеодальная борьба происходила на западно-украинских землях. В течение 50-70-х годов вспыхивали народные восстания в Долинском старостве, а через некоторое время в Дрогобычском и Жидачевском поветах в Прикарпатье. Но самой острой формой борьбы народных масс края оставалось движение опришков. Скрываясь в труднодоступных Карпатских горах, опришки совершали успешные нападения на польскую шляхту и католическое духовенство, нагоняли страх на местных богачей. Количество отрядов опришков из года в год увеличивалось, более организованными и смелыми становились их действия. В течение 70-х годов в Коломийском уезде действовал отряд прославленного опришковского вожака Бордюка, который на протяжении нескольких лет громил местную шляхту. Почти шесть лет продолжалась борьба народных мстителей Ивана Винника и Василия Глеба. Перепуганная шляхта оставляла свои имения и искала защиты за стенами городских крепостей.

Развитие культуры на Украине

Просвещение, научные знания и книгопечатание

Освобождение Украины из-под польско-шляхетского господства и воссоединение Украины с Россией оказало большое положительное влияние на развитие культуры украинского народа. Изменения, происшедшие в общественно-политической жизни края, содействовали быстрому развитию просвещения, литературы, искусства, отразились на духовном сближении двух братских народов. Как и раньше, основным центром просвещения на Украине являлся Киев. В городе действовал знаменитый Киевский коллегиум (с 1701 г.- Киевская академия). В нем было 8 классов, обучение в которых продолжалось 12 лет. В стенах этого учебного заведения студенты изучали разные языки, историю, философию, учились писать стихотворения, получали знания по географии, арифметике и другим предметам. Здесь работали такие известные ученые, как Лазарь Баранович, Иоаникий Галятовский, Иннокентий Гизель, Стефан Яворский и другие. Они внесли значительный вклад в развитие философии, исторических знаний, педагогики. На учебу в Киев приезжали юноши из России, Белоруссии, Молдавии, Сербии, Болгарии, Греции. В малочисленных сельских и городских начальных школах при церквях и монастырях детей казацкой старшины и духовенства, зажиточных казаков, крестьян и мещан учили читать, писать, считать, петь. Основными учебниками, по которым обучались ученики, были часослов и псалтырь. Использовались также «Букварь» Симеона Полоцкогои «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

На Правобережье и западно-украинских землях польско-шляхетские власти использовали иезуитские и униатские школы для духовного порабощения украинского народа. Этой же цели они стремились подчинить и открытый в 1661 г. Львовский университет.

Во второй половине XVII в. действовали старые, а также создавались новые типографии. Самые крупные из них работали при Киево-Печерском монастыре, в Новгород-Северском, Чернигове, Львове. Типографии, как правило, издавали правительственные документы, произведения известных писателей, школьные учебники.

Литература и устное народное творчество

Большую популярность приобрели новые полемические произведения. В первую очередь это «Разговор белоцерковский»и «Фундаменты» Иоаникия Галятовского, публицистическое произведение «Наветы»,работа «Новая мера старой веры» Лазаря Барановича. Их авторы выступали против католицизма и униатства, разоблачали антинародную деятельность папы римского. Развивались и другие жанры литературы: проповеди, описания жизни святых, повести и рассказы. Они имели преимущественно религиозную направленность. Но во многих произведениях отражалась и реальная жизнь. Писатели осуждали различные пороки общественного строя, прославляли борьбу украинского народа против иноземных угнетателей.

В конце XVII в. на Украине появился ряд исторических трудов. Наиболее значительными среди них были «Синопсис»неизвестного автора и «Хроника из летописцев стародавних» Феодосия Сафоновича. На их страницах была украинского народа с древнерусских времен и до второй половины XVII в.- изображены его связи с русским и белорусским народами, показана борьба против польско-шляхетских и турецких угнетателей. «Синопсис», по сути, был первым учебником по отечественной истории и пользовался большой популярностью среди широких слоев населения. События освободительной войны украинского народа освещались в летописи Самовидца, где высоко оценивается воссоединение Украины с Россией. Наряду со стихами на религиозную тематику появилась поэзия светского характера, в которой изображался человек, его внутренний мир.

Всенародная борьба против польско-шляхетских поработителей оставалась в центре внимания устного народного творчества. Это и думы, и песни, и острые сатирические произведения. Лучшие из них - «Козак Голота», «Загрустила Украина», «В Царьграде на рыночку», «Маруся Богуславка», «Побег из турецкой неволи»изображают настоящих богатырей-казаков и их сестер-пленниц. Во многих песнях и думах воспевались славные победы народа под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами, прославлялись Богдан Хмельницкий, Данила Нечай, Максим Кривонос, Иван Богун, Мартын Пушкарь, Нестор Морозенко и другие вожаки. Исторический эпос отражал ненависть к иноземным захватчикам, стремление украинского народа к единению с братским русским народом. Тема дружбы народов-братьев преобладала в преданиях, сказках, легендах.

Театр и музыка

Во второй половине XVII в. на Украине дальнейшее распространение получил кукольный театр-вертеп. Как правило, представления показывали во время ярмарок и базаров. Действующими лицами были герои любимых народных сказок, легенд, песен. Необыкновенную популярность у зрителей имел образ запорожца - защитника обездоленных масс.

В Киевском коллегиуме значительное развитие получил школьный театр. Студенты ставили спектакли на исторические и бытовые темы.

Издавна неотъемлемой частью духовной жизни украинского народа была музыка. Трудящиеся слагали исторические песни и думы, в которых рассказывали о своей тяжелой жизни, воспевали героическую борьбу против феодального гнета и иноземных поработителей. Распространяли песни странствующие казаки-бандуристы. Они часто и сами сочиняли песни и музыку.

Продолжала развиваться профессиональная музыка. В это время распространилось многоголосое пение без инструментального сопровождения. Значительная роль в развитии музыкального искусства принадлежала Николаю Дилецкому - украинскому композитору, автору «Грамматики музыкальной»(1677). Его жизнь и творчество связаны с Киевом, Москвой, Петербургом, Смоленском, Львовом, Вильно, Краковом. Дилецкий внес значительный вклад в укрепление русско-украинских связей в искусстве.

Архитектура и изобразительное искусство

В результате воссоединения Украины с Россией крепли творческие связи украинских и русских зодчих и художников. Ряд архитектурных ансамблей в Киеве, Чернигове, Новгороде - Северском возводили зодчие из России. Одновременно в Москве в застройке города принимали участие украинские мастера.

Во второй половине XVII в. в архитектуре и изобразительном искусстве Украины господствующее место окончательно заняло стилевое направление - барокко. Для него характерны пышность и изысканность форм, торжественность и монументальность.

В течение второй половины XVII в. были построены также известные памятники архитектуры как Преображенский собор в городе Изюме, Никольский собор в Киеве, Георгиевский собор Выдубицкого монастыря и другие.

Красивой художественной отделкой, совершенством форм и внутренним оформлением отличались дома казацкой верхушки, монастырские строения. Крестьяне и рядовые казаки жили в небольших курных мазанках с земляным полом и соломенной или камышовой крышей.

Реалистические черты все больше стали проникать в живопись. Центральное место на портретах и в иконописи занял человек - вполне земной со своими думами и переживаниями. В настенных росписях Киево-Печерской лавры появилась целая галерея портретных изображений общественных и политических деятелей, представителей духовенства и феодальной знати. Здесь, например, изображен в полный рост, дорогой одежде, шапке с орлиным пером и булавой в руке гетман Богдан Хмельницкий. Заметным явлением в искусстве того времени стало обращение художников к образу казака-бандуриста, который якобы воплощал героизм народа, его волю к победе, передавал самые сокровенные стремления трудовых масс.

Подлинным творцом духовных ценностей был народ. Умелые руки украинских крестьян и ремесленников создали непревзойденные образцы декоративного и прикладного искусства. Чудесные ковры, изделия кузнецов, гончаров, ткачей, редчайшие по красоте вышивки, кружева и художественное литье получили известность далеко за пределами Украины.