Постановка шипящих звуков «Ш» и «Щ» производится после того, как ребёнку успешно . Связано это с тем, что у шипящих и свистящих согласных одинаковый принцип образования. Выглядит он так: воздушная струя, выходя из дыхательного горла, проходит через щель, образованную желобком языка. При этом язык слегка вогнут, его боковые края касаются бугорков альвеол.
Для успешной постановки согласного звука «ш» наиболее полезными будут следующие упражнения :
Предложите малышу улыбнуться широко, как обезьянка. Дайте зеркало, чтобы ему было веселее это делать. Затем попросите улыбнуться, и чуть приоткрыв ротик, показать широкий расслабленный язычок «блинчиком». После этого пусть он положит язычок на нижнюю губу. Желательно удерживать язык в таком состоянии (выложив на нижнюю губу) на счёт от одного до пяти.
Попросите юного ученика выложить на нижнюю губку широкий язычок «блинчиком» (как описано в предыдущем упражнении). Положите ему на краешек язычка маленький кусочек какой-нибудь сладости: зефира, пастилы или ириски. Теперь необходимо «спрятать» кусочек сладости в ротике, приклеив его на нёбо, за верхними зубками.
Важный момент: рот ребёнка во время выполнения этого упражнения не должен открываться слишком широко, не более чем на 1,5–2 см. Упражнение должно выполняться в медленном темпе, и это может быть трудно, так как любой малыш будет стараться съесть конфетку быстрее.
Для выполнения этого задания лучше использовать зеркало.
Попросите ребёнка, широко улыбнуться, открыть ротик и показать зубки. Затем он должен постараться прижать всё тело язычка к нёбу. Удерживая язык в таком положении, нужно постараться открыть рот как можно шире. Если малыш посмотрит в этот момент в зеркало, то заметит сходство языка с тоненькой шляпкой маленького гриба, а уздечки языка – с его ножкой.
Это упражнение отрабатывает навык создания желобка посредине язычка, что является важным навыком для постановки в дальнейшем звука «Ш».
Шаг 1. Ребёнок «показывает» широкий расслабленный язык. Чуть высовывает его из ротика и укладывает «блинчиком» на нижнюю губу. Рот остаётся приоткрыт.
Шаг 2. Прижимает края языка в таком положении к боковым уголкам рта, а сам язычок чуть сужает, формируя «желобок».
Шаг 3. На кончик носика малыша кладётся кусочек ватки. Попросите ребёнка сдуть её, сохраняя положение языка, описанное в предыдущих шагах.
Если задание выполнено правильно, то образовавшийся во время выдоха воздух пройдёт посередине «желобка» и поднимется наверх, сдувая лежащую на носу ватку.
По окончании артикуляционной зарядки желательно провести несколько .
Если у детей не было трудностей в произнесении звука «С», то проблем с постановкой согласного «Ш» у них также, скорее всего, не возникнет. Тогда можно приступать к постановке звука «Ш», и делать это лучше следующим образом.
Шаг 1. Предложите малышу произнести «С», долгий «С-с-с», или пропеть слог «С-а-а-а». Возьмите зеркало и попросите его зафиксировать положение языка во время этого.
Шаг 2. Во время произнесения долгого «С-с-с», пользуясь шпателем или указательным пальцем правой руки, приподнимите кончик языка ребёнка выше и чуть придержите его за верхними зубами. Необходимо, чтобы язык коснулся бугорков альвеол.
Шаг 3. Попросите ученика ещё раз выдохнуть струю воздуха, сохранив предыдущее положение язычка, и вы отчётливо услышите как «С-с-а» меняется на «ша».
Внимание: во время постановки звука «Ш» очень важно следить за тем, чтобы дети не упирались всем язычком в нёбо! Это может спровоцировать неверное расположение органов речи во время произнесения «Ш».
Результат:
В результате правильно проведённой постановки согласного «Ш» должна выработаться следующая артикуляция этого звука:
Постановку согласного «Щ» провести проще, если использовать базовые моменты артикуляции мягкого звука «C’». Если ребёнок успешно выговаривает мягкий «С’» в слогах «ся» «се», «си», «сю», то у него, скорее всего, не возникнет проблем с постановкой звука «Ш».
Однако если произнесение «Щ» вызывает у детей затруднения, то можно выполнить механическую постановку этого звука. Как это сделать?
Предложите ребёнку произнести слоги «ась» или «ся». В момент произнесения малышом этих звуков, взрослый должен шпателем (либо указательным пальцем) откорректировать положение язычка, переместив его кончик за основание верхних резцов.
Постановку звука «Щ» можно попробовать провести и без механической коррекции. Для этого просто предложите детям поэкспериментировать во время занятия, меняя положение языка во рту в момент произнесения ими слогов «ся» и «ась». Проанализируйте вместе, что получается в этом случае, какие звуки?
Для автоматизации произношения этих звуков используются классические методы и приёмы: чистоговорки, скороговорки, чтение и анализ текстов.
Наша Маша маленькая, на неё шубка аленькая.
Мы давали Даше кашу,
Даша, Даша, кушай, кашу!
У бабушки в шкатулке много катушек. Наша кошка любит играться катушками.
Щенок уколол щепкой лапку, ему больно, он пищит.
Щеголиха у щегла щеголихою была.
Щеглы – это маленькие красивые птички, которые селятся в широколиственных лесах. Пища щеглов – семена берёзы, осины и чертополоха. Щеглы любят жить не только в лесах, но и рядом с человеческим жильём – в садах и парках. Щеглы вьют гнёзда высоко на ветках деревьев, а их птенцы щеглята появляются на свет из яиц удивительного цвета – голубого, с тёмными пятнышками и небольшими штрихами. Осенью щеглы собираются в большие стаи и улетают туда, где зима теплее.
Проанализируйте текст, используя элементы заданий по развитию речи. Попросите ребёнка рассказать, что он узнал о щеглах, что ему запомнилось больше всего? Как называются птенцы щеглов? Где живут щеглы?
Во время выполнения этого задания следите за чистотой произнесения звуков «Ш» и «Щ», при необходимости повторите упражнения для их коррекции и правильной постановки.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Постановка звука «Ч» и «Щ»
Постановка звука «Ш»
Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].
Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:
Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].
Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .
Характеристика звука [Ч]:
Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:
Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.
Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:
Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].
Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:
1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:
2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :
3. Упражнение с применением игровой формы подражания:
4. Использовать опорные звуки:
Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.
Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:
Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках
Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.
Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].
Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах
Можно понять волнение родителей, которые вдруг обнаруживают, что их ребенок - дошкольник плохо или совсем не произносит некоторые звуки родного языка. В этом случае перед ними встает проблема, как научить ребенка правильному звукопроизношению? Допустимо ли это в домашних условиях? Специалисты утверждают, что родители могут многое сделать, чтобы помочь дошкольнику овладеть правильным звукопроизношением. Нужно лишь иметь определенные знания: о причинах плохого произношения, путях исправления, способах обучения правильной дикции.
По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное , восприятия, отношение родителей.
Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:
Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции.
Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих. Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному. По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.
При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.
Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с . Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.
Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.
Артикуляционная гимнастика предполагает , отработку движений губ и языка. Для нее родители могут использовать общепринятые логопедические игры, а могут сами придумать подобные. Чтобы заинтересовать дошкольника, его можно привлечь к подготовке таких игр: вырезать из легкой бумаги снежинки, пропеллеры к самолетикам, кораблики, разноцветные осенние листики. Главное, чтобы взрослый сам был увлечен процессом, тогда и ребенок будет с интересом выполнять упражнения.
Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:
Для тренировки языка также используются классические упражнения:
Все упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.
Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.
Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка.
Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:
Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.
Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.
Аналогично придумываются фразы с другими слогами.
Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.
Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):
Тема: Постановка звука [ Щ ]
Цель:
1.Образовательные:
Закреплять умение правильно произносит звук [щ];
2. Коррекционные:
Развитие фонематического слуха;
Развитие навыков фонематического анализа;
3.Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к занятию;
Оборудование: картинка (слон), профиль артикуляции звука [щ].
План:
I .Орг.момент
Приветствие. Сообщение темы занятия.
II .Основная часть
3.Пальчиковая гимнастика
4. Упражнение на развитие речевого дыхания
5. Упражнения по развитию мимической выразительности
6.Объявление темы занятия.
8.Постановка звука.
9. Физминутка.
11.Развитие фонематического слуха.
III .Итог
Оценка деятельности ребенка.
Ход занятия
I .Орг. момент.
Приветствие
Здравствуй. Сегодня к нам на занятие пришел вот такой замечательный слон. Его зовут Дамбо. Наш слон, очень умный, умеет говорить, знает почти все звуки и буквы, но вот звук [щ] у него произносить не получается. Поможешь слонику?
II . Основная часть.
«Улыбка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, - говорит,
-Я теперь - лягушка!
«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
« Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
«Блинчик»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
«Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние
«Большой и маленький»
3.Пальчиковая гимнастика
Давай покажем слонику, как хорошо мы с тобой делаем пальчиковую гимнастику.
Наши пальцы сжались тесно,
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
Сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.
4. Упражнение на развитие речевого дыхания.
Давай научим слоника делать дыхательные упражнения. Спокойно вдохни через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем выдохни протяжно, плавно выдох через рот.
«Заморозим подбородок»
Цель: формировать длительный, непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.
Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.
«Дождик»
Цель: формирование речевого дыхания, умения произносить слова на одном выдохе.
1 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловить капли» (вдох); 2 - на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»; 3 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловят капли» (вдох); 4 - на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.
5. Упражнения по развитию мимической выразительности.
Представь, что сейчас (в ноябре) к нам пришел Дед Мороз.
Представь себе, что у нас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а ты его гладишь.
Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?
Покажи, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.
6.Объявление темы занятия.
Сейчас мы с тобой будем учится правильно произносить звук [щ]. И научим слоника.
7. Анализ артикуляции по плану.
При звуке [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.
8.Постановка звука.
Сейчас я расскажу тебе сказку, про маленький паровозик. Маленьким паровозиком будет у нас язычок, а рельсами будут коренные зубы. У паровозика никак не получается встать на рельсы, давай ему поможем? Хорошо, – в путь! Боковые края языка, словно колёса, прижимай к верхним коренным зубам. Следи, чтобы «колёса» крепко стояли на рельсах и ни в коем случае с них не съезжали!(Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам). А теперь подуй на паровозик, чтобы он поехал. Хорошо, молодец.
Способы запасные, если не получаются предыдущие методы:
1.Самый простой способ постановки Щ от звука Ч. Для этого Ч нужно тянуть долго и тогда в конце будет слышаться звук Щ. Дальше нужно как можно дольше протягивать этот звук, стараясь говорить, как можно быстрее.
Внимание! Не забывайте следить, чтобы при произнесении звука Ч/Щ ребенок вытягивал губы вперед и поднимал язык к верхним зубам.
2.Слитно произносить шч. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за верхние зубы.
9. Физминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
10.Закрепление изолированного звука.
Скажи мне ты видела, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщ...» Как оно шипит?.. А ты видела в зоопарке змей? Знаешь, как они шипят? Послушай: «щщщ...». Повторим теперь вместе, как шипят змеи...
-А теперь давай энергично почистим одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …»
Давай с тобой проговорим скороговорку:
АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.
УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.
11.Развитие фонематического слуха .
-«Поймай звук»: хлопни в ладоши, когда услышишь звук щ среди других звуков, слогов,: ца, ре, [ощ], та, ш, щи, [са], зо, [щу],не, [ащ]
III . Итог занятия.
Молодец, ты сегодня очень старалась, я тобой очень довольна. Слоник, тебе тоже говорит спасибо, ты ему очень помогла.Скажи, какой звук мы сегодня учились произносить? Что тебе понравилось в нашем занятии?Можешь быть свободна.
Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [щ]. Артикуляционные упражнения
Артикуляционные упражнения на звук [щ] .
1. "Трубочка".
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 10.
2. "Окошечко".
Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.
3. "Блинчик".
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.
Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко : он должен только накрывать нижнюю губу.
4. "Вкусное варенье".
Слегка приоткрыть рот, и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна. Язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен покрывать верхнюю губу.
6. "Парус".
Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
7. "Загони мяч в ворота".
Вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.
8. "Фокус".
Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
Правильная артикуляция звука [щ] .
Губы выдвинуты вперед и округлены (окошечко) . Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.
Произносить отрывисто и энергично звук [щ] [щ] [щ]…
Произносить долго, протяжно [щщщ]…
Характеристика звука [щ] : согл., глухой, всегда мягкий.
Игра «Поймай звук » .
Взрослый произносит звуки . Ребенок хлопает, если слышит звук [щ] .
Щ, ж, ш, щ, а, м, ж, р, щ, щ, с, щ, з, ж, с, г, щ, р, ш, ж, с, л, р, щ…
Игра «Поймай звук » .
Взрослый произносит слоги. Ребенок хлопает, если слышит звук [щ] .
Ча, жа, ша, ща, жо, со, зы, щу, са, ру, жи, су, шу, що, шо, ра, ща, ро, сы, шэ, жу, ла, ро…
Игра «Повтори за мной» .
звука [щ] ) .
А) ща- ща- ща, що- що- що, щу- щу- щу, щи- щи- щи, ще- ще- ще.
Б) ща- що, щу- ща, що- щи, що- щу, ща- щи, щу- ща, що- щи, щи- ща, щу- що, щи- що, ща- щу, що- ща.
В) ща- ща- що. ща- що- ща.
що- щу- що. що- що- щу.
щу- ща- ща. щу- ща- щу.
що- ща- ща. ща- ща- що.
щу- що- щу. ща- що- що.
ща- щу- щу.
Г) ща- що- щу. щу- ща- щи.
що- щу- ща. щу- що- ща.
щу- ща- що.
Игра «Повтори за мной» .
Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ] ) .
А) ащ- ащ- ащ. Ищ- ыщ- ыщ.
Ищ- ищ- ищ. Ящ- ящ- ящ.
Ощ- ощ- ощ. Ищ- ищ- ищ.
Ущ- ущ- ущ.
Б) ащ- ощ. Ящ- ыщ.
Ащ- ищ. Ущ- ыщ.
Ащ- ущ. Ущ- ящ.
Ащ- ящ. Ущ- ищ.
Ащ- ыщ. Ищ- ыщ.
Ощ- ущ. Ищ- ящ.
Ощ- ищ. Ищ- ущ.
Ощ- ящ. Ищ- ощ.
В) ащ- ащ- ощ. Ыщ- ыщ- ощ.
Ощ- ащ- ощ. Ящ- ущ- ущ.
Ищ- ущ- ищ. Ищ- ищ- ащ.
Ущ- ищ- ищ.
Г) ащ- ищ- ощ. Ущ- ащ- ощ.
Ощ- ищ- ащ. Ащ- ущ- ощ.
Ищ- ащ- ощ. Ощ- ущ- ащ.
Ощ- ащ- ищ. Ащ- ощ- ищ.
Игра «Повтори за мной» .
Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ] ) .
1. Щит, щипцы, щавель, щетка, щеки, щука, щенок, щегол, щепка, щупальцы, щуриться, щебень, щекотать, щи, щелчок, щепать, щетка, щетка,
2. Ящик, клещи, овощи, роща, площадь, пища, обещать, угощать, обращать, еще, сгущенка, ищут, тащу, чищу, блещут, вещи, пищит, лещи, трещина, кипящий, дымящий, говорящий, смотрящий, летающий, защита, будущий, Кощей, прищепка, пищера, угощенье, туловище, будущее, пищит.
3. Помощь, лещ, плащ, овощ, клещ, борщ, товарищ.
4. Хищник, изящный, помощник, мощность, мощный, овощной, насущный, общий, банщик, пильщик, ныряльщик, мойщик, каменщик, гонщик, выдумщик.
Игра «Профессии» .
Образовать существительное, обозначающее профессию.
Стеклить- стекольщик.
фехтовать. экскаватор.
точить. барабан.
чистить. сварка.
носит. уголь.
камень. часы.
Игра «Огромные предметы»
Образуйте существительное с увеличенным значением.
нос- носище.
сила. дом.
кот. волк.
зубы. рука.
глаза. усы.
сапог. медведь.
нога. голова.
Словосочетания.
Хищная щука.
Щавельные щи.
Ищу щенка.
Тащу щуку.
Щи из овощей.
Обещать угощение.
Ищу вещи.
Жилище чудовище.
Плащ товарища.
Щетка щенка.
Мощный хрящ.
Угощать борщом.
Игра «Жадина» .
Ребенок говорит, что все вещи его.
Например : мой щит, моя щука…
овощи, щенок, клещи, плащ, щепка.
Предложения.
Щенок щиплет щепку.
В ящике пищит щенок.
Вещи лежат в ящике.
Щенок утащил ящик.
Мама готовит на обед щи и жареную щуку.
Щенок пищит в ущелье.
Дети ищут щенка в ущелье.
Недалеко от рощи было много щавеля.
Щи да каша- еда наша.
Чистоговорки.
Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.
Дождь идет- я без плаща- ща- ща- ща.
Нет дождя, а я в плаще- ще- ще- ще.
Я тебя не отпущу- щу- щу- щу.
Ты иди меня ищи- щи- щи- щи.
1. Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
2. Тощий Тимка всех тощее,
Тоще тощего Кощея.
Он не ест у нас ни щей,
Ни борщей, ни овощей.
Вот и тощий, как Кощей
Скороговорки.
1. Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
2. Ты нас, мама, не ищи-
Щиплем щавель мы на щи.
3. Волки рыщут, пищу ищут.
Щегленок и щенок.
У Ани- щегленок и щенок. Любит щегленок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает : щегленок еще маленький.
У водоема.
Ваня с папой идут к водоему. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащить щуку без папиной помощи.