Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » Урок- практикум конфликты в межличностных отношениях. Конспект урока. Тема: Конфликты в межличностных отношениях Анализ урока конфликты в межличностных отношениях

Урок- практикум конфликты в межличностных отношениях. Конспект урока. Тема: Конфликты в межличностных отношениях Анализ урока конфликты в межличностных отношениях

Обществознание 6 класс

Урок 20

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают понятие конфликта, причины межличностных конфликтов, пути их разрешения, стадии конфликта.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, научатся сохранять достоинство в конфликте.

Методы и формы обучения:

Методы: технология формирования ууд, икт технология, технология проблемного диалога, кейс-технология, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный,

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План:

    Понятие «конфликт».

    Основные стадии (этапы) конфликта

    Виды конфликтов

    Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал для групповой работы, учебники.

Ход урока.

Дети демонстрирует сценку «Новенький» (выпуск №4 киножурнала «Ералаш»)

?Какая ситуация возникла между ребятами?

? Так какую тему мы сегодня изучим?

Правильно, Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

? Что будем изучать? Чего мы не знаем?

Подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

Просматривают сценку

Драка, ссора, конфликт

Конфликты

Записывают тему урока в тетради

Формулируют план урока:

Понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте

Актуализация знаний

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? что мы называем «общением»?

? какие средства общения вам известны?

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

При общении

Это взаимные деловые и дружеские отношения людей

Речь, невербальное общение

Конечно, могут

Изучение нового материала

Работа с одаренными детьми

(индивидуальное

домашнее задание поискового характера )

Работа с иллюстрацией

Работа с учебником

Физминутка

-?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов

Сверьте свои ответы со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради

А теперь ребята, я вам предлагаю послушать о том, что такое социальный конфликт

-?Ребята, как вы поняли, кого называют субъектами конфликта?

А теперь давайте, посмотрим внимательно на картину Федора Павловича Решетникова «Поймали нарушителя»1950 г.Федор Павлович Решетников вам знаком по картине «Опять двойка».

По каким признакам мы можем достоверно судить, что перед нами конфликт?

- Как ведут себя герои ?

Какие субъекты конфликта здесь изображены

(задание для одаренных детей)

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

Нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:

(Проецирует таблицу на слайде на экран)

По мере выступления групп проецируется эталон ответа на экран

Разногласия между людьми

Выписывают определение

Ответ учащихся о том, что такое социальный конфликт, субъекты конфликта

Учащиеся слушают

Участники конфликта

Один из мальчиков готовиться к драке

Нарушителю -скорее всего стыдно; кто-то пытается понять причину такого поведения мальчика, некоторые ребята продолжают работать

Свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом),посредники(люди, которые пытаются предотвратить конфликт)подстрекатели(те, кто подталкивают к конфликту)

Изучают схему

Ступени конфликта; - этапы конфликта

5 групп

Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

Чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.

Один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях.

Физминутку проводит один из учащихся:

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг к другу потянулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели

Первичное осмысление и закрепление

Настало время вспомнить нашу сценку в начале урока. Давайте попробуем разобрать ее на стадии.

Какова причина конфликта?

Каким было поведение участников?

Что послужило инцидентом?

Этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему?

Каков исход конфликта?

Демонстрирует фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая»

Внимательно посмотрите на экран, выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соотв. С таблицей с 76

Какова причина конфликта?

Каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

Каков вид данного конфликта?

Охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)

Р.н.с. “По щучьему веленью

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).

В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

Эмоциональное состояние, смысловой барьер

Приспособление

Неконструктивный, закончился дракой

Противоположные желания и интересы

Избегание

Неконструктивный

Прерывание конфликта

(Различия, связанные с положением в обществе)

эмоциональное состояние

различные представления о правилах или нормах поведения

Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее

поведение– приспособление

компромисс

сотрудничество

Домашнее задание

Для одаренных детей:

приложение

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

На слайде

Продолжи предложение:

Я так и не понял…

Мне стало понятно…

Больше всего понравилось…

Не понравилось…

активно работал

делал то, о чем просили

внимательно наблюдал за работой других

Таблица «Этапы конфликтной ситуации» (для презентации)

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер

    Осознание конфликта

противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам.

Поведение:

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.

    Проявление конфликтного поведения

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

    Углубление конфликта

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

    Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграция наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.

    Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».

Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

2. Осознание конфликта. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта: Сотрудничество, Компромисс, Приспособление и Избегание.

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении .

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.

инцидент.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.

3.Проявление конфликтного поведения. Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра

4.Углубление конфликта

4.Углубление конфликта . На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

5.Разрешение конфликта. Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию . Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.

Задания для подготовки к олимпиаде

1.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

2. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социальные кон­флик­ты и пути их разрешения». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов.

Задания для подготовки к олимпиаде

1.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

2. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социальные кон­флик­ты и пути их разрешения». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов.


Конфликтология – наука, изучающая содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов Конфликтология – наука, изучающая содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов Конфликт – противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон. Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.




ТИПЫ КОНФЛИКТОВ По степени остроты противоречий недовольство недовольство разногласие противоречие размолвка раздор разногласие противоречие размолвка раздор перебранка перебранка стычка стычка ссора ссора скандал скандал вражда вражда война война По проблемно-деятельностному типу управленческие управленческие педагогические педагогические экономические экономические политические политические творческие творческие


Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: целей, интересов, позиций; целей, интересов, позиций; мнений, взглядов, убеждений; мнений, взглядов, убеждений; личностных качеств; личностных качеств; межличностных отношений; межличностных отношений; знаний, умений, способностей; знаний, умений, способностей; функций управления; функций управления; средств, методов деятельности; средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; понимания: интерпретации информации; понимания: интерпретации информации; оценок и самооценок. оценок и самооценок.


Структура конфликта Конфликтная ситуация Конфликтная ситуация Объект конфликта Объект конфликта Участники конфликта Участники конфликта Инцидент Инцидент Стороны конфликта Условия протекания конфликта Образы конфликтных ситуаций Возможные действия участников конфликта Исход конфликтных действий




Поведение личности в конфликте Основные стили поведения Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте. Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте. Конкуренция (напористость), когда, прежде всего, защищаются свои интересы. Конкуренция (напористость), когда, прежде всего, защищаются свои интересы.


Основные стратегии взаимодействий в конфликте Стратегия Характеристика и анализ Избегание(уход) уклонение, как от кооперации, так и пренебрежение собственными интересами Конкуренция (соперничество) стремление добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других Приспособление пренебрежение собственными интересами ради других Сотрудничество стремление к интеграции интересов всех участников конфликта Компромисс соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок


Приведите в соответствие девиз и стиль поведения Девиз Стиль поведения 1.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него» А. Компромисс 2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть» Б. Сотрудничество 3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть» В. Избегание 4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что- то проиграть» Г. Приспособление 5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» Д. Конкуренция


Приведите в соответствие девиз и стиль поведения Девиз Стиль поведения 1.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него» В. Избегание 2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть» Д. Конкуренция 3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть» Г. Приспособление 4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что- то проиграть» А. Компромисс 5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» Б. Сотрудничество






Предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов 1. Предупреждение развития конфликтной ситуации на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии ее зарождения. 2. Здоровый нравственно-психологический климат. 3. Значимость личного примера руководителя фирмы, начальника отдела. 4. Сохранение национальной стабильности, профессиональной компетентности и уважение достоинства личности каждого сотрудника, партнера, клиента. 5. Устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника. 6. Недопущение при деловом общении спора. 7. Умение слушать собеседника. Пассивное выслушивание (невмешательство в разговор), активное выслушивание (уточнение слов говорящего собеседника). 8. Уважительная манера разговора.


Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций 1. Установить действительных участников конфликтной ситуации. 2. Изучить мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта. 3. Изучить существовавшие ранее до конфликтов ситуации межличностные отношения участников конфликта. 4. Определить истинную причину возникновения конфликта. 5. Изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта. 6. Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении. 7. Определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации.


Несколько правил разрешения конфликта: Конфликтуйте не спеша Конфликтуйте не спеша Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта. Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта. Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта. Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта. Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива. Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива. Не конфликтуйте по пустякам. Не конфликтуйте по пустякам.


Правила высоконравственного поведения и общения: Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Дайте людям ощутить свою значимость. Дайте людям ощутить свою значимость. Разрешая конфликт, четко определите свои цели. Разрешая конфликт, четко определите свои цели. Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает. Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.

Тема урока: Конфликты в межличностном общении.

Цели урока:

1. Образовательные:

Способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах:

Создать условия для понимания амбивалентности смысла конфликтов (положительный и отрицательный).

2. Воспитательные: создать условия для понимания учащимися собственного мнения, формирования активной жизненной позиции.

3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся

Тип урока – изучение нового материала.

Форма организации – фронтальная, работа в парах.

Методы обучения : проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия : конфликт, противоречие, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта, значение конфликта

Эпиграф:

В. Шекспир

I . Приветствие, проверка готовности к уроку.

Создание проблемной ситуации.

Сейчас вы увидите фрагмент фильма, который поможет вам сформулировать тему урока.

(Видео из фильма «Служебный роман»)

Итак, кто хочет назвать ситуацию? (спор, ссора, конфликт – возможны варианты). Между кем возникают конфликты (людьми, группами, личностями) – межличностные.

Значит, тема урока – «Конфликты в межличностном общении».

Давайте попробуем вместе определить цели на сегодняшний урок.

    дать определение конфликта;

    познакомиться со структурой конфликта, выявить причины его возникновения;

Выяснить положительные и отрицательные стороны конфликта.

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

Для того, чтобы изучать любые явления общественной жизни, прежде всего мы даем … (понятие) и рассматриваем… (структуру).

Попробуем вместе сформулировать, что же такое конфликт.

Какие ассоциации вызывает у вас понятие «конфликт»? (ссора, спор, неприязнь, противоречие, столкновение, борьба) – все записываем на доске, открываю недостающие . Если будут положительные ассоциации – запомните их, мы к ним еще вернемся.

Теперь подведем итог сказанному:

Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

Восприятие нового материала.

На доске рисунки с изображением различных конфликтов.

Кто участвует в конфликте? (люди, личности, группы) – субъекты или стороны конфликта.

Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).

В структуре конфликта мы также выделяем:

Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея);

Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания);

Позиции конфликтующих сторон;

Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей.

(фиксируем записи в учебных листах).

На слайде – изображения конфликтов, на партах – набор документов (лист №1). Проанализируйте материалы и сделайте вывод о причинах конфликтов.

(у доски сделать подписи к картинкам).

Причины конфликтов – это рассогласование:

Целей и интересов

Взглядов и убеждений

Личностных качеств

Понимания

Ожиданий, позиций.

А какие виды конфликтов выделяют ученые?

Слайд № 13. Работа с документами (лист №2). Один человек работает у доски на сопоставление рисунка и подписи.

Типы конфликтов:

Внутриличностные

Межличностные

Межгрупповые.

К какому типу можно отнести конфликт, с которого мы начали урок?

Значение конфликтов

Подумайте, можно ли в жизни вообще обойтись без конфликтов? (мнения учащихся).

Действительно, конфликт – естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нем есть как положительные, так и отрицательные стороны. Давайте определим их. Вспомните свои положительные ассоциации с понятием «конфликт».

Слайд № 18.

По словам Маргарет Фоллет, американского психолога, сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей, не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта нельзя избежать, его нужно использовать.

Подведение итогов.

Наш урок почти закончен. Нам осталось только сделать выводы. Итак, мы сегодня узнали:

1. Конфликт – это…

2. Причины конфликтов - …

3. Типы конфликтов - ….

4. Структура конфликта - ….

5. Неоднозначность (амбивалентность) конфликта заключается в ….

Рефлексия.

А теперь оценим сегодняшний урок. Перед вами есть листок с ромашкой с разноцветными лепестками. Пожалуйста, на белых лепестках напишите, что вы знали о конфликтах до урока, на голубых – что узнали нового, на желтых – где вы сможете применить полученные знания.

Я вижу, что урок был не только познавательным, но и практически полезным.

Благодарю вас за активность и сотрудничество и хочу оставить вам небольшой подарок – сертификат об участии в уроке, который вы можете поместить в свое портфолио. До свидания.

Конспект открытого урока в 10 «е» классе по теме

«Конфликты в межличностных отношениях»

Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Необходимые материалы: презентация (создана в программе Microsoft Power Point), фрагменты фильма «Ликвидация», демонстрирующих конфликтную ситуацию; дидактический материал для групповых заданий (разрезанные определения конфликта; конфликтные ситуации).

План урока:

    Понятие конфликта.

    Структура конфликта.

    Причины конфликтов.

    Типология конфликтов.

    Стили разрешения конфликта (работа в группах)

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие, проверка готовности к уроку

Добрый день. "Общение - это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить". Я рада, что мне сегодня предстоит окунуться в тайны общения вместе с вами.

II. Изучение нового материала.

1. Целеполагание урока.

А) Создание проблемной ситуации: А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, просмотрев видеофрагмент.

Б) Просмотр видеофрагмента из кинофильма "Большая перемена"

В) Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? (ссора, спор, конфликт…) Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об отношениях, конфликтах…) Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей.

Г) Слайд 1. И тема нашего урока… Конфликты в межличностных отношениях.

1. Понятие конфликта

2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

А) Какие ассоциации возникают у вас со словом "конфликт" (ссора, спор, драка, война, неприязнь, крик, слёзы…)?

Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

Б) Что же такое конфликт?

3. Восприятие нового учебного материала.

А) Слово "конфликт" происходит (слайд 4) от латинского conflictus - столкновение.

Вы убедились, что дать полное, исчерпывающее определение, которое отличало бы конфликт от других похожих явлений, непросто. С такими же трудностями столкнулись и учёные-конфликтологи.

Б) Как вы думаете, что за наука - конфликтология? (5 слайд) Правильно. Конфликтология - это наука о конфликтах и способах их разрешения.

В) Наиболее известными специалистами в области конфликтов являются Валентин Иванович Андреев, Наталья Владимировна Гришина, Борис Иосифович Хасан. Из зарубежных конфликтологов - Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр (слайд 6).

Г) Сейчас каждый из вас побывает в роли учёного-конфликтолога и попытается дать определение конфликта (Приложение 1 слайд 7).

Каждая группа в течение двух минут из разрезанных частей составит определение конфликта и предложит его другим.

    (Слайд 7) Конфликт - это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).

    (Слайд 8) Конфликт - это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).

    (Слайд 9) Конфликт - это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).

4. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

А) Сравните полученные определения. Есть ли у них что-то общее? (Слайд 10, противоречие, две стороны)

2. Структура конфликта

В) (слайд 11) Беседа по содержанию слайда.

5. Восприятие нового учебного материала.

А) Основные структурные элементы конфликта.

    Стороны конфликта - люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).

    Предмет конфликта - то, из-за чего он возникает (объект, идея).

    Образ конфликтной ситуации - отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания).

    Мотивы конфликта - внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины).

    Позиции конфликтующих сторон - то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).

Б) Зафиксируйте структуру конфликта в своих тетрадях

3. Причины конфликтов

6. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

А) В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).

Б) Упражнение "Копилка"

Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)

7. Восприятие нового учебного материала.

А (слайд 12) Причины конфликтов - это рассогласование:

    Целей, интересов.

    Взглядов, убеждений.

    Личностных качеств.

    Понимания информации.

    Ожиданий, позиций.

Б) Посмотрите, из перечисленных причин вы назвали… (взгляды, интересы, качества). Отметьте их в тетрадях.

4. Типология конфликтов

8. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

А) Какие типы и виды конфликтов выделяют учёные? На этот вопрос вы ответите после анализа предложенной вам ситуации (группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).

Ситуации:

    Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).

    Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: "Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти" (межличностный конфликт).

    Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).

Б) Так какие виды конфликтов выделяют учёные? (внутриличностные, межличностные и межгрупповые) (слайд 13)

9. Восприятие нового учебного материала:

А) По степени вовлечённости людей в конфликт:

    Внутриличностные

    Межличностные

    Межгрупповые

10. Первичное закрепление материала.

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма "

" (межличностный)

Б) (Слайд 14) По проблемно-деятельностному признаку:

    Педагогические

    Управленческие

    Производственные

    Творческие

    Политические

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма " В) (Слайд 15) По степени остроты противоречий:

    Недовольство

    Разногласие

    Противодействие

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма " ", с которого мы начали урок? (разногласие или противодействие)

5. Стили разрешения конфликтов

Работа в группах Находясь в ситуации конфликта, человек выбирает тот или иной стиль поведения, зависящий от его индивидуальных особенностей, значимости для него партнера, специфики сложившейся ситуации и многого другого. Психологи выделяют несколько наиболее традиционных способов выхода из конфликта и советуют в зависимости от конкретной ситуации выбирать наиболее приемлемый для вас. (слайды 16-20)

Карточка 1

Опираясь на текст, попробуйте определить данный стиль разрешения конфликта. По каким признакам вы это сделали? Этот тип поведения характеризуется стремлением уклонится от конфликта. При этом человек не отстаивает свои права, свою позицию, но не принимает и позицию партнера. Он может выражаться в разных формах: молчание, демонстративный уход, полный отказ от дружеского общение, переход к чисто деловым отношениям, игнорирование партнера, затаенный гнев и т.д. Такая стратегия выхода из конфликта может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности и не стоит тратить силы на столкновение или же отсутствуют условия для эффективного разрешения конфликта ("Вот придем домой - я тебе покажу!» - думает мать, выслушивая замечания учителя по поводу поведения своего сына).

Карточка 2

Опираясь на текст, попробуйте определить данный стиль разрешения конфликта. По каким признакам вы это сделали? Для этого стиля поведения характерно стремление человека заставить партнера принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Подобное поведение отличается высоким уровнем агрессивности и демонстрацией своего превосходства. Как правило, человек, предпочитающий подобный стиль, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, с ним сложно поддерживать равноправные партнерские отношения. Хотя нередко к подобной тактике в ситуации конфликта прибегает человек, чувствующий свое возможное поражение и стремящийся сохранить свои позиции любыми средствами. Формы поведения при использовании стиля принуждения следующие: попытка перекричать оппонента, применение физического насилия, отказ от общения, пока партнер не согласится, шантаж, требование безоговорочного послушания и т.д.

Карточка 3

Опираясь на текст, попробуйте определить данный стиль разрешения конфликта. По каким признакам вы это сделали? Особенность этого стиля выхода из конфликта в том, что человек не пытается отстаивать свои интересы, соглашаясь с партнером. Главный тезис этого стиля: "Ребята, давайте жить дружно!" Поведение, характерное для этого стиля проявляется в различных формах: человек стремится сделать вид, что никакого конфликта нет, все в порядке; смиряется с поступками партнера ради сохранения мира; таит обиду до более подходящего случая и ждет возможности отомстить.

В результате применения этой стратегии отрицательные эмоции внешне не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно неразрешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к взрыву, последствия которого могут быть разрушительными для межличностных отношений. Однако подобный стиль вполне приемлем, если речь идет о разногласиях по незначительному поводу и нет смысла обострять отношения. Возможна форма приспособления и в том случае, если человек не обладает достаточной властью, чтобы отстоять свою позицию.

Карточка 4

Опираясь на текст, попробуйте определить данный стиль разрешения конфликта. По каким признакам вы это сделали? Этот стиль характеризуется определенными уступками при наличии таких же уступок со стороны вашего партнера. Признается возможным лишь частичное удовлетворение ваших интересов при таком же частичном удовлетворении интересов партнера. Компромиссное решение требует тщательного обдумывания и совместной проработки. Компромисс помогает сохранить доброжелательные отношения между партнерами и быстро разрешить конфликт. Однако с течением времени прежние разногласия могут снова возникнуть, так как в результате необходимости идти на уступки у человека остается чувство неудовлетворенности. Наиболее эффективен стиль компромисса в следующих ситуациях:

Технология этого стиля очень сложна и требует знания психологии партнера. Когда вы стараетесь найти компромиссное решение, вы должны не только выдвигать свои собственные предложения, но и внимательно выслушивать предложения противоположной стороны, быть готовым к уступкам.

Карточка 5

Опираясь на текст, попробуйте определить данный стиль разрешения конфликта. По каким признакам вы это сделали?. Этот стиль основывается на убеждении участников конфликта в том, что разногласия - это неизбежный спутник любых межличностных отношений, так как нет совершенно идентичных людей, с одинаковыми взглядами на мир, убеждениями, интересами и т.д. Основа этого стиля - признание за другим человека права на собственное мнение, отличное от вашего и готовность его понять. Следование данному стилю характеризует активную жизненную позицию, с одной стороны, и признание прав других людей - с другой, Несогласие человека с позицией его партнера не мешает ему сотрудничать с ним. Этот стиль требует более продолжительной работы, по сравнению с большинством других подходов. Для сотрудничества необходимо: 1) определить интересы и потребности всех участников; 2) признать ценности и взгляды других наравне с вашими; 3) проявлять объективность, отделяя деловые проблемы от личных; 4) поиск творческих решений, удовлетворяющих все стороны; 5) внимательно относиться к людям, ставя их интересы на первое место.

Как успешно разрешить конфликт (Игра-путаница «Стили разрешения конфликта) - слайд 22

(1 - Конфликт привел к открытой борьбе)

2 - Конфликт не принят и выведен в сотрудничество).

Как успешно разрешить конфликт (слайды 23,24,25)

III. Подведение итогов урока.

А) Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте проанализируем, чему каждый из вас научился.

Сегодня мы расширили представление о конфликте, его признаках, причинах и видах.

Упражнение "Снежинки"

Я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Главное условие - работать молча, не смотря на соседей.

Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх). Обсуждение: Почему все снежинки получились разными? Каждый из нас - индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

Б) Это только начало вашего знакомства с конфликтологией и конфликтами. Как вести себя в конфликтной ситуации и как найти пути выхода из неё, вы узнаете на следующих уроках. Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт, быть терпимее к другому

Г) Я благодарю вас за вашу активность, сотрудничество. Хочу отметить … и поставить им за урок "отлично".

IV. Сообщение домашнего задания слайд 26

Самоанализ открытого урока обществознания

преподавателя Коршуновой Е.В.

Тема5. Личность. Межличностные отношения

Занятие 32/30 «Конфликты в межличностных отношениях»

10 е класс, профильная группа, 10 человек. Присутствовало 10.

Цель урока: выявление проблемы межличностного конфликта; определение путей конструктивного разрешения конфликта.

Задачи урока:

1. Образовательные:

Способствовать актуализации представлений обучающихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;

Создать условия для понимания определение путей конструктивного разрешения конфликта.

2. Воспитательные: создать условия для выражения обучающимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающихся.

Данное занятие проведено в соответствии с рабочей программой, календарно-тематическим планированием и учетом требований, предусмотренных программой и Государственным стандартом по обществознанию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

При планировании занятия учитывались возрастные и психологические особенности обучающихся, их интеллектуальный потенциал, умение логически мыслить. Работа на уроке была нацелена на развитие аналитического потенциала кадет, их активности и рефлексивных способностей.

На мой взгляд, цель урока была достигнута. Все этапы урока были взаимосвязаны: орг.момент прошел организованно; затем на этапе подготовки обучающихся к активному усвоению знаний была проведена. Далее была проведена работа непосредственно по теме урока. Группа, разделившись на 3 подгруппы работали с презентацией, текстовыми источниками. В ходе урока обучающиеся показали умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме. Кадеты показали умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме. Обучающимся было задано домашнее задание в виде решения практических заданий и составление сложного плана по теме, что является одним из заданий части С на ЕГЭ по предмету. Был подведен итог урока.

Литература:

    Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов. - Казань, 1992. - 142 с. - С. 81-84.

    Греков, А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2006. - 160 с.: ил. - С. 128-134.

    Григорьева, Т.Г., Усольцева, Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 207 с. - С. 99-113.

    Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").

    Дереклеева, Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2004. - 122 с. - (Педагогика. Психология. Управление). - С. 84-88.

    Корнелиус, Х., Фэйр, Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М.: АО Стрингер, 1992. - 116 с.

    Майерс, Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 794 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии"). - С. 607-658.

    Микляева, А.В. Я - подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). - СПб.: Издательство "Речь", 2003. - 118 с. - С. 33-35.

    Пономаренко, Л.П., Белоусова, Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 2: Психология общения: 11 кл. - 192 с. - (Б-ка школьного психолога). - С. 73.

    Рогов, Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.: ил. - (Азбука психологии). - С. 232-280.

    Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с. - (Психол. наука - школе).

    Социальная конфликтология. Программа и методические рекомендации элективного курса./ Сост. Лучникова С.Н., Присяжнюк А.В. - Благовещенск: Амурский ИППК, 2005. - 35 с. - С. 10, 19-21, 27-28, 31.

    Филиппова, Г.Г. Как обучать искусству общения. Конфликты в общении. Интегрированный урок// Классный руководитель. - № 3. - 2003. - С. 123-127.

Конспект урока по теме «Межличностные конфликты» (1 час 20 мин.)

Тип урока- урок объяснения нового материала

Вид урока- урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

Формы изучения нового материала на уроке-

лекция;
объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов;
самостоятельная работа с учебником и другими источниками

Организация учебной деятельности учащихся на уроке-

фронтальная (в 1 части во время урока-лекции)
индивидуальная (заполнение памяток по принципам управления конфликтом и способам разрешения конфликта)
групповая (работа с текстом по стилям разрешения конфликтов)

Оборудование:

    Карточки с заданиями для групп «Стили решения конфликтов»

    Текст с материалом «Способы решения конфликта» и «Принципы управления конфликтом»

    Карточки с домашним заданием

овладение знаниями по теме и отработка практического навыка решения межличностного конфликта

1.дать понятие о межличностном конфликте;

2.ознакомить с видами конфликтов, «порогом конфликтной реакции», стилях разрешения конфликтов;

3.способствовать выработке навыка правильного поведения в межличностном конфликте;

4.сформировать конкретные действия по решению конфликтов.

Структура урока:

1.Орг. момент (3 мин.)

2.Вводная беседа (2 мин.)

3.Основная часть: понятие межличностного конфликта, виды конфликтов, «порог конфликтной реакции» (20 мин.)

4. Работа в группах:стили разрешения конфликтов (20 мин.)

5. Работа с памяткой (20 мин.)

7. Рефлексия (10 мин.)

8.Домашнее задание (5 мин.)

Ход урока

    Организационный момент

    Вводная беседа

Общение с другими людьми занимает важное место в жизни человека, наполняет ее смыслом. Взаимодействие с окружающими - неотъемлемая часть существования каждого индивида, а конфликт - одно из проявлений этого взаимодействия. На первый взгляд любой конфликт - это зло, от которого страдают как отдельные личности, так и общество в целом. И каждый человек должен прилагать усилия, чтобы этих конфликтов избежать, ведь если это удастся, то наступит полное взаимопонимание, мир и согласие.

Но все значительно сложнее. Бесконфликтного общества не существует и существовать не может. Каждый человек - не только часть группы и не просто "деталь" общественного механизма. Любой человек - это уникальная неповторимая индивидуальность со своими желаниями, потребностями и интересами, которые нередко противоречат потребностям и интересам других людей, людей с которыми он вынужден считаться, в которых нуждается как в партнерах по взаимодействию.

3.Основная часть: понятие межличностного конфликта,

виды конфликтов, «порог конфликтной реакции»

Конфликт - это столкновение различных мнений, интересов, потребностей, целей. Если бы человек не был существом социальным, то он бы удовлетворял бы только свои личные интересы, не считаясь с окружающими, но он в них нуждается, а значит - от них зависит. Ведь чем больше мы нуждаемся в человеке, тем больше от него зависим, и тем больше нам приходится считаться с его интересами и тем сильнее нам хочется доказать ему значимость. важность своих собственных интересов, поэтому конфликты между близкими, нужными друг другу людьми происходят чаще, чем между людьми посторонними, не имеющими точек соприкосновения в процессе социального взаимодействия. В человеке постоянно происходит борьба индивидуального и социального, стремления к независимости и потребности в партнерах по взаимодействию.

Таким образом, глубинной социально-психологической причиной большинства межличностных конфликтов является противоречие между стремлением человека к независимости и удовлетворению своих собственных интересов и субъективным ощущением зависимости, которое порождается потребностями в партнерах по взаимодействию.

Конфликты так же являются неизбежным следствием отношений соперничества, когда другой человек воспринимается как препятствие к достижению поставленной цели. Это самый непримиримый вид конфликтов и, пожалуй, самый древний. Однако, признавая неизбежность конфликтов, отметим, что в обществе всегда существует возможность свести их количество к минимуму и избежать нежелательных конфликтов, оказывающих разрушительное воздействие на процесс взаимодействия. Большинство людей, осознавая необходимость поддерживать нормальные отношения с окружающими, стараются не разрушать гармонию межличностных отношений.

Виды конфликтов

В зависимости той роли, которую играет конфликт в межличностном взаимодействии, выделяют конструктивную и деструктивную конфронтацию. Конструктивная конфронтация - это вид конфликтов, связанных с процессом совместной деятельности. Возникают они из-за разногласий по поводу способов достижения общей цели, распределения функций и т.д. Наличие конфликтов этого типа говорит о том, что люди, входящие в данную группу, заинтересованы в решении общих задач и искренне считают предлагаемые ими способы наиболее эффективными. Такие конфликты, например, могут возникнуть в классе при подготовке к смотру художественной самодеятельности, фестивалю, КВНу и т.д. Обычно конструктивная конфронтация проявляется в виде споров, в процессе которых стороны приходят к соглашению, но иногда она принимает и более агрессивные формы: возникают ссоры, взаимные упреки и оскорбления, конструктивная конфронтация может перерасти в деструктивную.

Деструктивная конфронтация основана на неприятии людьми друг друга, неприязни, ненависти. Важную роль в возникновении деструктивной конфронтации играет явление психологической несовместимости. Психологическая несовместимость - это неспособность двух или нескольких людей взаимодействовать друг с другом. Вынужденные контакты в этих условиях приводят к резкой конфронтации и постоянным конфликтам, которые возникают, казалось бы, без всякого повода.

Психологическая несовместимость бывает двух видов: индивидуально- психологическая и социально-психологическая. Индивидуально- лсихологическая основана на несовместимости таких характеристик партнеров, как скорость протекания нервных процессов, уровень эмоциональности, темперамент, особенности мыслительной деятельности. Дело не в простом различии

темпераментов или познавательных процессов. Речь идет о таком сочетании индивидуальных черт личностей, которое ведет к невозможности их взаимодействия. Психологическая несовместимость редко бывает абсолютной. Например, два человека с ярко выраженными чертами холерика и флегматика, скорее всего. не смогут нормально взаимодействовать в трудовом процессе: холерика будет раздражать медлительность и обстоятельность флегматика, а флегматик будет считать, что его партнер слишком торопится и проявляет излишнюю эмоциональность. Недаром же говорят, что нельзя "запрячь в одну упряжку вола и трепетную лань". Однако, сочетание флегматик - холерик в супружеских отношениях может быть вполне совместимо, так как они будут дополнять друг друга в эмоциональном плане. Тогда как союз двух холериков с их высоким уровнем эмоциональности может быть источником постоянных скандалов и привести к взаимной неприязни. Однако, как уже было сказано выше, полная несовместимость встречается редко, а потребность в партнерах, как правило, побуждает человека терпимее относится к другим людям.

Социально-психологическая несовместимость - это несходство социальных установок: мировоззрения, нравственных идеалов и принципов, норм социального поведения, верований и т.д. Как правило, этот вид психологической несовместимости присущ представителям различных социальных, в том числе возрастных групп. Конфликты между родителями и их взрослеющими детьми обусловлены часто именно этим видом психологической несовместимости. Родителей раздражает одежда, которую носят их дети-подростки, музыка, которую они слушают, их речь, манеры и т.д. Чувство раздражения связано с тем, что их дети принадлежат в данный момент к другой групповой культуре, нормы которой не совпадают с их Собственными, поэтому воспринимаются и оцениваются ими негативно.

В отличие от индивидуально-психологической социально-психологическая несовместимость преодолима: человек может изменить свою позицию, принципы, пойти на компромисс или просто в интересах дела не касаться тех аспектов мировоззрения партнера, которые вызывают у него наиболее резкое неприятие. Наиболее легко удается избежать конфликтов, если оба партнера заинтересованы во взаимодействии и готовы идти на взаимные уступки ради достижения согласия.

Таким образом, деструктивная конфронтация не имеет отношения к совместной деятельности, а связана с личным неприятием партнерами друг друга, поэтому она может сыграть очень разрушительную роль во взаимоотношениях людей. В процессе живого межличностного общения трудно бывает деструктивную конфронтацию от конструктивной, так как нередко личная неприязнь сознательно или неосознанно прикрывается интересами дела.

По форме проявления выделяют еще два вида конфликтов: открытые и скрытые. Открытый конфликт разрешается в непосредственном столкновении сторон, когда противоречия между партнерами достигают наивысшего напряжения.

Причем участникам конфликта, высказавшим взаимные претензии и выяснившим позиции друг друга, часто удается избежать дальнейшей конфронтации, а нередко даже прийти к взаимному согласию. Подобное разрешение конфликта позволяет снять эмоциональное напряжение: высказав партнеру свою точку зрения, просто "выпустив пар", человек испытывает чувство облегчения, успокаивается, сняв стресс, вызванный отрицательными эмоциями, он может более спокойно оценить обстановку и принять правильное решение.

Однако мы далеко не всегда идем на открытый конфликт. Живя в обществе, человек связан с другими людьми множеством социальных связей, возможный разрыв которых вследствие конфликта может быть крайне нежелателен. Так, например, подчиненный стремится избежать конфликта с начальником, ученик - с учителем, дети - с родителями и т.д. Уход от конфликта в явно конфликтной ситуации приводит не к его разрешению, а к возникновению скрытого конфликта. Раздражение, неудовлетворенность партнером не проходят и продолжают влиять на поведение человека. Более того, это раздражение с течением времени накапливается и усиливается: какое-то неприятное слово, неприемлемый поступок партнера усиливают отрицательные эмоции и напряжение, вызываемое скрытым конфликтом. Это явление называется аккумуляцией (накоплением) конфликта. Довольно часто процесс аккумуляции конфликта можно наблюдать в отношения супругов, избегающих открытых столкновений, что, в свою очередь, связано со стремлением сохранить мир в семье. Но мир этот напоминает гнетущую тишину перед бурей. Какие-то сравнительно мелкие проблемы, неразрешенные в момент их возникновения и отложенные на "потом", недовольство друг другом, не высказанное вовремя из-за нежелания конфликта, постепенно" накапливаются. Это может привести не только к возникновению стойкого раздражения по отношению друг к другу, но рано или поздно вызовет разрешение конфликта в очень резкой, взрывной, деструктивной форме. Иногда для "выхода во вне" скрытого конфликта достаточно незначительного события, той самой капли, которая может переполнить чашу.

Довольно часто в отношениях людей складывается ситуация, когда скрытый конфликт приводит к возникновению так называемой переадресованной агрессии, когда эмоциональное напряжение, вызванное конфликтной ситуацией снимается в агрессивном поведении по отношению к человеку, не имеющему к конфликту никакого отношения, просто попавшемуся в это время "под руку" или более слабому.

Как правило, люди стремятся сохранить хорошие отношения со своими партнерами и не желают конфликтов. Как показали исследования, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Важную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - слова и действия, провоцирующие конфликт. Мы очень чувствительны к словам и поступкам других людей и стремимся защитить себя, но за своими поступками и словами следим не так строго. Болезненно реагируя на обиды и оскорбления. Мы проявляем ответную агрессию: на оскорбление стремимся ответить еще более сильным оскорблением, на обиду - еше большей обидой. Наша агрессия, в свою очередь, вызывает ответную реакцию партнера, и конфликт разрастается как снежный ком. Это явление называется эскалацией (расширением) конфликта.

"Порог конфликтной реакции"

Говорить о причинах конфликтов сложно, так как конфликт - закономерное явление межличностного взаимодействия и порождается самой природой отношений людей в обществе. Однако, одни люди более склонны к конфликтам, чем другие, и в любой группе они играют роль своеобразного катализатора конфликта. Уровень конфликтности человека в психологии определяется таким личности как "порог конфликтной реакции". "Порог конфликтной реакции" - это та грань в межличностных отношениях, за которой человек идет на конфликт. Он зависит от индивидуальных особенностей человека: темперамента (у холериков, как правило, порог конфликтной реакции ниже, чем у флегматиков, их легче вывести из себя), от волевых качеств (слабовольный человек, с одной стороны, менее сдержанный, а, с другой стороны, более осторожен), от жизненного опыта (люди с большим жизненным опытом более уверены в себе и поэтому, как правило, менее конфликтны). Более конфликтны люди неуверенные в себе, чувствующие чье-то превосходство, стремящиеся скрыть свою неуверенность за повышенной агрессивностью. Порог конфликтной реакции так же зависит и от конкретной ситуации: склонность человека к конфликтам увеличивается под влиянием негативных эмоций (страха, обиды, разочарования) и в условиях стресса.

Нередко в качестве своеобразного "катализатора" конфликта выступает поведение отдельных людей, их поступки, раздражающие окружающих, вызывающие у них негативные эмоции. Можно выделить ряд особенностей личности, которые, проявляясь в обществе, создают в группе напряженные отношения и способствуют возникновению конфликтных ситуаций:

    стремление к превосходству, выражающееся в приказном тоне, угрозах, издевках, пренебрежительных высказываниях и т.д.;

    проявление эгоизма, которое характеризуется стремлением отстаивать свои, корыстные интересы, отношением к другим людям только как к средствам для достижения своей цели;

    агрессивность, выражающаяся в повышенной раздражимости, склонности вс всех своих неудачах винить окружающих и усматривать обиду в любом замечании. Агрессивность может быть врожденной (связанной с особенностями нервной системы), ситуативной и возрастной (например, агрессивность у подростков).

4.Работа в группах: стили разрешения конфликтов

Находясь в ситуации конфликта, человек выбирает тот или иной стиль поведения, зависящий от его индивидуальных особенностей, значимости для него партнера, специфики сложившейся ситуации и многого другого. Психологи выделяют несколько наиболее традиционных способов выхода из конфликта и советуют в зависимости от конкретной ситуации выбирать наиболее приемлемый для вас.

Карточка 1

Уклонение. Этот тип поведения характеризуется стремлением уклонится от конфликта. При этом человек не отстаивает свои права, свою позицию, но не принимает и позицию партнера. Уклонение от конфликта может быть в разных формах: молчание, демонстративный уход, полный отказ от дружеского общение, переход к чисто деловым отношениям, игнорирование партнера, затаенный гнев и т.д. Такая стратегия выхода из конфликта может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности и не стоит тратить силы на столкновение или же отсутствуют условия для эффективного разрешения конфликта ("Вот придем домой - я тебе покажу! - думает мать, выслушивая замечания учителя по поводу поведения своего сына).

Карточка 2

Стилъ конкуренции (принуждения). Для этого стиля поведения характерно стремление человека заставить партнера принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Подобное поведение отличается высоким уровнем агрессивности и демонстрацией своего превосходства. Как правило, человек, предпочитающий подобный стиль, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, с ним сложно поддерживать равноправные партнерские отношения. Хотя нередко к подобной тактике в ситуации конфликта прибегает человек, чувствующий свое возможное поражение и стремящийся сохранить свои позиции любыми средствами. Формы поведения при использовании стиля принуждения следующие: попытка перекричать оппонента, применение физического насилия, отказ от общения, пока партнер не согласится, шантаж, требование безоговорочного послушания и т.д.

Если вы стремитесь поддерживать хорошие отношения с партнерами и ожидаете от них симпатии и уважения, то этот стиль использовать не следует, так как он может вызвать у другого человека чувство отчуждения. Подобный стиль возможен в тех случаях, когда предложенное вами решение проблемы имеет для вас принципиальное значение, вы уверены в его правильности и обладаете достаточной силой воли и властью. Хотя следует подчеркнуть, что предпочтение именно этого стиля выхода из конфликтов не прибавит вам популярности.

Карточка 3

Стиль приспособления. Особенность этого стиля выхода из конфликта в том, что человек не пытается отстаивать свои интересы, соглашаясь с партнером. Главный тезис этого стиля: "Ребята, давайте жить дружно!" Поведение, характерное для этого стиля проявляется в различных формах: человек стремится сделать вид, что никакого конфликта нет, все в порядке; смиряется с поступками партнера ради сохранения мира; таит обиду до более подходящего случая и ждет возможности отомстить.

В результате применения стратегии приспособления отрицательные эмоции внешне не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно неразрешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к взрыву, последствия которого могут быть разрушительными для межличностных отношений. Однако подобный стиль вполне приемлем, если речь идет о разногласиях по незначительному поводу и нет смысла обострять отношения. Возможна форма приспособления и в том случае, если человек не обладает достаточной властью, чтобы отстоять свою позицию.

Всегда следует помнить, что соглашаясь со своим партнером или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и сохранить гармонию отношений.

Карточка 4

Стиль компромисса. Этот стиль характеризуется определенными уступками при наличии таких же уступок со стороны вашего партнера. Признается возможным лишь частичное удовлетворение ваших интересов при таком же частичном удовлетворении интересов партнера. Компромиссное решение требует тщательного обдумывания и совместной проработки. Компромисс помогает сохранить доброжелательные отношения между партнерами и быстро разрешить конфликт. Однако с течением времени прежние разногласия могут снова возникнуть, так как в результате необходимости идти на уступки у человека остается чувство неудовлетворенности. Наиболее эффективен стиль компромисса в следующих ситуациях:

  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

    вы хотите быстро получить положительный результат;

    вас может устроить временное решение;

    все остальные способы выхода из конфликта и решения проблемы оказались не эффективны;

    компромисс позволит вам получить хоть что-то, в ином случае вы можете потерять все. Технология компромисса очень сложна и требует знания психологии партнера. Когда вы стараетесь найти компромиссное решение, вы должны не только выдвигать свои собственные предложения, но и внимательно выслушивать предложения противоположной стороны, быть готовым к уступкам. В идеальном варианте компромисс должен устраивать вас обоих. Умение находить компромиссное решение имеет большое значения для успеха в межличностных отношениях.

Карточка 5

Стиль сотрудничества. Этот стиль основывается на убеждении участников конфликта в том, что разногласия - это неизбежный спутник любых межличностных отношений, так как нет совершенно идентичных людей, с одинаковыми взглядами на мир, убеждениями, интересами и т.д. Основа этого стиля - признание за другим человека права на собственное мнение, отличное от вашего и готовность его понять. Следование данному стилю характеризует активную жизненную позицию, с одной стороны, и признание прав других людей - с другой, Несогласие человека с позицией его партнера не мешает ему сотрудничать с ним. Этот стиль требует более продолжительной работы, по сравнению с большинством других подходов. Для сотрудничества необходимо: 1) определить интересы и потребности всех участников; 2) признать ценности и взгляды других наравне с вашими; 3) проявлять объективность, отделяя деловые проблемы от личных; 4) поиск творческих решений, удовлетворяющих все стороны; 5) внимательно относиться к людям, ставя их интересы на первое место.

Сложность данного стиля связана также с тем, что человек должен постоянно контролировать свои эмоции, чтобы их проявление не углубило конфликтную ситуацию и не помешало делу. Сотрудничество является наиболее мудрым и взвешенным подходом к решению проблемы, хоть и требует значительных усилий и затрат времени.

Группы прочитывают текст и готовят краткий рассказ о стилях выхода из конфликта.

В итоге можно отметить, что не один из пяти стилей выхода из конфликта не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из конфликта приходится комбинировать различные стили.

    Работа с памяткой

Учащимся предлагается поработать с предложенным текстом и составить памятку «Способы разрешения конфликта» и «Принципы управления конфликтом» (по вариантам)

Текст 1 (для варианта 1)

Принципы управления конфликтом:

1) следует определиться, действительно ли необходимо

обострять ситуацию, доводя ее до конфликта. Для этого желательно

ответить на следующие вопросы:

а) нужно ли устранять конфликт или следует рассматривать ситуацию как двигатель прогресса;

б) нельзя ли устранить противоречия мирным путем;

в) если мирный вариант невозможен, то хватит ли возможностей, чтобы оказаться в выигрыше;

г) если сил маловато, то как надолго может затянуться конфликт (важно рассчитывать свои силы);

2) собственные эмоции мешают правильно оценить ситуацию, поэтому следует осуществлять контроль над их проявлением;

3) следует проанализировать истинные причины конфликта, которые могут быть скрыты за мнимыми;

4)стремиться максимально локализовать границы конфликта;

5)отказаться от чрезмерной сосредоточенности на самозащите;

6) может быть полезной переформулировка аргументов противника;

7)проявление активности даже в случае поражения поможет держать инициативу в своих руках, задавая:

а) тематику («Давай вернемся к тому, с чего начали...»);

б) эмоциональный тон («Держи себя в руках...»);

в) язык общения («Пожалуйста, без оскорблений...»).

Текст 2 (для варианта 2)

Способы разрешения конфликта:

    прямые методы - когда ведется работа непосредственно с участниками конфликта:

а) руководитель поочередно выслушивает каждого из конфликтующих, требуя не эмоций, а конкретных фактов, затем принимает решение;

б) конфликтующие проговаривают свои претензии к оппоненту в присутствии группы.

Члены группы высказывают свои мнения, с учетом которых руководитель принимает окончательное решение.

в) если конфликт не находит своего разрешения, вводятся административные санкции;

г) в случае, когда и пункт в) не помогает, желательно изолировать конфликтующих друг от друга.

    косвенные способы, предложенные А. Б. Добровичем, предполагают в качестве главного действующего лица при разрешении конфликта «третейского судьи»:

а) принцип выхода чувств - предоставляется возможность беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции по поводу кого-то или чего-то, им сделанного что обычно, снимает накал страстей;

б) принцип эмоционального возмещения - действенное сочувствие неправому, а неправы обычно оба, которое чаще всего порождает у него проявление раскаяния;

г) принцип принудительного слушания, когда «третий» предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после того, как они повторят последнюю реплику или смысл тирады, что, как правило, наглядно демонстрирует ссорящимся, что они не слышат друг друга;

е) принцип расширения духовного горизонта спорящих - реализуется путем записи ссоры на диктофон и предъявления ее конфликтующим, что обычно вызывает не просто их удивление, а даже шоковое состояние от того, что они услышали.

После составления памяток учащиеся зачитывают, что у них получилось.

7. Рефлексия

Вопросы и задания

    Что такое конфликт?

    Что является глубинной социально-психологической причиной конфликтов?

    Какие виды конфликтов вы знаете?

    Что такое аккумуляция конфликта?

    Что такое психологическая несовместимость?

    Чем отличается конструктивный конфликт от деструктивного?

    Какое явление называется переадресованной агрессией?

    Что такое "порог конфликтной реакции"?

    Какие особенности личности могут способствовать возникновению конфликтной ситуации?

    Дайте характеристику различным стилям выхода из конфликтной ситуации?

8.Домашнее задание

1.Подберите примеры конфликтных ситуаций, в которых проявлялись бы конфликты различных видов (конструктивные, деструктивные, открытые, скрытые, переадресованная агрессия)

2.Приведите примеры ситуаций общения, в которых бы оказались люди с: а) индивидуально-психологической и б) социально-психологической несовместимостью.

3.Напишите сочинение-размышление на тему: "Конфликтный ли я человек?"

Тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях для учащихся 6 класса с ответами. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек среди людей.

1 вариант

1. Столкновение и противоборство противоположных взгля­дов, интересов, стремлений -это

1) деятельность
2) общение
3) война
4) конфликт

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: сотрудничество, избегание, приспособление, __________.

1) компромисс
2) конфликт
3) конфликтное поведение
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: подчинение, прерывание, ин­теграция.

1) виды деятельности
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) межличностные отношения

4. Объединение элементов в единое целое — это

1) целостность
2) интеграция
3) инцидент
4) приспособление

5. В каком из приведённых примеров речь идёт о разрешении конфликта?

1) Иван Иванович назвал Ивана Никифоровича обидным словом «гусак».
2) Свои претензии на спорную территорию высказали не­сколько воюющих государств.
3) Братья договорились, что компьютером будут пользо­ваться по очереди.
4) Ученики 6-го класса победили семиклассников в фут­больном матче.

6.

1) У частники конфликта бросились в драку.
2) Ольга не дала Ирине списать домашнее задание, и Ирина подговорила подружек не общаться с девочкой.
3) Иван поссорился с Денисом и тайно разрисовал его учеб­ник.
4) Всеволода обидело поведение друга. Он открыто выска­зал ему своё недовольство и выслушал ответные доводы.

7.

1) В межличностных конфликтах всегда участвуют две сто­роны.
2) Конфликтное поведение может быть не связано с грубо­стью и оскорблениями.
3) Приспособление -это односторонние уступки в ходе конфликта.
4) К конфликтам относят избегание и приспособление.
5) Сотрудничество -это урегулирование разногласий пу­тём взаимных уступок.

8. Заполните пропуск в схеме.

2 вариант

1. Противостояние, которое ведёт к изменению межличност­ных отношений, — это

1) борьба
2) общение
3) конфликт
4) взаимодействие

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: подчинение, прерывание, компромисс, __________.

1) избегание
2) конфликтное поведение
3) интеграция
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обоб­щает приведенный перечень: сотрудничество, избегание, приспособление.

1) поведение в конфликтной ситуации
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) совместная деятельность

4. Случай, происшествие, недоразумение можно назвать
1) компромиссом
2) инцидентом
3) столкновением
4) соперничеством

5. В каком из примеров речь идёт об интеграции?

1) Конфликтующие стороны провели переговоры и пошли на взаимные уступки.
2) Представители участников конфликта сумели вырабо­тать единое мнение.
3) Участники конфликтной ситуации не уступают друг другу ни в чём.
4) Каждая из сторон ищет союзников для продолжения конфликта.

6. В какой ситуации говорится о конструктивном конфликте?

1) Участники конфликта неоднократно оскорбляли друг друга в социальных сетях.
2) Поссорившись из-за мобильного телефона, сестры Алина и Вера громко кричали и размахивали руками.
3) Николай решил отомстить Петру и от его имени разослал одноклассникам обидные карикатуры.
4) В день рождения Наталья раздала приглашения всем од­ноклассницам, кроме лучшей подруги: она считала, что Галя свой человек в их доме и придёт на праздник и без приглашения. Галина обиделась и объяснила причины своей обиды. Именинница поняла свою ошибку и испра­вила её.

7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конфликт — это всегда нежелательное и вредное разви­тие событий.
2) Прерывание конфликтных действий — один из способов разрешения конфликтной ситуации.
3) В конфликтной ситуации важно взять верх любой ценой.
4) Конфликтные ситуации невозможно предвидеть и пре­дотвратить.
5) Избегание позволяет отдалить конфликт, но не разреша­ет противоречий между участниками конфликта.

8. Заполните пропуск в схеме.

Ответы на тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях
1 вариант
1-1
2-3
3-4
4-2
5-4
6-3
7-1
8-антипатия
2 вариант
1-3
2-4
3-1
4-3
5-2
6-1
7-2
8-товарищество