Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » Полис осаго в электронном виде закон. Что такое электронный полис осаго и как им пользоваться? Что говорят Правила дорожного движения

Полис осаго в электронном виде закон. Что такое электронный полис осаго и как им пользоваться? Что говорят Правила дорожного движения

После вступления в силу постановления Правительства № 567 от 2 июня 2015 года о внесении поправок в Федеральный закон № 40 «Об ОСАГО» автовладельцы получили возможность оформлять электронные полисы ОСАГО. На протяжении последних полутора лет - до 01 января 2017 года многие страховые компании сопротивлялись данному нововведению, отказываясь продавать полисы ОСАГО в электронном виде и ссылаясь на «технические причины». Тем самым они вынуждали приобретать полисы непосредственно в офисах компаний, где сотрудники страховых могли навязать дополнительные услуги. С 01 января 2017 года по требованию ЦБ все страховые компании были обязаны в безусловном порядке обеспечить возможность покупки электронного ОСАГО на сайтах страховщиков.

В данной статье мы рассмотрим что же представляет собой электронный ОСАГО; в чем его преимущества, недостатки и отличия от бумажного свидетельства; как его использовать на дорогах и нужно ли возить с собой.

Что такое электронный полис?

Электронный ОСАГО представляет собой аналог бумажного полиса, который юридически ничем не отличается от обычной бумажной страховки. Сегодня его можно приобрести на сайтах страховых компаний в интернете. Поскольку весь процесс оформления происходит удаленно, электронная версия полностью виртуальна и не имеет «физического воплощения» в виде бумажного договора и страхового свидетельства, отпечатанного на бланке ГОЗНака. По сути, такой формат и является единственным существенным отличием электронной страховки ОСАГО от обычной. Для оформления такого полиса используются те же самые исходные данные: КБМ, регион проживания, тип и мощность автомобиля, стаж и возраст водителя и т.д.

Как уже говорилось в начале статьи, возможность оформить электронную версию полиса появилась у владельцев автомобилей 1 июля 2015 года, когда вступили в силу изменения в законе «Об ОСАГО», регламентирующие порядок оформления такого полиса. Изначально данная услуга работала в тестовом режиме и позволяла пользователям только продлевать уже действующие на тот момент страховые договоры. А с 1 октября того же года стала доступна возможность приобрести электронный ОСАГО в интернете у любой страховой компании, предоставляющей сервис онлайн-продажи автогражданки.

Как выглядит такой полис?

После оформления электронного ОСАГО владелец авто получает его на свой e-mail адрес в виде pdf-файла.

Внешний вид электронного ОСАГО мало чем отличается от бумажного прототипа: он тоже цветной (у большинства компаний, но есть и черно-белые), однако с более простым фоном, так как отпадает необходимость в микроузоре, который наносится на бумажный вариант для защиты полиса от подделки.

Электронные полисы ОСАГО отличаются уникальной серией XXX – она не имеет аналогов среди бумажных свидетельств. Кроме этого в них содержится вся важная информация по страховому договору: сроки, ФИО клиента, модель и марка транспортного средства, список водителей, допущенных к управлению, стоимость и т.п. Ниже представлены примеры электронного полиса ОСАГО крупнейших страховых компаний:

Как проверить подлинность электронного полиса?

Несмотря на то, что классические способы обмана как, например, продажа фальшивых полисов ненастоящим страховым агентом, не применимы для электронной страховки – попасться на уловку мошенников можно и в интернете.

Самый распространенный метод продажи электронных бланков ОСАГО среди аферистов – продажа поддельных электронных свидетельств на фиктивных сайтах-клонах настоящих компаний, которые имеют созвучный веб-адрес и такой же дизайн, как официальные страницы страховых организаций.

РСА тратит немало усилий на своевременное обнаружение и блокировку таких сайтов, однако риск быть обманутым все же есть, особенно у граждан, владеющих слабыми навыками работы на компьютере и не имеющих опыта оплаты услуг в интернете. Как правило, подделки отличаются сильно заниженной стоимостью предлагаемых услуг.

Вот как выглядит стандартная форма проверки действительности полиса ОСАГО на сайте РСА:

В указанные поля необходимо ввести запрашиваемые данные о серии и номере договора ОСАГО, после чего выполнить поиск по базе РСА. В том случае, если такой полис действительно существует, система выдаст базовую информацию о застрахованном транспортном средстве, например, в таком виде:

Наличие такого окошка будет означать, что купленная страховка является подлинной.

Что предъявлять сотрудникам ГИБДД?

Раньше процесс проверки сотрудником ГИБДД наличия полиса ОСАГО у гражданина был предельно прост и понятен. Водитель предъявлял оригинал документа, инспектор сверял информацию из него с данными автомобиля и водителя.

С введением электронного ОСАГО процесс проверки полиса ничуть не усложнился, однако процедура проверки значительно поменялась. Всем сотрудникам ГИБДД было разослано специальное разъяснительное письмо (Письмо от 03.07.2015 № 13/12-у-4440), в котором инспекторам доносилась информация о том, каким образом они должны проверять электронный полис. С указанного года процесс проверки производится предельно просто: через специальный сервис в сети ИМТС МДВ РФ или в случае его недоступности через официальный сайт РСА, сотрудник ГИБДД делает запрос в базу данных о наличии страховки по гос. регистрационному знаку и VIN автомобиля.

В ПДД данные нормы до сих пор обновлены не были (хотя изменения обещают внести уже давно), в частности в актуальной на сегодня редакции имеется такой пункт:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников передавать им, для проверки:

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Поэтому если исходить из действующего законодательства, требование инспектора предъявить полис будет вполне законным, даже если водитель приобрел его электронную версию. И хотя за уже более чем год функционирования е-ОСАГО каких-то громких и резонансных скандалов по этому поводу не было, РСА рекомендует иметь при себе распечатанную версию полиса для упрощения процедуры проверки и предотвращения возможных разногласий. Особенно это касается отдаленных населенных пунктов, где техническая оснащенность службы ГИБДД оставляет желать лучшего. Очевидно, что ксерокопия страхового свидетельства не будет являться официальным документом, однако ее наличие может помочь сэкономить водителям время и упростить общение с инспекторами.

Преимущества электронного ОСАГО

Главное преимущество электронного ОСАГО – возможность удаленного оформления автостраховки. У страхователя отпадает необходимость лично посещать офис, готовить нужные документы и терять свое время в очереди. Это особенно актуально для занятых граждан, а также жителей отдаленных регионов по причине труднодоступности обычного полиса.

Кроме этого, к плюсам онлайн-страхования относят следующие моменты:

  • электронную страховку невозможно потерять (поскольку она не имеет материального воплощения), а сама копия полиса будет храниться сразу в 3 экземплярах (в базе данных РСА, у страховой компании и у самого собственника транспортного средства);
  • возможность оформить так называемый «чистый полис» (то есть без дополнительных услуг и ненужных опций, которые порой насильно навязываются клиентам в офисах страховщика);
  • при соблюдении самых базовых правил осторожности вероятность мошенничества минимальна (тогда как покупая бумажный вариант ОСАГО, можно стать жертвой обмана со стороны сотрудников самой страховой организации);
  • у граждан отдаленных регионов появилась реальная возможность выбрать любую понравившуюся страховую компанию (до появления электронного ОСАГО в таких районах, как правило, действовали 1-2 страховщика и у водителей просто не было другого выхода, кроме как оформлять автогражданку в этих организациях).

Недостатки такого полиса

Несмотря на большое число положительных сторон, у электронного ОСАГО можно выделить и ряд негативных черт:

  • оформление возможно только для тех граждан, информация о которых уже содержится в базе данных РСА (то есть онлайн заказ полиса недоступен для водителей новичков);
  • ошибки, допущенные при внесении большого количества информации о транспортном средстве и его владельце, дорого обойдутся пользователям (такие полисы признают недействительными, однако деньги за неудачное оформление не возвращаются, ввиду того, что данные ошибки трактуются страховыми компаниями как предоставление ложной информации);
  • проверка электронного ОСАГО отнимает у инспекторов ГИБДД куда больше времени, чем бумажный вариант (ведь им нужно узнать данные автомобиля, а затем сверять их с базой);
  • большое количество технических сложностей, которые могут возникнуть при оформлении полиса в интернете (со временем систему должны отладить, но на данный момент различные сбои, ошибки базы данных и прочие проблемы на сайте страховщиков – привычная картина).

Перспективы

Потенциал развития у электронного полиса ОСАГО очень большой. Всем компаниям, которые решили остаться на рынке страхования, было поставлено обязательное условие: до 1 января 2017 года каждая организация должна запустить свой сервис онлайн-продажи страховых свидетельств. И уже за первые 11 дней нового года было заключено 37,5 тысяч договоров, что составило более 10% от общего объема продаж за весь прошлый год.

С чем же связан такой всплеск активности водителей? Все дело в том, что в убыточных регионах многие клиенты просто не могут оформить полис другим образом. Обычно ситуация развивается следующим образом:

Страховая компания, видя, что регион убыточный, стремится покинуть данный район. Однако законодательство не позволяет ей это сделать, обязывая страховщика работать во всех субъектах РФ или не работать вообще. Чтобы снизить свои издержки компании максимально сокращают число филиалов в регионе, из-за чего водители вынуждены постоянно стоять в очередях, в надежде оформить страховку.

Многие граждане просто не имеют возможности купить ОСАГО (особенно на Юге России), однако предъявить претензии компаниям сложно, так как они действуют в рамках закона. В результате введения электронного полиса необходимость в личном визите отпала, и доступность ОСАГО для населения повысилась. Отсюда и резкий всплеск востребованности данного продукта. И он станет еще популярнее, когда будут решены все технические проблемы, а работа сервисов по онлайн-продаже и оформлению будет полностью отлажена.

4 июля вступил в силу закон, который внес несколько существенных изменений, касающихся ОСАГО (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 214-ФЗ " "; далее – Закон № 214-ФЗ). Рассмотрим эти нововведения подробнее и разберемся, могут ли у страховщиков и страхователей возникнуть какие-либо сложности в процессе реализации новых требований.

К каким переменам готовиться?

Говоря о вносимых законом изменениях, прежде всего стоит отметить обязанность, которую возложили на всех страховщиков, – начиная со следующего года они должны продавать электронные полисы каждому страхователю, выразившему такое желание (). В настоящий момент, напомним, оформлять страховые полисы ОСАГО в электронном виде – лишь .

Вместе с тем новый закон обязывает страховщиков обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования их официальных сайтов (). Любой желающий должен иметь возможность зайти на сайт страховщика и оформить электронный полис ОСАГО. Обо всех рисках, которые могут нарушить функционирование сайта, страховщик обязан информировать Банк России.

О том, может ли потерпевший после получения согласованной страховой выплаты требовать от страховщика перечислить ему денежную сумму в большем размере и в каком случае, узнайте в материале "Порядок определения размера убытков, подлежащих возмещению в рамках ОСАГО в случае причинения вреда имуществу потерпевшего. Независимая техническая экспертиза и независимая экспертиза (оценка)" в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Также был расширен перечень оснований, дающих страховщику право обратиться к страхователю с (). С 1 января 2017 года к их числу будет также относиться предоставление страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые позволили необоснованно снизить размер страховой премии. При этом страховщик помимо предъявления к страхователю регрессных требований в размере произведенной страховой выплаты при наступлении страхового случая также вправе взыскать с него денежные средства в размере неосновательно сбереженной суммы вне зависимости от наступления страхового случая ().

Кроме того, законом изменен порядок осуществления страховых выплат. Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не будут учитываться при определении размера страховой выплаты, если он не представил свой поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы страховщику. В этом случае страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате без рассмотрения ().

Все эти положения вступят в силу в январе следующего года.

Электронный полис и техническая экспертиза: нарушают ли нововведения в законе об ОСАГО права страхователя?

Из предусмотренных нововведений можно выделить два наиболее существенных:

  • обязательное оформление электронного полиса ОСАГО по желанию страхователя;
  • признание результатов самостоятельно проведенной потерпевшим независимой технической экспертизы автомобиля недействительными.

Каждое из этих положений вызывает немало дискуссий со стороны экспертного сообщества.

Так, продажа полисов в электронном виде оценивается как явное преимущество для страхователей. "Стоит вспомнить одни только многодневные очереди за полисами ОСАГО в регионах да еще и с навязанными страховками в придачу", – отмечает управляющий партнер компании "Антистраховщик", руководитель портала "Антистраховщик.рф" Илья Афанасьев . А вот страховщикам, по его мнению, введение такого порядка, напротив, невыгодно: "Так они не смогут поддерживать искусственный дефицит полисов ОСАГО".

Президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс также существенную проблему, связанную с реализацией данного требования. Но связана она с другим: "Такая обязанность для компании означает, что нужно войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД. К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет".

При этом глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО "За справедливые выплаты" убежден, что создать условия для того, чтобы система работала беспроблемно, при желании на то самих страховщиков, вполне возможно, хотя полностью исключить фактор возникновения сбоев вряд ли удастся.

Еще одной проблемой не только для страховщиков, но и для страхователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением таких полисов. "За год было продано более 220 тыс. таких полисов. Лидерами по продажам электронных полисов стали Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования", – возмущается Юргенс. Речь идет о лицах, которые сначала обещают помочь в заполнении электронного полиса ОСАГО, а затем настаивают на оформлении по этому договору. По словам эксперта, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников. С этой проблемой также необходимо будет разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

Вместе с тем Александр Коваль подчеркивает, что для самого страхователя возможность получить электронный полис – это право, и при желании он может затем получить полис на бланке в офисе у страховщика или по почте.

Что касается недействительности результатов проведенной потерпевшим независимой экспертизы, специалисты связывают появление этого нововведения в первую очередь со злоупотреблениями со стороны автоюристов. "Представителей страховых компаний приглашают на осмотр поврежденной машины телеграммами, и в результате страховщики не успевают приехать или, как они утверждают, приезжают на место, где вообще нет поврежденного автомобиля", – комментирует Илья Афанасьев. Солидарен с ним и Александр Коваль: "Страховщиками неоднократно приводились примеры, когда страховые компании по почте получали пакет документов на выплату, при вскрытии которого выяснялось, что в нем, например, чистые листы. Тем не менее, после факта отправки пакета, у потерпевшего и/или его юриста появлялась законная возможность подать иск в суд, так как закон требует до подачи иска обратиться с требованием о выплате к страховщику". Однако каких-либо доказательств подобных злоупотреблений и статистики, отмечают эксперты, общественности представлено не было.

С одной стороны, Коваль находит предусмотренное новым законом требование объективным – страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль для того, чтобы убедиться в самом факте ДТП, характере повреждений, оценить стоимость ремонта, необходимость замены деталей и т. д. Но с другой стороны, он отмечает, что такое право было у страховщика и до принятия изменений.

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО "За справедливые выплаты"

"У потерпевшего было право после направления пакета документов на выплату в страховую компания подождать пять дней и самому организовать независимую экспертизу. А затем, уведомив страховщика, через пять дней направить иск в суд. Новые изменения устанавливают совершенно другой порядок, значительно усложняя его для потерпевших в ДТП автомобилистов – теперь в соответствии с принятыми изменениями потерпевшему придется направлять заявления с приложенными документами страховщику и дожидаться от него согласования даты осмотра автомобиля и/или независимой технической экспертизы. И только после этого он может попытаться получить выплату или мотивированный отказ".

В результате эксперт приходит к неутешительному выводу о том, что внесенные законом изменения направлены исключительно на защиту интересов страховщиков. "Без помощи квалифицированных юристов получение страховых выплат становится все сложнее", – заключает он.

Реализация данного требования, по убеждению Афанасьева, приведет лишь к затягиванию : "Согласование времени, места и даты осмотра для страховщиков – дело непростое и весьма ответственное, поэтому даты осмотров, я просто в этом уверен, будут назначаться на самой дальней границе временной "вилки". Тогда, когда это будет удобно страховщикам". Таким образом, ущемление прав водителей в данной ситуации, убежден эксперт, просто очевидно. "Пострадают от этого в первую очередь те водители, которым необходимо как можно скорее отремонтировать автомобиль, который, как это часто бывает, является средством заработка для семьи", – продолжает он.

Таким образом, намерения законодателя вполне можно считать благими – во-первых, представленный закон призван повысить уровень оказания страховых услуг, обеспечив возможность приобретать полисы удаленно в электронном виде, а во-вторых, он стремиться минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных автоюристов при проведении независимой технической экспертизы. Тем не менее успешная реализация этих нововведений зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых налаживание взаимодействия между страховщиками и органами исполнительной власти в части создания и усовершенствования базы для выдачи электронных полисов ОСАГО, отслеживание и минимизация случаев мошенничества при оформлении полисов в электронном виде, ускорение процедуры технического осмотра поврежденного автомобиля со стороны страховых компаний и др. Как в итоге будет работать новый закон, не споткнутся ли страхователи и страховщики об обозначенные экспертами подводные камни, мы узнаем уже в следующем году.

Кратко о важных изменениях, внесённых в Закон «Об ОСАГО» и КоАП РФ.
Они коснутся электронного полиса ОСАГО и помещения ТС на штрафстоянку.

1. Принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“. .

* С 1 сентября 2016 года срок действия страховых тарифов (в том числе минимальных и максимальных пределов) по ОСАГО не может быть менее 1 года. Ранее их могли менять раз в 6 месяцев.

* С 1 января 2017 года скорректирован порядок осуществления страховых выплат. Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не учитываются при определении размера страховой выплаты, если потерпевший не представил поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы в согласованные со страховщиком даты . При этом страховщик наделен правом вернуть без рассмотрения представленное потерпевшим заявление о страховой выплате.

* Самым важным для нас является изменения, внесённые в пункт 7.2 статьи 15 Закона „Об ОСАГО“.
С 1 января 2017 года страховщиков обязали обеспечить возможность заключения договоров ОСАГО в электронном виде . В настоящее время страховые компании лишь вправе продавать электронные полисы, но не обязаны ().

Но, видимо, жалобы на продолжение „дефицита бланков“, на огромные очереди и прочие свистопляски настолько завалили контролирующие органы, что нас услышали! Нет возможности заключить на мотоцикл (как сейчас в большинстве страховых)? Административная ответственность. Ограничение 1 электронный полис на человека? Противоречит закону. Неужели теперь в регионах не будет проблем с заключением ОСАГО? Проверим)

Вместо бумажного полиса ОСАГО водители смогут предъявлять сотруднику полиции распечатанную информацию о заключении договора ОСАГО в электронном виде.

2. Принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 205-ФЗ „О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“. .

С 1 сентября 2016 года вносятся поправки, которые касаются задержания транспортных средств. Они предусматривают возврат со штрафстоянки задержанного транспортного средства незамедлительно после устранения причины задержания .

Копия протокола о задержании автомобиля с решением должностного лица о его возврате вручается владельцу задержанной машины (иному лицу, имеющему документы на управление этим автомобилем) сразу после устранения причины задержания.

Таким образом, стоимость перемещения автомобиля на штрафстоянку и его хранения там оплачивается позже, в сроки и по тарифам, устанавливаемым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Федерации в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России.

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), в соответствии с которыми страховщики обязаны обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся с заявлением о заключении такого договора.

Для заключения электронного договора ОСАГО необходимо осуществить следующие действия:

  • зайти в личный кабинет на сайте страховщика (зарегистрироваться на сайте страховщика или зайти через Портал государственных услуг Российской Федерации);
  • в личном кабинете заполнить заявление о заключении договора.

После заполнения заявления осуществляется проверка указанных в нем данных через автоматизированную информационную систему РСА (далее — АИС РСА).

Если проверка показала, что сведения в заявлении не соответствуют сведениям в АИС РСА или отсутствуют в АИС РСА, то страховщик направляет на указанный вами адрес электронной почты соответствующее уведомление с перечислением не соответствующих (отсутствующих в АИС РСА) сведений. Страховщик также отображает данную информацию на своем сайте в режиме реального времени.

Кроме этого страховщик сообщает о необходимости предоставить в виде электронных копий документы, указанные в подпунктах «б» — «е» пункта 3 статьи 15 Закона об ОСАГО. Обращаем внимание, что без предоставления электронных копий документов страховщик не сможет осуществить расчет страховой премии. Представляемые копии документов должны полностью воспроизводить информацию подлинника документа, текст документов должен свободно читаться (должны быть четко видны даты, реквизиты, надписи, печати и т.д., не допускается наличие бликов или обрезанных частей документов, делающих копии нечитаемыми).

Обращаем ваше внимание, что в случае предоставления страховщику недостоверных сведений, повлекшего необоснованное уменьшение размера страховой премии, страховщик вправе взыскать со страхователя сумму страховой выплаты после ее осуществления потерпевшему.

После подтверждения соответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в АИС РСА, либо проверки электронных копий документов, страховщик отображает на сайте расчет страховой премии. После оплаты страховой премии электронный полис направляется на адрес электронной почты страхователя и размещается в его личном кабинете.

Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством. Электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика.

В случае невозможности заключения электронного договора ОСАГО страховщиком, к которому вы обратились, вам будет предложено перейти на сайт другого страховщика (замещающий страховщик) для заключения электронного договора ОСАГО. На сайте замещающего страховщика необходимо осуществить следующие действия:

  • создать личный кабинет;
  • заполнить заявление о заключении договора (с вашего согласия данные, указанные вами ранее при заполнении заявления на сайте первоначально выбранного страховщика, будут автоматически переданы замещающему страховщику).

Дальнейшие действия по заключению электронного договора ОСАГО на сайте замещающего страховщика аналогичны действиям, указанным выше.

Закон о электронном страховом полисе ОСАГО как таковой не принимался, законодатели в 2015 году приняли лишь поправки в уже действующий закон ФЗ №40 «Об ОСАГО», как его принято называть в народе. Именно благодаря этим поправкам и появилось такое нововведение, как электронная страховка. Некоторые страховые компании вторили новым веяниям и добровольно ввели услугу онлайн-оформления, остальные же проигнорировали возможность дистанционного оформления по разным причинам. Однако уже в январе 2017 вступили в силу еще одни поправки – что же интересного они привнесли?

Использование действующих электронных полисов ОСАГО все прочнее входит в обычную жизнь, а основу этому положили еще в 2015 году, полностью регламентировав процедуру его оформления.

Все данные, которые используются при получении документа, основываются на информации, полученной в единой базе РСА, включая о заключаемых ранее страховках, произошедших ДТП и выплатах по ним, КБМ, водителе и его ТС.

Заявление оформляется прямо на сайте автостраховщика и заверяется простой электронной подписью, согласно п. 7. ст. 15. Если обратиться к ФЗ №63 от 2011 года «Об электронной подписи» под данным термином принято понимать комбинации из пароля и логина к личному кабинету, которые подтверждают, что заявление прислано именно этим лицом. Если же оформляется страховка на автомобиль юридического лица, то требуется усиленная электронная подпись.

Полис, согласно этому же пункту 7., заключается на основании тех же сведений, которые предоставляются обычно приобретателем при получении бумажного полиса. Направляется е-ОСАГО сразу после безналичной либо наличной оплаты, причем не позднее 1 рабочего дня, прошедшего после оплаты. Вместе с этим сотрудник фирмы обязательно вносит информацию в базу РСА.

Действия по переоформлению электронного полиса тоже предусмотрены в законе. Для того чтобы внести или изменить определенные данные, нужно будет все так же онлайн послать страховщику заявление с просьбой о внесении изменений в документ. При необходимости (например, когда требуется вписать еще одно лицо) производится доплата по установленным тарифам. В течение 2 дней компания должна либо предоставить полис с внесенными в него изменениями, либо уведомить гражданина, что переоформление невозможно в силу каких-либо причин.

Новые поправки

Начинает работать новый закон об обязательном автостраховании, а причиной тому послужили поправки, которые были внесены ФЗ №214 еще в июне прошлого года. Самая важная из них – это введение обязательного (именно так!) электронного ОСАГО. То есть теперь абсолютно каждая страховая фирма, обладающая лицензией, обязана по закону предоставлять возможность оформления полиса при помощи интернета. Об этом должно быть соответствующее уведомление на сайте страховщика. Обязанность эта прописана в п. 7.2 ст. 15 закона «Об ОСАГО» .

С начала 2017 года в силу вступают и указания ЦБ РФ, которые тоже касаются е-ОСАГО. Они сокращают вероятность небольшого мошенничества со стороны компаний, предоставляющих услуги по автострахованию. Дело в том, что многие владельцы ТС заметили, что фирмы используют различные технические уловки (длительные тех. работы и т. д.), чтобы не предоставлять услуги удаленного оформления полиса. Теперь все технические работы должны проводиться ночью, причем за сутки на сайте обязательно должно появиться соответствующее уведомление, а перерывы в работе портала не должны превышать 30 минут за сутки.

Если же вследствие технических проблем нельзя будет получить страховку, автовладельцу будет предложено перейти на сайт другой компании.

Кому откажут в выдаче е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО получить может любой желающий, но закон, как водится, предусматривает и перечень лиц, которые лишены возможности его получения. Сюда входят:

  1. Владельцы новых транспортных средств, купленных из салона. Если у машины не было собственников ранее и она не стояла на учете, то получить страховку дистанционно не получится.
  2. Если водитель, только недавно получивший водительские права, начнет оформление онлайн-полиса, то получит отказ. Все дело в том, что никаких данных о лице в базе РСА нет, следовательно, и проверить их подлинность не удастся.

В перечисленных выше случаях существует только один путь – посетить страховую фирму лично и приобрести ОСАГО самому, представив необходимые документы. А уже на будущий год, когда действие документа закончится и нужно будет его продлевать, получится сделать это через интернет.

Отказ в заключении договора обязательного автострахования получат так же лица, предоставившие сведения, которые не соответствуют действительности или искажены намеренно. Не предназначен этот тип страховки для владельцев автомобилей, зарегистрированных в иностранном государстве и временно находящихся в России, поскольку о таких лицах данных в базе нет. А это значит, что в подобном случае оформление возможно только после личного посещения.

Вопросы по е-ОСАГО

Несмотря на то, что возможность получения ОСАГО в электронном виде была введена еще в 2015 году, до сих пор по этому поводу возникает множество вопросов, а касаются они в основном того, как именно действует такая страховка и легитимна ли она.

Сразу стоит сказать, что никаких отличий электронное ОСАГО от бумажного не имеет, даже цена остается такой же. Действовать она начинает сразу с момента получения страхователем. Экземпляр бумаги высылается на указанную почту, но и в личном кабинете на сайте страховщика он продолжает храниться. Если бумажный полис привычнее, то всегда можно заказать его по почте, оплатив расходы на пересылку, и спустя несколько дней бланк строгой отчетности прибудет по указанному адресу.

Еще один важный вопрос – что показывать инспектору ГИБДД, когда он остановит транспорт для проверки документов. В п. 7.2 ст. 15 сказано, что полученный электронным способом документ приравнивается к бумажному документу. А это значит, что его можно просто распечатать, чтобы предъявлять как при проверке документов, так и при регистрационных действиях в МРЭО. Дело в том, что теперь подразделения ГАИ и инспекторы обладают выделенным каналом для проверки подлинности ОСАГО в базе РСА, поэтому и наличие бланка строгой отчетности не является обязательным фактом.